Найти в Дзене
День открытых дверей

Разбрасывать камни, собирать камни, смотреть на камни

Заметили, как ускорилось время? Раньше день был длинным. От завтрака до обеда можно было успеть проголодаться, нарвать во дворе зеленых абрикос прямо с дерева, выпросить у соседской девочки отломить горбушку от булки, с которой она идет из гастронома, пожевать смолу. С обеда до ужина можно было успеть порисовать, поссориться и помириться с мальчишками из второго подъезда, найти осколок красного кирпича (который, как известно, лучше всего рисует), написать на асфальте неприличное слово, стереть это слово, опять поссориться с мальчишками со второго подъезда, залезть на дерево, выбить передний зуб и вырасти на целую голову. И из сандалий вырасти так, что пальцы скребли по асфальту. А сейчас? Доехал до работы – вот и обед, убрал елочные игрушки – май, отвел ребенка первый раз в первый класс – пенсия. Галоп! Иногда срывающийся в карьер… А ведь был когда-то и шаг. Не на моем веку. Но был, был! В нашем оперном театре было три балетмейстера-постановщика, которые вели извечную борьбу друг с д
Оглавление

Заметили, как ускорилось время? Раньше день был длинным. От завтрака до обеда можно было успеть проголодаться, нарвать во дворе зеленых абрикос прямо с дерева, выпросить у соседской девочки отломить горбушку от булки, с которой она идет из гастронома, пожевать смолу. С обеда до ужина можно было успеть порисовать, поссориться и помириться с мальчишками из второго подъезда, найти осколок красного кирпича (который, как известно, лучше всего рисует), написать на асфальте неприличное слово, стереть это слово, опять поссориться с мальчишками со второго подъезда, залезть на дерево, выбить передний зуб и вырасти на целую голову. И из сандалий вырасти так, что пальцы скребли по асфальту. А сейчас? Доехал до работы – вот и обед, убрал елочные игрушки – май, отвел ребенка первый раз в первый класс – пенсия.

Галоп! Иногда срывающийся в карьер… А ведь был когда-то и шаг. Не на моем веку. Но был, был!

Сцена из балета, 19010-1915гг
Сцена из балета, 19010-1915гг

Шаг

В нашем оперном театре было три балетмейстера-постановщика, которые вели извечную борьбу друг с другом. За зрителя, за постановки, за артистов. Бывало, что буквально не отдавали друг другу кого-то из балетных: «Ваши танцы вредные! Не дам! Козлоногов и Большепопов у меня большие партии танцуют, а вы берите себе вон… Кто там остался? Никого? Значит никого и не берите! Что вы вообще делаете в театре?». Короче, коллеги заклятые.

Один из обиженных и обделенных артистами балетмейстер однажды собрал где-то в баре друзей и прочел такую лекцию, которой я, например, прониклась. Звучала она приблизительно так:

«Когда-то, лет двести тому назад, балет и театр были другими. Просыпался утром, часов в 11-ть, скажем... Мариус Жанович Петипа. Просыпаясь он плотно и неспешно закусывал. Часов до двух пил кофий, умывал лицо, расчесывал перед зеркалом красиво седеющие усы. Часам к трем добирался до театра и начинал гонять по сцене толстых, коротконогих, вальяжных балерин. Ругал их кобылами и старухами. В дальнейшем это назовут «разработка архитектоники танца», а во времена Мариуса Жановича это называлось «заниматься нелепыми делами». Но, почему бы и нет?

Балерины, с младенческими перетяжечками на полных руках и в колготках, собирающихся складочками на коленях, грустно топали по сцене, а потом уходили в гримерку – плакать, есть пирожки с визигой, писать письма покровителям и любовникам. Публика собиралась часам к пяти. Гуляли по холлу, манерно здоровались, пока доходили в партер – успевали узнать все новости и слухи, заскучать, пококетничать, позевать, взять в долг, продать имение, залить свечным воском фрак, тяпнуть водочки. «Стоячие» места за 10 копеек уже успевали пропотеть и натоптать сапогами, испачканными в навозе.

Потом – спектакль. Неспешно, часа на три. Давно сложившийся, всеми заученный с античности, очень созерцательный. Мариус Жанович в который раз нервно трогает усы и пересчитывает зрителей на самых дорогих, пятирублевых местах. Делает элегантный жест какому-то очень важному человеку, с прищуром стреляет взглядом в дородную даму с базедовой болезнью, чьи бриллианты вокруг рыхлого зоба стоят дороже всего театра и, махнув на все рукой, уезжает ужинать. За столом дети, имена которым выбирались без особой фантазии: Мариус-младший, Мария и Марий (почему бы и не дать разнополым детям одинаковое имя?), Надежда. Всех нужно выслушать, наставить, в крайнем случае поругать кобылами и старухами.

Расчесать перед сном усы.

Спать.

Вот так и прошел день активного человека, перевернувшего историю искусства»

Сцена из балета «Сильфиды», 1909 год
Сцена из балета «Сильфиды», 1909 год

Не верю. Но прониклась. Это только от большой скуки и потому, что твое время имеет свойство бесконечного, можно творить так, как будто до тебя никто ничего и не творил.

А Мариус Жанович, благо жил неспешно и от стресса не страдал, между прочим больше ста лет прожил. Красиво, созерцательно, с театром в сердце.

Рысь

Могу сравнивать только со своим детством. Когда и деревья были выше, и молоко гуще, и, поговаривают, что месяц тогда был как год, а неделя – как месяц. Это сейчас время сжалось. А тогда его еще много было. Вон, по старой школьной программе «Войну и мир» за неделю проходили. А теперь я ее и за два года перечитать не могу! За академический час можно было и сочинение успеть написать, а я несчастную статейку для Дзена порой три-четыре дня «вынашиваю». А помните, как долго длилась дорога из магазина домой, когда уже скорей хотелось поиграть во дворе с друзьями, а не стоять в очереди за зеленым горошком с бабушкой за руку? Про очереди вообще не говорю. Ходят слухи, что одна бабушка, которой во время обеденного перерыва химическим карандашиком на руке номер очереди записали, передала однажды место в очереди своей внучке по наследству, и когда до внучки дошла ее очередь, она и сама уже была бабушкой, так что в очереди никто ничего и не заметил!

А сейчас все слишком быстро течет. Не читайте вчерашних новостей, они уже не имеют смысла. Не слушайте аналитиков – не успеют они и рта закрыть, как будущее обгонит их слова про это самое будущее. Тяжелее всего авторам, которые берутся за фантастику. Не успеют они точку поставить, а будущее их уже обогнало. И писал ты фантастику, а вышел суровый реализм. Ну, либо не суровый. Как получится.

Детская фотография Берты и Альфонса Вормс, 1874 год
Детская фотография Берты и Альфонса Вормс, 1874 год

Да и эту скоротечность времени не только я заметила. Есть у меня соседка по прозвищу Мама Дорогая. Пожилая дама, которая два раза в день выводит на прогулку своих бесценных близнецов-внуков. Пропустить их выгул невозможно: голос у соседки трубный и говорит она без остановки. Потому так и доносится то из подъезда, то из разных уголков двора: «Мама дорогая, ты зачем туда полез? Упадешь!», «Не облизывая руки, там микробы, вдруг что будет – мама дорогая!» или «Не ходи на солнце, сиди в тени, мама дорогая, как голову напечь может!». Однажды она даже стишок сложила, который трубно декламировала на весь двор часа полтора без остановки. Увы, недоросли уже научились родную трубу Иерихонскую напрочь игнорировать и стихов никаких под ее руководством не учат. А стишок был таким:

- Мама дорогая, Самая родная!

И это звонкое «ай-я», которое подчеркивает тип женской и точно-видовой рифмы, до сих пор дребезжит у меня в голове с той характерной протяжечкой, которая свойственна инфантильному сюсюсканью.

Так вот, даже Мама Дорогая недавно заметила, что дети нынче как-то слишком быстро растут. Сама она, когда была в возрасте собственных внуков, Была меньше, слабее и наивнее: только песок ела и листики собирала. А ее современные потомки вон и самокат разобрали, и в смартфоне все приложения разучили, и чем «кек» от «рофла» отличается хорошо знают.

- Это же мама дорогая, что потом будет! - трубит соседка на весь двор и у меня дребезжат стекла и барабанные перепонки.

А я где-то вычитала, что это другой тип информационного метаболизма. Наши дети потребляют кратно больше информации, чем мы, а мы – больше Мариуса Жановича. Вот почему моя бабушка не умела пользоваться банкоматом (называла его «банкомЁт» и ходила посмотреть на него только в компании соседки, но карту в него вставлять боялась – вдруг обсчитает), а я до сих пор не умею вставлять картинки в вордовский документ. Зато мой сын изобрел способ рисования в экселе и завел свой канал в ТГ раньше, чем пошел в школу. Галоп… Но, однажды снова будет шаг, и тогда…

Опять шаг

Встав рано утром, часов в 11-ть, мой повзрослевший сын будет неспешно завтракать, листая Сервантеса, расчесывать седеющие усы. На работу отправится рано – к двум. На оперативке снова обсудит с коллегами самую главную новость последних двух месяцев – опять наступившую осень.

До четырех часов будут составлены топографические карты всех спутников Юпитера, генеалогическое древо аборигенов Австралии и расшифрованы ДНК всех животных весом до 20 килограмм. Но, так как до конца рабочего дня останется еще тридцать минут, придется занять себя чтением «Войны и мира» и, может быть, первого тома «Саги о Форсайтах», но уже совсем уж неспешно… Время так медленно тянется!

На обед очень захочется крабов, но ехать на Хоккайдо по нынешним пробкам не меньше пятнадцати минут, потому сын отправится есть угря в Новую Зеландию. После – обязательно пешая прогулка: любоваться листопадом очень полезно для нервной системы, которая вообще не в курсе, что такое "стресс", а кортизол кем-либо на Земле выделялся последний раз лет тридцать назад: этот человек не сразу нашел в "Войне и мир" сноски с переводом всех реплик с французского.

А после прогулки - в театр, на балет...

В балетном классе, 1921 год. В центре балетмейстер Александр Горский
В балетном классе, 1921 год. В центре балетмейстер Александр Горский

Вернется сын домой с закатом и, расстилая постель, будет слушать, как диктор новостей скажет, добавив голосу немного изумленных нот: «Феноменально! В нашем часовом поясе вечер!» и в красках опишет все оттенки неба на западе.

Потому, что время – оно такое: его то много, то мало. Оно призывает разбрасывать камни и камни собирать. Но ведь однажды ими нужно успеть просто полюбоваться. Просто пожить. И обязательно, обязательно сходить в театр!

И, раз уж мы о будущем и о фантастах, которые ведут гонку со временем, а как вам такая история: