Найти в Дзене
Деревянная утка

Больше нет хаоса и беспорядка | Осторожно: аналитик на кухне

Никакой воды сегодня (кроме той, что в раковине). Буду рассказывать про то, как я реорганизовала порядок у себя на кухне так, что уже 2 недели у меня в рабочей зоне кухни всегда чисто. Никаких секретов и магии: только анализ, наблюдения и правильная постановка задачи. Ну и капельку занудства, куда ж без этого. Приоткрывайте форточку, я начинаю объяснять. Если очень кратко, то база красивой и аккуратной кухни выглядит так. В целом, в этой базе всё хорошо. У многих по этим правилам организовано хранение и всё хорошо работает. Но. Во-первых, я 90% времени на кухне использую только 10-20% имеющегося одинакового инвентаря. Всё остальное иметь перед глазами мне вообще не нужно. Меня раздражает визуальный шум из кучи разных предметов, которые вроде и стоят по категориям, но я всё равно не могу запомнить, где и что лежит и что у меня вообще есть. В итоге, моя голова тратит каждый раз лишнее время на поиск и выбор нужного. Я от этого сильнее устаю, чем от уборки. Например, из всех специй я регу
Оглавление

Никакой воды сегодня (кроме той, что в раковине). Буду рассказывать про то, как я реорганизовала порядок у себя на кухне так, что уже 2 недели у меня в рабочей зоне кухни всегда чисто.

Никаких секретов и магии: только анализ, наблюдения и правильная постановка задачи. Ну и капельку занудства, куда ж без этого.

Приоткрывайте форточку, я начинаю объяснять.

Порядок на кухне: какие есть правила

Красивый, но не очень функционаьный, пример с просторов интернета. Источник - https://imrt.su/our-blog/6-sekretov-organizaczii-otkryityix-stellazhej-na-kuxne/
Красивый, но не очень функционаьный, пример с просторов интернета. Источник - https://imrt.su/our-blog/6-sekretov-organizaczii-otkryityix-stellazhej-na-kuxne/

Если очень кратко, то база красивой и аккуратной кухни выглядит так.

  • Зонируем пространство: для каждой категории предметов выделяем отдельное место хранения.
  • Применяем корзины, лотки и держатели для мелочей, размещая их в ящиках или на столешнице.
  • Используем выдвижные ящики с разделителями, подвесные полки и органайзеры для шкафов.
  • Придерживаемся минимализма: оставляем на виду только самое необходимое, остальное убираем в шкафы.
  • Отдаём предпочтение многофункциональной и компактной технике, чтобы сократить количество предметов.
  • Храним продукты в прозрачных контейнерах с подписями для удобства и контроля остатков.

В целом, в этой базе всё хорошо. У многих по этим правилам организовано хранение и всё хорошо работает. Но.

Мне такая система не совсем подходит

Промежуточный результат организации рабочей поверхности. Очень близко к тому состоянию, которое я могу назвать чистым
Промежуточный результат организации рабочей поверхности. Очень близко к тому состоянию, которое я могу назвать чистым

Во-первых, я 90% времени на кухне использую только 10-20% имеющегося одинакового инвентаря. Всё остальное иметь перед глазами мне вообще не нужно.

Меня раздражает визуальный шум из кучи разных предметов, которые вроде и стоят по категориям, но я всё равно не могу запомнить, где и что лежит и что у меня вообще есть. В итоге, моя голова тратит каждый раз лишнее время на поиск и выбор нужного. Я от этого сильнее устаю, чем от уборки.

Например, из всех специй я регулярно пользуюсь только своими сушенными заготовками (чеснок, лук), солью и перцем.
У меня есть куча других специй, которые я обожаю, но я ими пользуюсь 1 раз в месяц: когда делаю большую заготовку еды. Мне ни к чему эти красивые многоуровневые коробочки для специй.
Исключение - таблетки, которыми я из-за болезни вынуждена "питаться" каждый день. Эти пёстрые коробки я убрать не могу. Животные тоже болеют и стареют, поэтому их ежедневные препараты у меня тоже перед глазами (батарея сильно не греет).
Исключение - таблетки, которыми я из-за болезни вынуждена "питаться" каждый день. Эти пёстрые коробки я убрать не могу. Животные тоже болеют и стареют, поэтому их ежедневные препараты у меня тоже перед глазами (батарея сильно не греет).

Во-вторых, покупка дополнительных коробок / корзинок для категоризации на кухне лично у меня создает только ещё больше бардака, который я не могу поддерживать. Да, это визуально создаёт порядок, но у меня любая коробка = новая точка хаоса для создания бардака.

Ничего не могу тут с собой поделать. Проверено годами жизни с самой собой :)

В-третьих, я сейчас в процессе перехода на систему заготовок, когда я полноценного готовлю 1-2 раза в месяц, а всё остальное время я не стою у плиты (только если есть настроение).

Либо я достаю контейнер с готовой едой, либо беру тарелку / сковородку / кастрюльку и собираю из готовых ингредиентов блюдо за 5-10 минут.
Мне в таком случае даже плита редко бывает нужна.

Посуду стараюсь сама не мыть и делегировать это всё Зинаиде (посудомойку так зову). Гости у меня тоже нечасто бывают, так что у меня отпала необходимость постоянно держать под рукой всё и сразу.

В общем, имеющиеся правила у меня полностью не закрепились. А это значит, что пришло время микро-инноваций.

Как я доработала систему хранения: сценарии поведения на кухне

Как мы знаем, любая задача начинается с постановки "тэзэ", а то результат будет "фэзэ".

Моё "тэзэ" звучит так: я хочу, чтобы на кухне всегда был порядок и при этом хочу готовить и мыть посуду поменьше. Хочу пустые столы в конце рабочего дня, чтобы в случае необходимости всегда была большая рабочая поверхность.

Звучит, конечно, красиво. Но чтобы понять, а чего конкретно у меня не получается в реализации, пришлось составить 11 различных сценариев для своей кухни и все проверить.

Сценариями я называю список действий, которые нужны для выполнения задачи: налить воду, включить чайник, взять половник, достать из шкафа чашку и т.д.

Как понять, какие у вас сценарии поведения на кухне?

https://dzen.ru/woodduck
https://dzen.ru/woodduck
У аналитиков для описания таких штук есть разнообразные методы: CJM, custdev, heatmap, UFA...

Но для обывателя это всё лишняя мишура и формальность. Я обещала без лишней воды, поэтому берите на вооружение любой из методов и потом анализируйте. Интересными мыслями и открытиями делитесь в комментариях.

Вариант 1. Самонаблюдение через запись на камеру

Это "ленивый" способ, но зато наврать себе здесь не получится. На какую камеру – неважно, на телефон проще всего. Главное тут посмотреть со стороны на то, что конкретно вы делаете, когда идёте по своему сценарию.

Какие полки трогаете, что открываете, куда ставите, как потом убираете на место (убираете ли вообще). Какие удобные места вообще не используете, а что не использовали ни разу, хотя оно близко зачем-то лежит.

Затем вы выписываете все ваши действия в заметки / на лист и смотрите уже со стороны, что в ваших действиях не соответствует ожидаемому результату, ну или просто раздражает (болевые моменты).

Вариант 2. Использование готовых сценариев и проверка на себе с помощью AI

Я использовала этот способ, потратив на него суммарно минут 30.

Берёте ваш любимый AI (на GhatGPT 4.1 норм; на Алисе GPT похуже, но тоже подойдет; DeepSeek норм, но лишнее иногда фантазирует) и пишете в него промт, например, такой:

Я хочу провести сценарный анализ себя как пользователя на кухне. Есть задача "приготовить чай", распиши мне пошаговый сценарий выполнения этой задачи. Не добавляй описание возможных проблем и не используй многоуровневый список.

AI вам даст подробный список шагов для выполнения действий, по которому вы уже сами проходитесь по своей кухне, трогаете все нужные предметы и места (приятных живых существ трогаем только при взаимном согласии, не нарушаем УК). Потроганные места выписываете / помечаете стикером, если хочется ярких красок.

Так вам нужно проработать как можно больше различных сценариев за 1 раз, а потом со стороны на это посмотреть, сопоставить это всё с желаемым ТЗ и сделать выводы о том, что не так и как это можно исправить.

Так у меня и получились те выводы, которые вы прочитали до этого выше.
После этого я переставила все нужные предметы, куда надо, а ненужные выкинула / отдала / временно отставила на обеденном столе.
Пожила так 1.5 недели, периодически сверяясь со своими заметками и экспериментируя с местоположением вещей. И вот, что из этого получилось.

Как сейчас выглядит моя система хранения на кухне

Посмотреть все изменённые полки и пространства с подробными комментариями вы можете в галерее.

Сама система ещё в процессе доработки, но уже есть значительные результаты: мне удаётся поддерживать порядок на рабочих поверхностях последние 2 недели, вообще не напрягаясь. И уставать я стала сильно меньше, что тоже круто с учетом моего перемещения на костылях.

Общих принципов для выбора местоположения предметов тут всего три и звучат они так.

1. Все простые сценарии (до 5 действий) должны выполняться без перемещения меня по кухне. Всё нужное рядом.

2. Вся грязная посуда должна в пропутешествовать в посудомойку.

3. Все поверхности в конце дня должны быть полностью очищены.

Да, у меня есть тут преимущество в виде того, что места на кухне у меня много.
Еще я живу одна и мне никто не мешает. Но при изменении вводных данных всегда можно систему пересмотреть и доработать.
В крайнем случае, рыкнуть и крякнуть никто не запрещает :)

Какие дела остались на кухне

Задача 1. Разобрать посуду и ящики (листайте галерею)

У меня хоть и редко, но бывают гости на праздники, поэтому у меня есть неплохой запас различной посуды. Чаще всего, это происходит стихийно, поэтому мне там совсем не до сервировки и внешнего вида — главное, чтобы всем хватило.

Также минимум 1 раз в месяц моя кухня превращается в промышленный конвейер для заготовок, поэтому мне надо как-то придумать так, чтобы всё необходимое для этого находилось в одном месте (техника, большие доски, большие миски и пр.).

Ну, а ящики... я на них сильно подзабила и теперь там банальный бардак. Ничего особенного: те же коробки хаоса, только на колёсиках.

Задача 2. Создать дополнительное место для хранения

Подвесные корзинки без монтажа, которые заказала
Подвесные корзинки без монтажа, которые заказала

Здесь всё просто: эмпирически выяснила, что мне не хватает нескольких подвесных корзинок для хранения. Полки слишком высокие, нормально делать дополнительные полки дорого, из подручных материалов получится некрасиво.

Поскольку с Авито у меня легко продалось несколько позиций, появились необходимые 600 рублей на решение данного вопроса.

Задача 3. Придумать систему первичной сортировки вторсырья

Старички помнят, что я приверженец сортировки отходов и разумных подходов в экологичной жизни. До перелома я регулярно сдавала вторсырьё в Собиратор, поэтому у меня была (но кривая) обширная система переработки: много фракций и постоянные страдания по поводу правильной подготовки.

Место под раковиной. Здесь сейчас хранится уборочный инвентарь и запас средств. Система нормальная, но уже изжила себя — нужно пересмотреть. Инвентарь для уборки переедет в другое место, здесь всё будет переделано под сортировку.
Место под раковиной. Здесь сейчас хранится уборочный инвентарь и запас средств. Система нормальная, но уже изжила себя — нужно пересмотреть. Инвентарь для уборки переедет в другое место, здесь всё будет переделано под сортировку.
Отдельной болью были и остаются пищевые отходы. Диспоузер у меня в списке покупок на 2026 год, потому что я за-кряк-балась измельчать их в блендере и сливать в унитаз. Иные способы – компостирование, мульчирование – мне не подходят.

Временно из-за перелома я не смогла этим вообще заниматься и пришлось вынужденно вернуться к принципу сортировки по двум бакам. Кто в курсе этой темы, тот знает, что оно работает, но не так хорошо, как надо.

Поэтому у меня есть задача вернуться обратно к сортировке отходов, но сделать это нормально: чтобы собиралось легко и не вызывало лишней работы. И место под раковиной — это единственное логичное место для этой задачи.

Ну и отдельная моя боль: надо прятать мусор от животных куда-нибудь внутрь. Кошка вскрывает пакеты, собаки это жрут. Последствия — перекрашенные полы и больные животы.

Задача 4. Провести финальную уборку

Я благодарю всех откликнувшихся, кто поделился советами и опытом в предыдущей статье по поводу моющих пылесосов. Была мысль взять дешевый для того, чтобы отмыть окна, кафель, плиту и потом салон в машине.

Я все комментарии ваши прочитала, посмотрела кучу обзоров, взвесила все за и против и решила, что мне это нафьють не вкрякалось.

Намного дешевле по времени и трудозатратам будет вызвать клининг с профессиональным оборудованием, который всё дома мне помоет, чем я возьму (даже в аренду) технику и сделаю это сама.

Закажу я клининг, когда закончу всю реорганизацию дома (это 4-5 месяцев), т.е. где-то к весне. Ну и работа какая-то уже будет. А до этого вполне себе не обломлюсь повозиться руками и со старой парошваброй. С перерывом на блинчики.

На этом на сегодня всё 🦆

Если вы тут первый раз, познакомиться со мной можно здесь. Бросить монетку в пруд поддержки меня как автора можно по этой ссылке.

Сейчас вся поддержка собирается для лечения моей собаки, поскольку я всё ещё ищу работу. Подробнее о ситуации можно прочитать в этой статье.

Если соскучитесь, можете заходить в мой телеграм-канал. Там я бываю чаще.

Предыдущая часть

Связанные статьи