Мы путешествовали по Турции. По одной из самых древних, загадочных и нетуристических её частей — Восточной Анатолии.
Проезжая по побережью озера Ван и направляясь к знаменитому острову Акдамар, мы заметили по правую руку ещё какой-то остров. Я открыла карту и решила посмотреть.
📍38°52′01.59″N, 43°21′06.66″E
Оказалось, что это остров Адыр (другое название — Лим) — самый большой остров на озере Ван. У него очень интересная история. На острове находился древний армянский монастырь Святого Геворка (Сурб Геворк). Во время геноцида армян в 1915 году там укрылись женщины и дети — более 12 тысяч человек, в то время как мужчины пытались отстоять города. Источников пресной воды на острове нет, поэтому её запасы быстро закончились. Еда тоже. Это была настоящая гуманитарная катастрофа. По архивным данным, спасти выживших удалось, когда к берегам Вана подошли части царской армии Российской империи.
Как было написано в интернете, от храма сохранились только руины, но зато на острове есть «кладбище хачкаров» — древних армянских каменных крестов.
Изготовление хачкаров — древнее армянское искусство. Мастера вырезают на притах, сделанных из туфа красивые узоры, растительные орнаменты и кресты. Искусство резьбы по камню даже официально внесено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хачкары до сих пор делают в Армении — по тем же традициям, что и сотни лет назад
Мы решили сплавать на остров. Особенно интересно нам было посмотреть на кладбище хачкаров. Ну и почтить память братьев-армян.
Туристического сообщения с островом нет, но это не стало для нас проблемой — у нас с собой был сап. Мы поехали на побережье в то место, где от берега до острова было минимальное расстояние, быстренько его надули, взяли с собой воду и арбуз с целью устроить там пикник — и поплыли.
Сначала ничего не предвещало беды: Лёша грёб, я успокаивала Рио (она переживает, когда мы на воде) и любовалась по сторонам, кайфовала.
Плыть до острова было около двух километров. Когда мы проплыли примерно полпути, я стала замечать на острове какие-то белые точки. Не придала этому значения — подумала, что это камни. Над нами начали кружить чайки. Сначала их было немного, но по мере приближения к острову их становилось всё больше и больше.
«Белые точки» всё ещё были плохо различимы, но, поскольку чайки кружили у нас над головами, у меня проскользнула мысль, что, может, на острове тоже чайки. Я озвучила это Лёше, но мы не придали значения. Ну, чайки и чайки...
Когда мы подошли ближе к берегу, догадка подтвердилась. И чем ближе мы подплывали, тем больше становилось птиц.
К тому моменту, как мы сошли на берег, нам стало уже не по себе. Сколько же их тут? Тысячи? Десятки тысяч? Сотни тысяч? Птицы нервничали, кружили вокруг нас и истошно кричали. Вы вряд ли можете представить себе этот крик, если никогда не оказывались в месте с такой концентрацией птиц.
Берег был покрыт птичьим помётом, поэтому мы сразу взяли Рио на руки — мало ли какую заразу можно подцепить! И хотя нам было жутковато, всё же решили дойти до развалин храма — не зря же столько гребли. Для защиты я взяла весло от сапа.
Когда-то я была на русском севере, на Белом море, и знала, что если идёшь туда, где может атаковать птица, лучше взять длинную палку — птица бросается на самый высокий предмет.
В общем, Лёша шёл с Рио в руках, а я — с веслом. К счастью, птицы на нас не кидались, но нам и без этого стресса хватало. Мы шли по траве и сразу поняли, что змей тут точно нет — им бы здесь просто не выжить.
Из кустов прямо под ноги то и дело выпрыгивали маленькие и средние птенцы с серым пушком вместо перьев.
Взрослые птицы при этом начинали кричать ещё громче, хотя, казалось, громче уже некуда. Повсюду валялись птичьи скелеты. Запах стоял удушающий. Хотелось бежать отсюда но любопытство увидеть храм и кладбище хачкаров пересиливало.
Церковь действительно оказалась почти полностью разрушена, но мы нашли несколько разрушенных крестов и надписи на древнеармянском.
Лёша с Рио остались у храма, а я предприняла попытку найти кладбище хачкаров. Но на большее, чем обойти храм по кругу, меня не хватило — координат не было, да и информации в интернете о точном месте нет.
Находиться там было не только жутко, но и противно — какая-то квинтэссенция жизни, переплетённой со смертью. Мы быстрыми шагами направились обратно к сапу. Хотелось поскорее убраться из этого богом забытого места.
Конечно же, никакой арбуз есть не стали. С каждым метром, пока мы удалялись от берега, нас потихоньку отпускало...
Осталось небольшое сожаление, что мы так и не увидели кладбище хачкаров, но мы понимали, что в нашей ситуации сделали всё возможное.
Возможно, когда-нибудь мы сюда вернёмся, но уже во всеоружии:
- заранее разузнаем, где находятся кресты;
- наденем респираторы и костюмы типа химзащиты — в таком виде изучать этот остров будет не только комфортнее, но и безопаснее.
Ну а что касается чаек — несколько дней после этого меня тошнило от воспоминаний о них. Я думала, что буду ненавидеть их до конца своих дней. Но сейчас, спустя пять месяцев после встречи, вроде как немного отпустило. Хотя, с другой стороны, я ведь и не встречалась с ними так близко после того случая.
Если вам понравилась эта статья, не забудьте поставить 👍 и оставить комментарий.
Другие наши статьи и видео⬇️
"Иранская Каппадокия". Круче, чем в Турции!
Медвежьи края. Соло-похрд на озеро Кардывач
В Псху на велосипеде. Староверы в Абхазской глуши
Подписывайтесь на наш канал!
#Турция #Армения #Акдамар #Адыр #ВосточнаяАнатолия #ОстровАкдамар #ОстровАдыр #Чайки #Сап #Ван #ОзероВан #Арарат #supboard