Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Тереза" (Италия): как из Серены Гранди попытались сделать актрису непривычного ей кино

Тереза / Teresa. Италия, 1987. Режиссер Дино Ризи. Сценаристы: Грациано Диана, Бернардино Дзаппони. Актеры: Серена Гранди, Лука Барбарески, Эрос Паньи, Флора Карозелло и др. Комедия. Премьера: 27.11.1987. Прокат в Италии: 1,2 млн. зрителей. Красотка Тереза лихо водит грузовик, и многие мужчины хотели бы познакомиться с ней поближе. В этом плане больше повезло дальнобойщику Джино… Но не всё так просто: кредитор готов дать ей деньги, если только она согласится выйти за него замуж. А тут еще и старый немецкий барон, который тоже хочет на ней жениться… В год премьеры итальянская пресса писала о комедии «Тереза» вполне доброжелательно. К примеру, в газете La Repubblica отмечалось, что этот фильм «населён любопытными персонажами, вращающимися вокруг трёх главных героев: режиссёр с наслаждением описывает дряхлых немецких аристократов… Вернувшись из путешествия по иным мирам («Потерянная душа», «Призрак любви», «Дорогой папа»), Дино Ризи решается на комедийный жанр, работая с новыми актёрами,

Тереза / Teresa. Италия, 1987. Режиссер Дино Ризи. Сценаристы: Грациано Диана, Бернардино Дзаппони. Актеры: Серена Гранди, Лука Барбарески, Эрос Паньи, Флора Карозелло и др. Комедия. Премьера: 27.11.1987. Прокат в Италии: 1,2 млн. зрителей.

-2

Красотка Тереза лихо водит грузовик, и многие мужчины хотели бы познакомиться с ней поближе. В этом плане больше повезло дальнобойщику Джино… Но не всё так просто: кредитор готов дать ей деньги, если только она согласится выйти за него замуж. А тут еще и старый немецкий барон, который тоже хочет на ней жениться…

В год премьеры итальянская пресса писала о комедии «Тереза» вполне доброжелательно.

К примеру, в газете La Repubblica отмечалось, что этот фильм «населён любопытными персонажами, вращающимися вокруг трёх главных героев: режиссёр с наслаждением описывает дряхлых немецких аристократов… Вернувшись из путешествия по иным мирам («Потерянная душа», «Призрак любви», «Дорогой папа»), Дино Ризи решается на комедийный жанр, работая с новыми актёрами, которые блестяще играют в истории, созданной специально для них. Однако сюжет больше увлекателен деталями, чем его довольно предсказуемым развитием» (La Repubblica. 12.03.1987).

Высказывалось даже мнение, что «как ни странно, но именно Серена Гранди держит на плаву эту пропитанную запахом дизельного топлива историю любви, и не только благодаря своему актёрскому мастерству. Ризи знал, как заставить её играть» (Telesette).

Однако XXI веке кинокритик Массимилиано Скиявони был настроен пессимистично, утверждая, что для итальянского кинематографа «1980-е – это потерянная земля, где были утрачены профессионализм, повествовательное мастерство, стиль и эстетическая значимость, но, прежде всего, где была утрачена реальность. Что рассказать и как? … Появилось коммерческое телевидение, и потребности аудитории резко изменились, всё больше подчиняясь поверхностному вкусу, который ежедневно в огромных дозах подавался через маленький экран. … «Тереза» вышла на экран именно в этом контексте. … Ризи решил попытаться художественно очистить Серену Гранди. Он утвердил её на главную роль пышнотелой водительницы грузовика из Романьи, роль, которая искусно отсылала к плотскому, провинциальному контексту, в котором Гранди добилась своего успеха, и придавала ей менее вульгарный оттенок. Никакой наготы, никакого стриптиза… Короче говоря, фильм, готовый к показу на ТВ и для широкой семейной аудитории. Фильм слабый во всех отношениях. От Дино Ризи практически ничего не осталось, кроме его автографа в начальных титрах. … Всё это создало образ тупикового кино, настолько, что «Тереза» ​​так и не стала успешной в прокате, а дебют Серены Гранди как настоящей актрисы с треском провалился» (Schiavoni, 2014).

Основные причины творческой неудачи Дино Ризи в «Терезе» описаны в рецензии М. Скиявони верно.

К началу съемок «Терезы» Серена Гранди стала одной из самых ярких звезд итальянского эротического кино (особенно после главной роли в «Миранде» (1985) Тинто Брасса). И Дино Ризи расчетливо решил использовать прием, уже однажды освоенный им в комедии «За закрытыми дверями» (1961). Тогда он снял в главной роли Аниту Экберг, за год до того ставшую звездой после участия в знаменитом фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Однако надежда на то, что массовая аудитория «клюнет» на Экберг, чтобы узнать, что она делала «За закрытыми дверями», не оправдалась, и картина провалилась в итальянском кинопрокате. Анита Экберг (1931-2015) была красивой женщиной, но комедийного дара у нее, увы, не оказалось…

Комедийных способностей, думается, не обнаружилось и у Серены Гранди, от которой её аудитория ждала совсем другого. А этого «другого» как раз в комедии Дино Ризи и нет. Он, в самом деле, попытался снять картину, лишенную эпатажных и эротических сцен, которую легко и без купюр можно было потом показать в «детское время» на ТВ.

Но что касается провала в кинопрокате, то на самом деле у «Терезы» его не было. Бюджет этой ленты составил (в пересчете на доллары) 5,4 млн., а кассовые сборы в Италии составили 8,4 млн. долларов.

Разумеется, 1,2 млн. зрителей в итальянском кинопрокате, пришедших в кинозалы, чтобы увидеть «Терезу» были существенно меньше, чем у былых хитов Дино Ризи 1950-х – 1970-х, однако это было заметно больше, чем у его весьма дорогостоящей комедии «Добрый король Дагобер» (1984), сумевшей собрать в Италии только 0,4 млн. зрителей.

Киновед Александр Федоров