Премьера 2025 года.
Режиссер — Валерий Фокин.
Текст повести Л.Н. Толстого адаптировала для сцены Анастасия Букреева.
Художник-сценограф — Алексей Трегубов.
Художник по свету — Игорь Фомин.
Режиссер по пластике — Игорь Качаев.
Композитор — Иван Волков.
Жить!
Валерий Фокин в канун своего восьмидесятилетия ставит повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» в Театре Наций. Не на Новой сцене Александринки, не в Санкт-Петербурге, а в Москве, на малой сцене, с любимым актером Евгением Мироновым, с которым он уже сделал четыре работы. Видимо, нужен был актер такого масштаба и такого обаяния, чтобы создать вещь о крушении идеалов и полной смене оптики у хорошего, уважаемого в обществе человека. Да, это не исторический формат, который был присущ последним работам мастера, поставленным на большой сцене Александринки. Но эта постановка обнажает основные тренды нашего времени и с этой точки зрения очень актуальна.
После закрытия спектакля «1881» о неудачной попытке первого в истории России либерального поворота Валерий Фокин ушел с поста худрука Александринского театра и оказался в новой для себя ситуации. Сейчас он исполняет роль президента, чтобы страховать, поддерживать, направлять работу Александринского театра, который за 23 года руководства стал в полном смысле его театром и таковым остается.
В интервью газете РБК Фокин сказал, что «сидеть в кабинете до гражданской панихиды — это не про меня». Панихида — как раз то, с чего начинается действие, когда главный герой Иван Ильич (Евгений Миронов) выбирается из гроба прямо в траурном зале, спрашивает про сына Васю, а потом начинает вспоминать свою жизнь, силясь понять, что пошло не так. Спектакль сделан в жанре трагической буффонады, а герой по сюжету переосмысляет свой земной путь.
Евгений Миронов в этом контексте играет в каком-то смысле альтер эго самого режиссера. Однако философская проблематика повести, естественно, касается всякого человека, пережившего тяжелый кризис. Уникальность этой постановки, на мой взгляд, еще и в творческом союзе двух выдающихся художников нашего времени — Валерия Фокина и Евгения Миронова.
Тема двойничества прослеживается во многих работах Фокина: «Двойник», «Арто и его двойник». Появление двойника и у него, и у Гоголя говорит о коррозии души. Это всегда подчеркнуто материальный персонаж, который завоевывает пространство героя подлинного, манипулируя его окружением, ловко обделывая свои делишки и выталкивая за пределы жизни. В этом спектакле введен двойник для главного персонажа. Он появляется, когда тот вспоминает эпизод своего падения с лестницы. Обставляя новую квартиру с невероятным воодушевлением, чиновник сам захотел повесить гардину, но упал и ударился.
Двойник трижды поднимается на лестницу, а Иван Ильич (его очнувшаяся от спячки душа) смотрит на себя со стороны, силясь осознать точку невозврата. Двойника (тело) играет Леонид Тимцуник, мастер пантомимы и режиссер по пластике (актер был удостоен премии Олега Табакова «За умение выражать трагическое в комедии только с помощью пластики тела» за работу в спектакле МХТ «№ 13D»).
В «Обыкновенной смерти» двойник появляется в маске, которая точь-в-точь повторяет черты Евгения Миронова, но они на ней застывшие и мертвые. Более дикого контраста невозможно придумать, ведь лицо Евгения — воплощение живости.
Сосуществование самого «ртутного», обаятельнейшего актера российской сцены рядом со своей неживой маской и придает нерв действию. Иван Ильич пока не видит, что он в маске. При таком задвоении невольно задаешься вопросами: когда на самом деле началась смерть? Где границы жизни и смерти? Валерий Фокин придал истории черты современности. Узнаваемо все: и траурная церемония, и звонок мобильника, и случайный человек, перепутавший зал, и главный герой, разговаривающий на современном языке и обращающийся к зрителям как к знакомым.
В начале рассказа Иван Ильич, прокурор, человек талантливый и удачливый, искрится радостью. У него в жизни все «легко, приятно и прилично». Актер наделяет его самыми яркими чертами собственной личности и «физики»: веселым нравом, болтливостью, пластичностью, интеллектом и даже лукавством. Протянутую с сочувствием тонкую ручку жены (Марьяна Спивак) муж от себя отстраняет — меня, мол, не проведешь! И устремляется на службу, где по одному его слову закипают круговорот бумаг и игра в карты — прямо на гробе.
Коллеги салютуют: «Гип-гип-ура, ура, ура!», но вся эта живость обманчива и безжизненна. Боль начинает напоминать о себе, и герой все чаще хватается за больное место и притягивает к себе двойника, выставляя напоказ его тело. Все свои 45 лет Иван Ильич катил по общей колее: карьера, покупка квартиры, красивая жена, отвечающая стандартам высшего общества, развлечения, и вдруг — остановка.
Рисунок роли, создаваемый Мироновым, запечатлевает постепенное угасание веселости со вспышками яростной активности. Удалая бравада и скачки по сцене, болтовня и желчные упреки жене и дочке, всплески злобы, прорывающиеся в едкой пародии, постепенно сменяются позой наблюдателя и неподвижностью. Он то застывает в удивлении, то сворачивается калачиком на катафалке, рядом с гробом, поджав ножки, никак не желая в него ложиться.
Ключевые моменты прозрения отмечены появлением белой гардины на фоне задника. Сначала карниз с гардиной спускается сверху и висит ровно. В момент осознания неотвратимости смерти (после эпизода с гостями) карниз спускается сверху скособоченным.
В метафорическом плане гардина имеет несколько прочтений. Она обозначает пелену, которая постепенно спадает с глаз больного, проясняя для него суть жизни. Перекошенный карниз воспринимается уже как символ жизни, пущенной под откос.
Режиссер использует приемы эксцентрики на грани фола, чтобы показать, насколько сильны прозрение и потрясение. То, что представлялось приличным, стало своей противоположностью. Услышав, что о нем говорят как о мертвом человеке, хозяин дома видит родных и коллег, танцующих, словно на шабаше. Все дергаются под резкую музыку, как марионетки (режиссер по пластике — Игорь Качаев). Жена в рыжем парике оседлала коллегу (Антон Ескин), неизвестный человек закатывает в гроб его двойника. Над гробом лягушкой прыгает родная сестра (Елена Морозова). Теперь прокурор находит особое наслаждение в срывании масок (он видит их на лицах друзей и коллег) и даже целый номер разыгрывает, намереваясь справить нужду прямо в гробу и требуя от жениха дочери подать ему горшок.
Герой не сразу, но отделяет себя от своего окружения. Лежа с двойником на полу (постепенно они сближаются), смотрит на своих родных и коллег, несущихся в вагонах метро. На сцену выкатываются под стук колес кабины-вагоны, в которых, словно запертые, стоят все действующие лица, а наверху высвечивается надпись «Площадь Ильича».
Он и сам раньше ехал вместе со всеми, не задумываясь о том, что впереди его ждет эта «Площадь Ильича» — место на кладбище. Страдание открыло ложь и ужас его жизни, а ценным сделало совсем другое — мячик в полоску из детства и помощь слуги Герасима (Никита Волков), который (как неприлично!) держит его ноги на весу, чтобы облегчить боль.
У больного человека поменялась оптика. Новое знание прорывается в самом трагическом монологе, где наконец звучит его собственный голос и достоинство умирающего. Он собирает все силы и кричит родным и друзьям по работе: «Перестаньте врать! Я умираю!»
Главное событие рассказа Толстого — то, что Иван Ильич не умер, а перешел в свет со словами: «А смерть? Какая смерть?» У Валерия Фокина другой финал. На сцене в момент перехода темно, а затем решетчатый задник заливает белый неоновый свет. Никакого катарсиса или музыкального акцента. Чиновник так и не может смириться с собственной смертью и снова, во время поминок, выскакивает из гроба.
Только на пороге смерти он осознает, что продул жизнь в карты, «на гардине потерял жизнь». Иван Ильич занимает место в одном из рядов, поставленных вдоль задника, прямо напротив зрителей и накрытого стола. Он опять в позиции наблюдателя, смотрит, как коллеги и родные едят и болтают. Для них ничего не изменилось. Они даже веселы, но среди них грустит его сын Вася.
Герой все же возвращается в гроб. Надолго ли? Обретет ли его душа покой или обречена скитаться, словно Вечный жид?
Читайте меня в Телеграмм . Будем ближе! https://t.me/theatre_ma