Найти в Дзене

Спектакль «Обыкновенная смерть». Театр Наций.

Премьера 2025 года. Режиссер — Валерий Фокин. Текст повести Л.Н. Толстого адаптировала для сцены Анастасия Букреева. Художник-сценограф — Алексей Трегубов. Художник по свету — Игорь Фомин. Режиссер по пластике — Игорь Качаев. Композитор — Иван Волков. Жить! Валерий Фокин в канун своего восьмидесятилетия ставит повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» в Театре Наций. Не на Новой сцене Александринки, не в Санкт-Петербурге, а в Москве, на малой сцене, с любимым актером Евгением Мироновым, с которым он уже сделал четыре работы. Видимо, нужен был актер такого масштаба и такого обаяния, чтобы создать вещь о крушении идеалов и полной смене оптики у хорошего, уважаемого в обществе человека. Да, это не исторический формат, который был присущ последним работам мастера, поставленным на большой сцене Александринки. Но эта постановка обнажает основные тренды нашего времени и с этой точки зрения очень актуальна. После закрытия спектакля «1881» о неудачной попытке первого в истории России либераль

Премьера 2025 года.

Режиссер — Валерий Фокин.

Текст повести Л.Н. Толстого адаптировала для сцены Анастасия Букреева.

Художник-сценограф — Алексей Трегубов.

Художник по свету — Игорь Фомин.

Режиссер по пластике — Игорь Качаев.

Композитор — Иван Волков.

Жить!

Валерий Фокин в канун своего восьмидесятилетия ставит повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» в Театре Наций. Не на Новой сцене Александринки, не в Санкт-Петербурге, а в Москве, на малой сцене, с любимым актером Евгением Мироновым, с которым он уже сделал четыре работы. Видимо, нужен был актер такого масштаба и такого обаяния, чтобы создать вещь о крушении идеалов и полной смене оптики у хорошего, уважаемого в обществе человека. Да, это не исторический формат, который был присущ последним работам мастера, поставленным на большой сцене Александринки. Но эта постановка обнажает основные тренды нашего времени и с этой точки зрения очень актуальна.

После закрытия спектакля «1881» о неудачной попытке первого в истории России либерального поворота Валерий Фокин ушел с поста худрука Александринского театра и оказался в новой для себя ситуации. Сейчас он исполняет роль президента, чтобы страховать, поддерживать, направлять работу Александринского театра, который за 23 года руководства стал в полном смысле его театром и таковым остается.

В интервью газете РБК Фокин сказал, что «сидеть в кабинете до гражданской панихиды — это не про меня». Панихида — как раз то, с чего начинается действие, когда главный герой Иван Ильич (Евгений Миронов) выбирается из гроба прямо в траурном зале, спрашивает про сына Васю, а потом начинает вспоминать свою жизнь, силясь понять, что пошло не так. Спектакль сделан в жанре трагической буффонады, а герой по сюжету переосмысляет свой земной путь.

Евгений Миронов в этом контексте играет в каком-то смысле альтер эго самого режиссера. Однако философская проблематика повести, естественно, касается всякого человека, пережившего тяжелый кризис. Уникальность этой постановки, на мой взгляд, еще и в творческом союзе двух выдающихся художников нашего времени — Валерия Фокина и Евгения Миронова.

Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть». Театр Наций. Фото автора.
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть». Театр Наций. Фото автора.

Тема двойничества прослеживается во многих работах Фокина: «Двойник», «Арто и его двойник». Появление двойника и у него, и у Гоголя говорит о коррозии души. Это всегда подчеркнуто материальный персонаж, который завоевывает пространство героя подлинного, манипулируя его окружением, ловко обделывая свои делишки и выталкивая за пределы жизни. В этом спектакле введен двойник для главного персонажа. Он появляется, когда тот вспоминает эпизод своего падения с лестницы. Обставляя новую квартиру с невероятным воодушевлением, чиновник сам захотел повесить гардину, но упал и ударился.

Двойник трижды поднимается на лестницу, а Иван Ильич (его очнувшаяся от спячки душа) смотрит на себя со стороны, силясь осознать точку невозврата. Двойника (тело) играет Леонид Тимцуник, мастер пантомимы и режиссер по пластике (актер был удостоен премии Олега Табакова «За умение выражать трагическое в комедии только с помощью пластики тела» за работу в спектакле МХТ «№ 13D»).

В «Обыкновенной смерти» двойник появляется в маске, которая точь-в-точь повторяет черты Евгения Миронова, но они на ней застывшие и мертвые. Более дикого контраста невозможно придумать, ведь лицо Евгения — воплощение живости.

Сосуществование самого «ртутного», обаятельнейшего актера российской сцены рядом со своей неживой маской и придает нерв действию. Иван Ильич пока не видит, что он в маске. При таком задвоении невольно задаешься вопросами: когда на самом деле началась смерть? Где границы жизни и смерти? Валерий Фокин придал истории черты современности. Узнаваемо все: и траурная церемония, и звонок мобильника, и случайный человек, перепутавший зал, и главный герой, разговаривающий на современном языке и обращающийся к зрителям как к знакомым.

Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть». Театр Наций. Фото автора.
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть». Театр Наций. Фото автора.

В начале рассказа Иван Ильич, прокурор, человек талантливый и удачливый, искрится радостью. У него в жизни все «легко, приятно и прилично». Актер наделяет его самыми яркими чертами собственной личности и «физики»: веселым нравом, болтливостью, пластичностью, интеллектом и даже лукавством. Протянутую с сочувствием тонкую ручку жены (Марьяна Спивак) муж от себя отстраняет — меня, мол, не проведешь! И устремляется на службу, где по одному его слову закипают круговорот бумаг и игра в карты — прямо на гробе.

Коллеги салютуют: «Гип-гип-ура, ура, ура!», но вся эта живость обманчива и безжизненна. Боль начинает напоминать о себе, и герой все чаще хватается за больное место и притягивает к себе двойника, выставляя напоказ его тело. Все свои 45 лет Иван Ильич катил по общей колее: карьера, покупка квартиры, красивая жена, отвечающая стандартам высшего общества, развлечения, и вдруг — остановка.

Рисунок роли, создаваемый Мироновым, запечатлевает постепенное угасание веселости со вспышками яростной активности. Удалая бравада и скачки по сцене, болтовня и желчные упреки жене и дочке, всплески злобы, прорывающиеся в едкой пародии, постепенно сменяются позой наблюдателя и неподвижностью. Он то застывает в удивлении, то сворачивается калачиком на катафалке, рядом с гробом, поджав ножки, никак не желая в него ложиться.

Ключевые моменты прозрения отмечены появлением белой гардины на фоне задника. Сначала карниз с гардиной спускается сверху и висит ровно. В момент осознания неотвратимости смерти (после эпизода с гостями) карниз спускается сверху скособоченным.

Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть». Театр Наций. Фото автора.
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть». Театр Наций. Фото автора.

В метафорическом плане гардина имеет несколько прочтений. Она обозначает пелену, которая постепенно спадает с глаз больного, проясняя для него суть жизни. Перекошенный карниз воспринимается уже как символ жизни, пущенной под откос.

Режиссер использует приемы эксцентрики на грани фола, чтобы показать, насколько сильны прозрение и потрясение. То, что представлялось приличным, стало своей противоположностью. Услышав, что о нем говорят как о мертвом человеке, хозяин дома видит родных и коллег, танцующих, словно на шабаше. Все дергаются под резкую музыку, как марионетки (режиссер по пластике — Игорь Качаев). Жена в рыжем парике оседлала коллегу (Антон Ескин), неизвестный человек закатывает в гроб его двойника. Над гробом лягушкой прыгает родная сестра (Елена Морозова). Теперь прокурор находит особое наслаждение в срывании масок (он видит их на лицах друзей и коллег) и даже целый номер разыгрывает, намереваясь справить нужду прямо в гробу и требуя от жениха дочери подать ему горшок.

Герой не сразу, но отделяет себя от своего окружения. Лежа с двойником на полу (постепенно они сближаются), смотрит на своих родных и коллег, несущихся в вагонах метро. На сцену выкатываются под стук колес кабины-вагоны, в которых, словно запертые, стоят все действующие лица, а наверху высвечивается надпись «Площадь Ильича».

Он и сам раньше ехал вместе со всеми, не задумываясь о том, что впереди его ждет эта «Площадь Ильича» — место на кладбище. Страдание открыло ложь и ужас его жизни, а ценным сделало совсем другое — мячик в полоску из детства и помощь слуги Герасима (Никита Волков), который (как неприлично!) держит его ноги на весу, чтобы облегчить боль.

Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть». Театр Наций. Фото автора.
Сцена из спектакля «Обыкновенная смерть». Театр Наций. Фото автора.

У больного человека поменялась оптика. Новое знание прорывается в самом трагическом монологе, где наконец звучит его собственный голос и достоинство умирающего. Он собирает все силы и кричит родным и друзьям по работе: «Перестаньте врать! Я умираю!»

Главное событие рассказа Толстого — то, что Иван Ильич не умер, а перешел в свет со словами: «А смерть? Какая смерть?» У Валерия Фокина другой финал. На сцене в момент перехода темно, а затем решетчатый задник заливает белый неоновый свет. Никакого катарсиса или музыкального акцента. Чиновник так и не может смириться с собственной смертью и снова, во время поминок, выскакивает из гроба.

Только на пороге смерти он осознает, что продул жизнь в карты, «на гардине потерял жизнь». Иван Ильич занимает место в одном из рядов, поставленных вдоль задника, прямо напротив зрителей и накрытого стола. Он опять в позиции наблюдателя, смотрит, как коллеги и родные едят и болтают. Для них ничего не изменилось. Они даже веселы, но среди них грустит его сын Вася.

Герой все же возвращается в гроб. Надолго ли? Обретет ли его душа покой или обречена скитаться, словно Вечный жид?

Читайте меня в Телеграмм . Будем ближе! https://t.me/theatre_ma