Жизнь – штука с выкрутасами. Однажды она может вознести тебя на самый верх – выступления, гонорары, рукоплескания. А на следующий день, стоило только расслабиться, выкинуть такой фортель, что дух захватывает.
История Ирины Гринёвой, той самой актрисы из «Раневской», что сыграла Любовь Орлову, – это как раз про такие крутые виражи судьбы. Про мечту, которая чуть не разбилась о московскую брусчатку, про побег из монастыря и про то, как настоящее счастье приходит тогда, когда ты уже почти перестал его ждать.
Казанская мечтательница с чемоданом отчаяния
В начале было не слово. В начале была мечта. Маленькая Ира, выросшая в Казани в окружении мамы-актрисы и бабушки-портнихи, с самого детства знала, что будет «там» – на экране или на сцене. Это была не просто детская фантазия. Это была почти что фамильная миссия.
Бабушка, Галина Александровна, в молодости сама грезила о театре, но суровые реалии жизни заставили её забыть о сцене. Мама тоже не смогла до конца реализовать своё призвание. Так что Ирина шла к своей цели за троих – за себя, за маму, за бабушку.
Она была готова к жертвам. Ещё в школе её, единственную из всего класса, пригласили учиться в легендарную Академию русского балета имени Вагановой в Питер. Но отпускать девочку одну в другой город мама с бабушкой не решились. Ирина, впрочем, не сильно расстроилась. Балет – это красиво, но её манил именно драматический театр. Тот самый, куда она ходила с мамой, заворожённо слушая шепотом прочитанные ею наизусть Пушкина и Шекспира.
После школы, собрав чемодан с самыми необходимыми вещами и несломимой верой в себя, она отправилась покорять Москву. Столица встретила её не просто прохладно – она встретила её враждебно. Ночевать было негде, и временным пристанищем абитуриентки стал... Казанский вокзал. Да-да, та самая точка отправления её мечты. Она спала на жёстких скамейках, а днём расхаживала по перрону, бормоча басни и отрывки из прозы. Она подала документы во все театральные вузы столицы. И везде – провал.
Это был крах. Все её представления о справедливости рухнули в одночасье. Возвращаться в Казань с повинной головой? Нет, это было даже не мыслимо. Кто-то, видя её отчаяние, посоветовал попытать счастья в Ярославле, где экзамены начинались позже.
Ирина поехала. Но и там – та же история. Она сидела на холодных ступеньках института и рыдала, не в силах сдержать слёз. Казалось, все двери захлопнулись перед ней навсегда.
И тут судьба, всегда любящая иронию, сделала свой первый неожиданный ход. Её рыдания заметил студент четвертого курса. Парень, сам прошедший через вступительные испытания, вдруг проникся к этой хрупкой, отчаявшейся девушке.
Он уговорил одного из педагогов послушать её ещё раз, дать последний шанс. Ирина, стиснув зубы и собрав всю свою волю в кулак, этот шанс использовала на все сто. Она поступила. Мечта, которую она чуть не похоронила на московском вокзале, ожила в Ярославле.
Монастырь, сцена и первый муж – «большая любовь», которая не спасла
Студенческие годы – время поисков, и не только творческих. Ирина, всегда чувствительная к вопросам веры и духовности, вдруг решила, что её путь – это монастырь. Ей показалось, что только там, вдали от суеты, она обретёт ту самую, правильную и возвышенную жизнь.
Реальность, как это часто бывает, оказалась куда суровее и прозаичнее. Строжайшая дисциплина, тяжёлый физический труд, полное отречение от собственной воли – всё это оказалось не для неё.
Неделя, проведённая в монастыре, стала для неё суровой, но бесценной встряской. Она не разочаровалась в вере. Она поняла, что её служение – это сцена. Она вернулась в институт с твёрдым осознанием: её место в театре. И она стала учиться с удвоенной, нет, с утроенной энергией.
Именно в Ярославле её ждало и первое серьёзное любовное разочарование. Её избранником стал высокий, статный сокурсник. Казалось, вот он, идеал. Но у этого «идеала» был страшный недостаток – патологическая, доходящая до абсурда ревность.
Однажды обычная ссора переросла в нечто большее. Молодой человек, не справляясь с эмоциями, поднял на Ирину руку. Всего один удар – и у девушки была выбита челюсть. Так болезненно и грубо закончилась её первая влюблённость. Парня, к счастью, отчислили. А Ирина получила не только физическую травму, но и первый горький урок доверия.
После окончания ярославского театрального она, закалённая жизненным опытом, снова отправилась в Москву. На этот раз – более прагматично. Она поступила на курс экспрессивной пластики к Геннадию Абрамову.
И очень скоро её дебют в «Эпигон-театре» в постановке «Игра в классики» был отмечен премией Высоцкого «Лучший дебют». Карьера пошла в гору: Театр имени Станиславского, сотрудничество с «Практикой» и другими известными площадками. А потом и кино – «Самозванцы», «Всегда говори «всегда»», «Только ты»...
Именно в этот период, на самой волне творческого подъёма, в её жизни появился Он. Андрей Звягинцев, тогда ещё начинающий, но невероятно талантливый режиссёр. Это была та самая «большая любовь», о которой грезят все девушки. Они поженились. Их брак продлился шесть лет. Шесть лет, о которых оба предпочитают не распространяться. Это была закрытая, частная территория.
Коллеги и друзья видели в них идеальную творческую пару. Казалось, это навсегда. Но жизнь опять решила подшутить. Со стороны казалось, что у них всё в шоколаде, но внутри что-то тикало, как часовой механизм. В 2010 году они тихо и без лишнего шума развелись.
Позже Ирина как-то обмолвилась, сквозь зубы: «У нас с Андреем была большая любовь. Но мы поняли, что не созданы друг для друга». Больше ни слова. После расставания они стали абсолютно чужими людьми, будто тех шести лет и не было. Она признавалась, что после этого ей будет очень сложно снова научиться доверять мужчине.
Третья попытка: фигурист, три дня до решения и вечные медовые месяцы
2010 год стал для Ирины Гринёвой переломным. Развод с Звягинцевым, казалось, поставил крест на её личном счастье. В 37 лет она снова была одна. И вот тут судьба, насмотревшись на её страдания, видимо, решила сжалиться.
Её пытались познакомить с фигуристом Максимом Шабалиным целых три раза. Две первые попытки друзей провалились – они просто не запоминали друг друга. А на третьей, на одной из вечеринок, что-то щёлкнуло. Он – молодой, красивый, знаменитый спортсмен, на 9 лет её младше. Она – утончённая, умная, с уже приличным багажом жизненного и актёрского опыта. И между ними проскочила та самая искра.
События развивались с кинематографической скоростью. Три дня. Всего три дня свиданий и разговоров – и они поняли, что хотят жить вместе. Ещё через несколько дней Максим сделал ей предложение. Ирина, та самая, которая после развода боялась доверять, сказала «да» без тени сомнения.
Она всегда мечтала о красивой свадьбе. И Максим подарил ей сказку. Платье – точная копия наряда невесты Николая II. Пышное торжество в кругу самых близких. А на следующий день после ЗАГСа – венчание в храме Успения Божьей Матери. И сразу после – романтическое путешествие на юг Франции.
Казалось бы, вот он, хэппи-энд. Можно выдыхать. Но Гринёва и Шабалин на этом не остановились. Они придумали свою собственную, удивительную традицию. Они празднуют свою свадьбу... каждый год. Да-да, вы не ослышались. Каждую годовщину они надевают новые наряды, собирают друзей и заново принимают поздравления. Для них это не просто дата в календаре. Это способ снова и снова переживать то самое счастье, которое их накрыло в ноябре 2010-го.
А в 2013 году их сказка обрела новое, самое главное измерение. Дочь Василиса. Ирина, перфекционистка во всём, подошла к рождению ребёнка с той же творческой основательностью. Она уехала рожать в маленький испанский городок, к знаменитому акушеру. И составила специальный плейлист, под который и появилась на свет её дочь. Василиса родилась под звуки джаза.
Сейчас Ирине Гринёвой за пятьдесят. Она по-прежнему играет в театре, снимается в кино, как, например, в нашумевшем «Слово пацана. Кровь на асфальте», где ей было психологически тяжело вспоминать лихие 90-е, которые забрали у неё брата. Но теперь в её жизни главное – не работа. Главное – это семья. Та самая, которую она так долго искала.
Она, составившая в юности список из 10 требований к идеальному мужчине, сейчас с улыбкой перечитывает его. Высокий, красивый, верующий, небедный, талантливый... Жизнь дала ей всё, что она просила, и даже больше. Просто сделала это по-своему, заставив пройти через побег из монастыря, ночёвки на вокзале, предательство первого возлюбленного и боль развода.
Чтобы в итоге подарить настоящее, тихое, прочное счастье. С фигуристом, который младше её на девять лет, с которым они играют в свадьбу каждый год и который раскрасил её жизнь яркими красками, о которых она, вся в работе и театре, даже и не мечтала.
Может, она и не была идеальной во всех своих поступках, но её история – это идеальный пример того, что никогда не стоит сдаваться. Ни в профессии, ни в любви. Потому что судьба, эта большая шутница, всегда может преподнести сюрприз. Главное – быть готовой его принять.