Найти в Дзене
Стихия Высоцкого

Хотел бы взять билет на "ТУ" и в Заполярье - в Воркуту

Об этом автографе и его обладателе уже писала несколько лет назад в сети ВКонтакте. Надеюсь, волшебный алгоритм Дзена не посчитает это плагиатом. Впрочем, "сам у себя ворую - имею право" (с). Однажды после спектакля «Гамлет» в гримерку Владимира Семёновича постучался очередной проситель автографа. Рядовой случай, но, видно, чем-то глянулся посетитель Высоцкому. А может, просто рыбак рыбака… простите, художник художника издалека чует? Как бы ни обстояло дело, посетитель получил автограф не простой, а поэтический. Измотанный ролью Высоцкий не ограничился обычным «Добра!», а выдал экспромт – вполне себе законченное двустишие. А посетителем этим был талантливый скульптор, художник, поэт из Воркуты Вениамин Иванович Смирнов.
Благодаря энтузиастам-краеведам мы узнали и историю этого автографа, и обрели сам автограф. Нашла его Ольга Орлова, заведующая научным отделом Национальной галереи Республики Коми. Вот что она рассказывала мне в переписке: «В 2007 году сделала большой выставочный проек
Оглавление
Записная книжка В.И. Смирнова
Записная книжка В.И. Смирнова

Об этом автографе и его обладателе уже писала несколько лет назад в сети ВКонтакте. Надеюсь, волшебный алгоритм Дзена не посчитает это плагиатом. Впрочем, "сам у себя ворую - имею право" (с).

Однажды после спектакля «Гамлет» в гримерку Владимира Семёновича постучался очередной проситель автографа. Рядовой случай, но, видно, чем-то глянулся посетитель Высоцкому. А может, просто рыбак рыбака… простите, художник художника издалека чует? Как бы ни обстояло дело, посетитель получил автограф не простой, а поэтический. Измотанный ролью Высоцкий не ограничился обычным «Добра!», а выдал экспромт – вполне себе законченное двустишие. А посетителем этим был талантливый скульптор, художник, поэт из Воркуты Вениамин Иванович Смирнов.
Благодаря энтузиастам-краеведам мы узнали и историю этого автографа, и обрели сам автограф. Нашла его
Ольга Орлова, заведующая научным отделом Национальной галереи Республики Коми. Вот что она рассказывала мне в переписке:

«В 2007 году сделала большой выставочный проект. Каталог, песни, стихи, выставка Вен. Смирнова. При подготовке к выставке работала с архивом Воркутинского музея. Там и обнаружила этот автограф и рукопись Смирнова с воспоминаниями о встрече. В музей Высоцкого писала, но ответа не было. Все материалы мной опубликованы».

Опубликован этот автограф был в местном журнале «Арт» в далеком 2007 году вместе с воспоминаниями получателя об этом событии. Думается, мы все должны поблагодарить Ольгу Владимировну за публикацию. Музей Высоцкого, как мы видим, в данном случае благодарить не за что.

Историю автографа Ольга Орлова нашла в записной книжке В. Смирнова (ссылка на полный текст в конце статьи). Зимой 1977 или 1978 года он был приглашён в творческую группу от Союза художников РСФСР и жил в Москве. Познакомился с девушкой, имевшей тесные связи с Театром на Таганке и с её помощью фактически стал завсегдатаем Таганки.

"Видел «Галилея», «Деревянные кони», «Матушку Кураж», «Пристегните ремни», «Пугачёв» (какой там Высоцкий в р. Хлопуши. Да и весь спектакль!), «Антимиры» и, наконец, «Гамлета». Роль Гамлета исполнена В. Высоцким. <...> Нет нужды описывать все подробности, скажу только, что спектакль в постановке Ю. Любимова меня потряс. Это было чудо! Ничего подобного я не видел".

После спектакля потрясённый художник с помощью удостоверения корреспондента газеты «Заполярье» и членского билета члена СХ СССР прорвался в гримёрку актёра. Вряд ли Высоцкого кто-то предупредил об этом посещении, тем не менее, встреча состоялась. "Корреспондент" вынул блокнот, ручку и задал первый вопрос: «Владимир Семёнович, Вы были в Воркуте?». Оказалось, что там-то Высоцкий и не бывал. Конечно, тут же последовало предложение приехать с концертами - люди его любят, ждут и хотят видеть. Высоцкий ответил, что официальный вызов нужно посылать на имя директора театра, что вызов должен быть от какого-нибудь крупного завода, объединения или горисполкома, наконец. Договорились. Но никто из официальных лиц Воркуты вызова так и не оформил. Побоялись, видимо. В конце краткой встречи Смирнов попросил Высоцкого сказать что-нибудь для воркутинцев.

Он протянул руку: «Давайте ваш блокнотик». Я подал ручку и блокнот, развернув чистые листы.
Спросил:
— Воркута на Печоре?
— Ну что Вы, В.С., на Воркуте.
Он усмехнулся с матерком, сказал:
— Век живи, век учись.
И подал мне мой блокнот. Там, косо, в левом верхнем углу листа стояло:
Хотел бы взять билет на ТУ
И в Заполярье, в Воркуту.
В. Высоцкий
Я поблагодарил его и за спектакль, и за этот наш разговор. Мы пожали друг другу руки. И расстались. <...>
Тогда, на Таганке, я думаю, что мог бы договориться о том, чтобы вылепить его портрет. В разговоре, а я очень волновался, это просто вылетело у меня из головы. Теперь я тем более жалею. Я думаю, он бы не отказался. Почему-то я уверен в этом, вспоминая, как мы говорили в его театральной комнате.
И потом! — в 80-м. Как гром среди ясного неба — известие о его смерти. Я тогда был у родителей, в Ленинграде. Ушёл к друзьям-художникам. Двое суток я не был дома. (Из записной книжки в. Смирнова)

В 1981 году скульптор выразил свою боль в работе "Разорванное сердце. Памяти В. Высоцкого".

Вряд ли Владимир Семёнович запомнил эту встречу. А ведь удивительным образом можно проследить некие параллели в судьбах этих двоих талантливых, неординарных, творческих людей. Начать с того, что они почти ровесники (В. Смирнов родился 30 августа 1937 г., Высоцкий - 25 января 1938-го). Даже внешне можно углядеть некоторое сходство при желании.

Как и Владимир Высоцкий, Вениамин Смирнов был талантлив в разных областях искусства. Как и Владимир Высоцкий, Вениамин Смирнов "сделал себя сам". Паренёк из рабочей ленинградской семьи вдруг после восьмого класса против воли отца поступил в Ленинградское художественное училище и с отличием его закончил. А его отец до конца жизни искренне считал, что творчество не может быть призванием и профессией.

«Прожил ты уже большую половину своей жизни и не научился жить так, как все нормальные люди живут» - писал отец сыну 6 января 1993 г. Да, не жил он как все нормальные обыватели живут. И не мог так жить. После училища поступил в Академию художеств, но не следовал академическим канонам, искал свою колею. Потому и получил на защите диплома оценку "удовлетворительно". Ездил по всей стране, чтобы "набраться впечатлений". Попав в Воркуту, прикипел к этому краю сердцем и остался там на всю жизнь. Жена такой любви к провинции не поняла и уехала "в цивилизацию" с шестилетним сыном. Сын только через 10 лет после смерти отца начал понимать масштаб личности и таланта В. Смирнова, в детстве-то ему дед внушал, что беспутный батя просто не хочет жить, как все люди.

Денис Вениаминович Смирнов очень похож на отца, просто одно лицо.
Денис Вениаминович Смирнов очень похож на отца, просто одно лицо.

Ну да, и творчество у него всегда было на первом месте, и проблемы с алкоголем имелись, как у многих творческих людей, и проблемы в личной жизни. И жестокий мир зависти коллег по цеху. Высоцкий сталкивался с этим в Москве, а каково в глухой провинции быть белой вороной?

Пророков нет в отечестве своём...

Ольга Орлова признавалась, что желание вернуть воркутинцам память об их талантливом земляке пришло к ней во время изучения архивов местных художественных организаций: слишком явная предвзятость сквозила в протоколах обсуждений работ В. Смирнова, слишком явно была видна игра в одни ворота. От первой персональной выставки в родном городе до второй прошло целых 20 лет! Да, этот большой художник в жизни был раним и беззащитен, об этом говорят все знавшие его люди. Не умел идти по головам, расталкивая всех локтями. Хотя мог себе позволить. Ведь поначалу всё в его жизни и профессии было прекрасно: и работы сразу были замечены зрителями, и критики отнеслись благосклонно, отзывы хвалебные, выставки персональные в Москве, отдельные работы ездили и за рубеж, и оседали в музеях и частных коллекциях не только в своей стране. Удивительным образом один человек мог быть и скульптором-монументалистом, и тонким художником, работал с малыми формами, рисовал пером и тушью, литьё, керамика, живопись. Работал в сложной технике и различными материалами – это терракота и гипс, шамот и керамика, бронза и стекло, глина и дерево… Диапазон его возможностей и разнообразие работ поражают. Не могу отказать себе в удовольствии продемонстрировать некоторые фото удивительно самобытных творений.

Любимому северному краю посвящены многие работы. Особенно впечатлила Смирнова Чукотка. По итогам творческой экспедиции он с товарищами даже выпустил книгу "Чукотка" (Сов. художник, 1973). В предисловии написано:

"Все, что вы сейчас увидите и о чем прочтете, находится очень и очень далеко, за полярным кругом, там, где полгода день и полгода ночь, там, где нет деревьев, но есть северное сияние, где дуют хо­лодные ветры, а штормовая волна режет гранитные берега. Вот об этом крае зорких и мужественных пограничников, смелых охотников и мудрых оленеводов, крае моржей, китов, оленей, собак нам и хо­чется рассказать.
Мы, авторы книги, осенью 1968 года отправились в творческую ко­мандировку от Союза художников СССР и Главного управления по­граничных войск СССР. Проделав тысячи километров пешком, на собаках, вездеходах, вертолетах, самолетах, вельботах и кораблях, привезли много рисунков, гравюр, акварелей, скульптур и даже сти­хов. Нам удалось наблюдать обычаи чукчей и рисовать с натуры экзо­тических животных, суровые пейзажи края. Мы участвовали в охоте на китов и моржей, в отлове оленей, выслеживали зверя вместе со зверобоями, плавали у берегов Аляски. Нам удалось побывать в мало­доступных местах Чукотки, мы ночевали в заснеженной тундре, в ярангах и теплых благоустроенных деревянных домах с паровым отоплением. Эта поездка еще раз раскрыла для нас силу и твердость советского характера в борьбе со стихией. Вот эту землю нашего Крайнего Севера, ее поэтическую природу и неповторимый живот­ный мир читатель увидит в нашей книге".

Очерки в книге написаны В. Смирновым. Иллюстрации тушью и пером на её страницах - это тоже его работа. Иногда книгу даже можно встретить в букинистических разделах различных онлайн-магазинов.

И множество скульптурных работ посвящены северному краю.

Жжёт нас память и мучает совесть У кого, у кого она есть...

Многочисленные портреты известных людей Воркуты и своих собратьев по ремеслу тоже трудно назвать каноническими бюстами.

Люди труда, герои мифов, исторические, лирические и жанровые сцены - всё это можно найти в творчестве В.И. Смирнова:

Когда увлёкся техникой батика - создавал многометровые полотна дома, в обычной ванне.

На фото трудно увидеть, но пишут, что на полотне батика, посвящённого Юрию Гагарину, помимо изображения, есть надпись: "Мы дети Солнца, с этого маленького кусочка Вселенной, с голубой Земли, несём жизнь и радость тебе, кто бы ты ни был, первый встречный на большой звёздной дороге".

Такое мог написать только поэт. Вениамин Смирнов и был поэтом. Поющим (!) поэтом. Книжку стихов выпустило местное издательство в 1981 г. А к юбилею со дня рождения художника в 2007 г. был издан компакт-диск с песнями - и стихи, и музыку к ним написал В. Смирнов в 1964-66 гг. По воспоминаниям воркутинца, врача «скорой помощи» и поэта Марка Каганцова, песню В. Смирнова «Одуванчик воркутинский золотой» в середине 1970-х пел весь его курс Архангельского мединститута.

Исполняет Виктор Подгорбунский.: Одуванчик воркутинский золотой (В. Смирнов): слушать онлайн

В стихах Вениамина Смирнова столько искренности и незащищённости. "Поэты ходят пятками по лезвию ножа и ранят в кровь свои босые души..." - В. Высоцкий. "Зачем сжигаю душу я…" - В. Смирнов.

Когда внезапно кончилась наша страна, кончилось и благополучие Вениамина Смирнова. Ни он сам, ни его работы оказались никому не нужны. Удар следовал за ударом - и в личной жизни, и в профессиональной. В 1989 г. он создает ряд произведений-размышлений («Путь», «Горящий крест», «Горящее колесо», «Мертвая ноосфера»). Мысли об одиночестве, смерти все чаще звучат и в его поэтическом творчестве. Последняя персональная выставка художника состоялась в 1991 году в Воркуте. А в 1993 году его просто выкинули из мастерской (за аренду помещения не смог заплатить), а всё, что там было, просто вывезли на городскую свалку. Это окончательно добило и без того пошатнувшееся на фоне алкоголизма психическое здоровье Вениамина Смирнова. Есть страшные кадры хроники, на которых видно, как он бродит по свалке в надежде отыскать хоть что-то. После этого жизнь быстро покатилась под откос. Квартиру оккупировали собутыльники-бомжи, спал в ванне - в той самой, где когда-то изготавливал свои знаменитые батики. Одиночество, нищета, наркология и последнее пристанище - психиатрическая больница. Там он и умер в 1996 году. Где были воркутинские художники, почему никто не помог собрату по цеху хотя бы вовремя попасть в больницу? Впрочем, что сетовать, в те годы каждый выживал как мог. Всенародно известные артисты умирали в нищете и забвении, не то что провинциальные скульпторы и художники. Хотя вот вынес мне интернет в процессе поиска страничку некого воркутинского поэта с воспоминаниями о Смирнове. И стало понятно, что дело не во временах, а в людях...

***
Во мне смеются белые березы,
им треплет кроны ветер молодой,
шумят леса, печальны и серьезны,
и птицы говорят между собой,
и грустные неведомые песни
поёт трава, осенняя трава.
и мир огромный, вечный и чудесный
роняет наземь звёзды, как слова...

***

Я прорасту весной зеленой
Земною вечною травой,
А может быть, я стану клёном,
И буду я шуметь листвой,
Иль стану облаком я легким,
И ветер вдаль помчит меня,
И снова наслажусь полетом,
Свое обличье изменя,
Иль выпаду ночной росинкой,
Иль проливным прольюсь дождём
Над стороной моей Россией…
И вновь уйду своим путём,
Вот как сейчас, ища ответа,
Летят по небу журавли…
Я в этом мире буду нечто -
Любой частицею земли.   (20 июля 1979г.  Воркута)

***
.. Я был один. Я был с друзьями,
И с умными, и с дураками.
Не их похмелью потакал -
Я самого себя искал.
Я был сто раз судьбою брошен,
И сам собою огорошен.
Я был, мечтал, я был унижен,
Я был неправильно подстрижен,
Я был уныл, я был, я был,
Я о себе самом забыл...

***

Одиночества просит душа, одиночества,
Тех вечерних раздумий, бродя по дорогам лесным,
Задушевной красы предзакатной мне хочется,
Что как память единственной в жизни весны.

Безмятежно принять все земные невзгоды и радости,
Суету не держа в откровенною ставшей душе.
Я пройду неспеша под дугу чудо-радуги,
Посмотрю на поля, постояв на меже.

И утихнет во мне эхо боли, как рана военная,
И родная земля, я уверен, поможет мне вновь.
И останется главное, то, навсегда сокровенное,
То нетленное, то, что зовётся «любовь».

"Не скажу про живых, а покойников мы бережём!"

После того, как усилиями Ольги Орловой и немногих оставшихся друзей, имя Вениамина Смирнова и его немногие сохранившиеся работы вновь стали достоянием общественности, оказалось, что он нужен родному краю хотя бы как имя, как бренд. Теперь работы В.И. Смирнова хранятся в Национальной галерее Республики Коми и Воркутинском музейно-выставочном центре. Имя Вениамина Ивановича Смирнова включено в список «Сто имен Воркуты». К 80-летию персональную выставку организовали. Масштабную. В интернете теперь можно найти множество публикаций о нём и его творчестве.

А когда готовился самый первый масштабный проект, работы мастера искали и собирали поштучно, где только могли. Друг спас при разорении мастерской штук 40 маломерных работ, что-то было в разных музеях страны. А батик "Север", считавшийся безвозвратно утерянным, неожиданно нашёлся - он был у Н.Н. Герасимова, фигуры для Воркуты знаковой. Николай Николаевич прошел большой трудовой путь от геолога до министра промышленности, а затем и заместителя Председателя Правительства Республики Коми. Узнав о подготовке персональной выставки В. Смирнова, Герасимов передал батик в национальную галерею с условием, чтобы не в запасниках валялся, а экспонировался всё время. И стал меценатом, финансово помог довести проект до конца. "Над проектом работала целая команда: Дизайнеры Ольга Кривушева, Шадрин. Помогала директор Воркутинского музея Галина Трухина. Меценаты - Николай Герасимов, Игорь Шпектор и др." (О. Орлова)

"Примечательно, что выставка уже после открытия продолжала пополняться экспонатами. Плакетку «Тундра» принес бывший воркутинец Альберт Бернштейн. Памятный рельеф с могилы геолога Николая Третьякова, выполненный по эскизу художника, предоставила Нина Третьякова. Однажды воры попытались унести этот рельеф с кладбища, но, к счастью, им это сделать не удалось. Так надгробный знак оказался дома. Нина Михайловна предоставила и редкие фотографии Вениамина Смирнова, где он запечатлен вместе с подругой Мариной Кастальской, и шутливые зарисовки, которые художник написал в больнице, где лежал в одной палате с Николаем Третьяковым. Фрагмент декоративной композиции «Солнце», скульптурки идолов принесли художники Татьяна Васильева и Станислав Торлопов. Эти работы когда-то были обнаружены в мусорных контейнерах фонда художников". (газета "Республика, 2007, 7 ноября)
Работы скульптора в современном выставочном зале. В правом верхнем углу парные фигуры "Вечер". Внизу на кресте - "Джордано Бруно"
Работы скульптора в современном выставочном зале. В правом верхнем углу парные фигуры "Вечер". Внизу на кресте - "Джордано Бруно"

Спасибо этим добрым людям. Ну что же, хорошо, что художник, скульптор, поэт Вениамин Смирнов не забыт. Его уцелевшие работы радуют зрителей. Сын его снял об отце фильм "Северное сияние Вениамина Смирнова", его даже можно посмотреть:

Друзьям – когда умру

Поговорите обо мне –
Посмейтесь иль поплачьте,
Иль песню спойте в тишине
«…госпожа Удача..».
Не нужно только суеты
И лживых слов не нужно:
В них не укроешь пустоты,
А пустота – занудна.
(22.11.1975 г.)

Смирнов В.И. Отрывки из записных книжек // Арт. – 2007. – №4. – С. 139-142.

Орлова О. "Зачем сжигаю душу я..." - там же, с. 143-154.

Подборка стихов В. Смирнова - там же, с. 155-168.

В. Смирнов. Художник, скульптор, поэт // Воркутинский муниципальный архив

Персональная выставка Вениамина Ивановича Смирнова (17 мая 2023 - 02 июля 2023) // Национальная галерея Республики Коми

Воркута культурная: Вениамин Смирнов (Впечатления от посещения выставки от автора канала "Записки у изголовья") /использовала некоторые фотографии автора, спасибо/

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого".