Как одна новость заставила меня изучить историю от телеграфа XIX века до межконтинентальных дамб и понять, что все грандиозные проекты рождаются из дерзкой мечты.
Вот ведь как бывает: читаю новости, а там — снова заговорили о тоннеле между Россией и США. «Фантастика», — подумала я. Но на этот раз внутренний голос, а точнее, мое любопытство, не дал просто пролистать. И я пошла читать, искать и сравнивать.
То, что я узнала, поразило меня куда сильнее любой фантастики. Это оказалось путешествие не только через океан, но и через полтора столетия человеческих жизней и инженерных решений. Делюсь с вами.
Почему эта новость — не сенсация, а история с продолжением
Когда Глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев 17 октября опубликовал сообщение, в котором отметил, что существует перспектива строительства тоннеля между Россией и США и, по его словам, такой тоннель может соединить РФ и Аляску через Берингов пролив уже через восемь лет, многие назвали это сенсацией. А я теперь знаю: сенсации тут как раз нет. В 2025 году мы могли бы отметить 160-летний юбилей этой идеи! Первый проект по соединению континентов стартовал аж в 1865 году.
Представляете? Только-только отменили крепостное право, мой прапрадед, бывший крепостной крестьянин Сундеев Василий Захарович с семьей (жена и младенец Трофим, в будущем мой прадедушка Сундеев Трофим Васильевич), двинулись на подводе из Тамбовской губернии на свободные плодородные земли Поволжья, а газета The New York Times уже писала о компании «Collins Overland Telegraph», которая начала прокладывать телеграфную линию через Аляску и Берингов пролив. Проект заглох, Аляску продали, но зерно мечты было брошено в почву. И оно прорастало снова и снова. Реально, это было время перемен!
Три проекта прошлого. И мой взгляд из дня нынешнего на каждый из них
Оказалось, что за 160 лет человечество придумало не только тоннель. Варианты были один другого эпичнее.
1. Телеграфная линия (1865 г.) – Прадедушка связи
Первый проект был скромнее — не для поездов, а для телеграфа. Но масштаб! Трасса от реки Юкон до Чукотки через пролив и далее. Проект свернули из-за чудовищно дорогой логистики и сурового климата, но он доказал: сама идея витает в воздухе.
Глядя из сегодняшнего времени, думаешь – а что, сейчас даже оптоволоконный кабель не всегда нужен. Теперь не провода тянут, а спутники связи запускают.
2. Трансконтинентальная магистраль графа де Лобеля (1905 г.)
Французский инженер Лоик де Лобель предложил Николаю II грандиозное: магистраль Париж — Нью-Йорк через Сибирь и Берингов пролив. «Больше никакой морской болезни!» — обещал он. Но его условия концессии — земля и ресурсы по 8 миль вдоль всего пути на 90 лет — были похожи на колониальный захват. Проект едва не стартовал, но в 1907 году от него всё же отказались.
Если бы он был реализован, то мог проходить как раз через станцию Самаро-Златоустовской железной дороги, где впоследствии я родилась и выросла... 8 миль от ж/д дороги - наш поселок как раз бы входил в эти 8 миль концессии. И ведь моя жизнь могла сложиться как-то иначе? Нет, мне нравится, как все было на самом деле, и я рада что этот проект не осуществился!)
3. Дамба инженера Борисова (1960-е) – Перекроем климат!
Советский инженер Пётр Борисов мыслил глобальнее всех. Он предлагал не тоннель, а дамбу с гигантскими насосами, чтобы перегонять тёплые воды Гольфстрима и изменить климат Сибири. А строить её предлагал... подрывом ядерных зарядов на дне пролива! Фантастически, но и СССР, и США вначале отнеслись к идее серьёзно. Помешал Карибский кризис.
Ну не знаю… Я родилась и выросла в Поволжье, не так далеко от Тоцкого полигона.. И работала потом несколько лет на Крайнем Севере, в Варандее, считай, через пролив от Новой Земли.. Так что могу сказать – так себе идея.. С моей точки зрения..
4. «Мост Мира» профессора Лина (1958-2003) – Бетон против льда
Профессор Тунг Йен Лин предлагал построить мост из предварительно напряжённого бетона, не боящегося льдов. Он 45 лет жизни потратил на продвижение своего «Моста Мира», представлял его Брежневу и Рейгану, но так и не нашёл 4 миллиардов долларов.
Мне было бы не по себе проезжать по такому мосту. Сами подумайте - ветрА и ураганы на северах такие, что крыши с домов сносит, а уж машину с моста сдуть на этих бескрайних просторах, да еще по гололеду....
Изучив эту летопись дерзаний, я поняла: нынешний проект — логичное звено в длинной цепи.
Часть 2. Настоящее: Что уже построено и как это работает
«Хорошо, — подумала я, — мечтать все могут. А что человечество реально уже построило в таких масштабах?» Оказалось, построено немало, и это доказывает: технологии на нужном уровне уже есть.
1. Евротоннель (Channel Tunnel), Великобритания — Франция
* Что это: 50,5 км подводного тоннеля под Ла-Маншем.
* Год открытия: 1994.
* Это впечатляет: Строили 6 лет, 13 тысяч рабочих. Это не просто труба, а сложнейший организм с вентиляцией, охлаждением и своей службой безопасности. Поезда развивают до 160 км/ч.
2. Готардский базовый тоннель (Gotthard Base Tunnel), Швейцария
* Что это: Самый длинный (57,1 км) и глубокий железнодорожный тоннель в мире. Над ним — 2300 метров гор!
* Год открытия: 2016.
* Это впечатляет: Строили 17 лет. Он проложен под Альпами, что сделало маршруты прямыми и быстрыми.
Ехали мы как-то с сыном в экскурсионном автобусе из Монако в Италию. Гид предложил угадать, сколько тоннелей мы будем проезжать . Весь автобус считал хором..)) Точную цифру не помню, но штук 12 проехали за 2-3 часа точно!. Альпы – как сыр с дырками, весь в тоннелях, это точно.
3. Сейкан (Seikan Tunnel), Япония
* Что это: 53,85 км, из которых 23,3 км проходят под морским дном.
* Год открытия: 1988.
* Это впечатляет: 34 рабочих погибли. Его построили потому, что пролив был слишком опасен для паромов.
Эти примеры показали мне: технически тоннель под Беринговым проливом — задача амбициозная, но уже не фантастическая.
Часть 3. Будущее: Маск, технологии и суровая экономика
А теперь о главном «двигателе» современной версии этой мечты.
Илон Маск — это феномен, сплав фантазии, упорства и в какой-то мере амбициозного нахальства. Его компания The Boring Company превратила бурение в авангардный проект.
Что они уже сделали?
* Loop в Лас-Вегасе:Это уже работающая система. Электрокары Tesla мчатся по тоннелям со скоростью до 250 км/ч. Это прототип будущего, где пробок нет.
* Собственные буровые машины: Маск не стал покупать дорогое оборудование, а создал своё, более быстрое и дешёвое.
Именно его технологии могут сократить стоимость тоннеля с фантастических 65 млрд долларов до «всего лишь» 8-12 млрд.
Но остаётся главный вопрос: а нужно ли это?
Изучая вопрос, я наткнулась на мнение экспертов, и оно отрезвило мой первоначальный энтузиазм.
1. Инфраструктурная пустота.Тоннель сам по себе бесполезен. Нужно достроить Амуро-Якутскую магистраль и проложить ещё 4000 км дороги по безлюдной Чукотке. Это ещё 10-12 миллиардов долларов.
2. Экономическая целесообразность. Стоимость обустройства в экстремальных районах в 10-12 раз выше, чем в комфортных. Окупаемость проекта отодвигается за пределы разумного.
Проживя на Крайнем Севере 7,5 лет, полностью с этим согласна.
3. Конкуренция с Севморпутем. Пропускная способность тоннеля могла бы быть 40-50 млн тонн в год. Но это сделает его конкурентом Северного морского пути (10-12 млн тонн), развитию которого Россия сейчас уделяет огромное внимание.
Что я вынесла из этого грандиозного урока самообразования?
Я с детства фантастику люблю. Я - ЗА!)
Дерзость — двигатель прогресса, но реализм — его тормоза. Без мечтателей вроде де Лобеля, Борисова или Маска мы бы до сих пор жили в пещерах. Но без трезвых экономистов эти мечты могут разорить целые страны.
А еще, как видите - «детские» вопросы «А как?», «А зачем?», «А сколько стоит?» ведут к удивительно сложным и глубоким ответам.
А вас какие-нибудь новости заставляли проводить такие масштабные «раскопки»? Поделитесь в комментариях — давайте вместе учиться видеть новое в знакомом!
Если вам было тепло и уютно, как на кухне у друзей:
Оставьте лайк - как кружку от чая — чтобы я знала, что беседа удалась.
Напишите в комментариях пару строк — на память о нашей встрече.
И захватите с собой подписку как яблочко на дорожку — чтобы было проще найти дорогу в гости снова.
#тоннель #БеринговПролив #самообразование #история #грандиозныепроекты #личныйопыт #инфраструктура #ИлонМаск