В моей дорамной жизни настал период осторожничанья. С одной стороны, мне хочется продолжать смотреть дорамы в прежнем режиме: у меня есть дорама, которую я смотрю сейчас, когда досматриваю, некоторое время отдыхаю, выбираю новую и опять смотрю. Не спешу, не проглатываю серию за серией, привыкаю к героям, распутываю загадки, наслаждаюсь картинкой, с радостью вижу знакомых актеров, с интересом воспринимаю новых. С другой, не хочется понижать планку, бросать на середине или смотреть через силу...
Но теперь у меня больше информации, поэтому дораме легче меня разочаровать. Значит, выбор состоит из множества показателей, чтобы не пришлось бросать, потому что брошенных у меня очень мало. Фактически одна, и та современная.
В этот раз мне хотелось чего-то не напрягающего, потому что мне прям было о чем подумать. Такой период. До этого я безусловно тоже много думала, но у меня в целом все процессы были организованы, а тут, наоборот, надо было организовывать процессы, а это сложнее, и требует постоянной вовлеченности, потому что готовых решений в принципе нет.
Кроме того, мне надо было как-то успокоить психику после другого просмотренного сериала. Поэтому так получилось, что вместо "Легенды о женщине-генерале" с Чжоу Е, которую я собиралась посмотреть, я выбрала с той же Чжоу Е "Защити сердце" - это все-таки сянься, поэтому там в любой момент можно все события интерпретировать на свое усмотрение.
Итак, "Защити сердце" или "Назад от края пропасти" дорама 2023 года на мой взгляд типичный представитель сянься-капустника, назовем этот жанр так. О чем речь. Я бы разделила все сянься-дорамы на две категории (блин, я понимаю, что категорий больше, мне всегда за эти категории прилетает, да, и вообще, это не категории, а опять же шкала), но в целом по уровню заданности вымышленного мира, есть дорамы:
- где фэнтэзи-составляющая и определяющие категории вымышленного мира хорошо проработаны, то есть заранее "прописаны в условии задачи": мы сразу понимаем, какими волшебными опциями обладает каждый герой, какие расы существуют, как они между собой взаимодействуют, каких убеждений придерживаются, в каких условиях живут и т.п., и даже если потом что-то меняется, это не противоречит тем установкам, которые были изначально (как пример можно привести "Светлый пепел луны", "В погоне за Луной", "Песнь четырех морей").
- где эта составляющая сделана кое-как, типа это ж такой жанр, вали все в кучу, например: в начале, чтобы продемонстрировать крутизну героя, наделили его какими-то способностями, потом надо загнать его в неприятности, об этих способностях забыли, а, когда надо его из неприятностей вытаскивать, быстренько настрогали ему новых способностей. Или когда положительные герои ведут себя как психбольные. Я бы назвала это "капустник" - несерьезное представление на тему "сянься", где волшебными опциями играют как кому в голову придет, часто добавляя в волшебный набор современные средства связи и какие-то гаджеты "прикрыв" их волшебными названиями. Ну, и конечно, пошловатые шуточки, куда ж без них. (Я бы отнесла сюда "Фею-Орхидею", там много вопросиков, и вот эту дораму "Защити сердце").
Я это очень хорошо чувствую, хотя многое открывается по ходу сюжета, я все равно вижу - была ли у авторов в голове целостная картина или нет, а все потому...
Теперь пятиминутка душноты от меня, выделю ее другим шрифтом, не читайте, если вы не собираетесь писать сянься-новеллу или любую другую книгу о вымышленном мире или снимать фильм.
Итак, для каждого вымышленного, искаженного или дополненного мира необходимо разработать свою "теорию". К адекватной теории предъявляются четыре требования, их не я придумала - это математика (опишу очень грубо):
непротиворечивость - из любых двух утверждений нельзя получить противоположные следствия, сколько бы шагов мы ни сделали, (проще говоря, поступки персонажей и события не противоречат друг другу и тому, что происходило до этого, если это не объясняется заранее);
разрешимость - каждое утверждение можно вывести из заранее заданного набора аксиом, (то есть если мы начнем "раскручивать назад" не получится так, что мы столкнемся с противоречием, например, герой находился в двух местах одновременно (опять же, если у него не было "маховика времени", клона, голограммы и т.п., заранее прописанных в аксиомах). И здесь тоже важный момент - у персонажей могут появляться магические артефакты, но сама возможность их появления должна быть указана заранее. В том же Гарри Поттере их наваливают в каждой книге все больше и больше, но в основной массе они укладываются в концепцию своего мира, и там обычно объясняют, почему их не использовали в других ситуациях. В целом ГП достаточно хорошо прописан с этой точки зрения).
независимость - ни одна аксиома не может быть выведена через другую, в данном случае, наверное, это можно применить к тому, что характеристики добра и зла определены однозначно (с этим у китайцев в сянься вообще прям беда), противоборствующие силы не должны пользоваться одними средствами и начинать отстаивать одни и те же интересы, если они не перевоспитались, конечно. Но тогда они уже не противоборствуют.
полнота - аксиоматика будет полной, если нельзя ввести новую независимую и непротиворечивую аксиому, а это значит, что авторы сами должны понимать, с чего начинают и чем закончат.
Если вы все это прочитали, то теперь понимаете, какая фигня творится у меня в голове, и как сложно со мной моим родственникам. Но вернемся к дораме.
Здесь вообще никто не позаботился о логике, смысле и хоть каких-то "волшебных правилах". Например, в самом начале заявляется опция "полет на мече", потом о нем вообще забыли, на мече никто не летал, хотя массу проблем этим можно было бы решить. Все волшебные прибамбасы и причиндалы непонятно как работают, на чем вообще основаны правила поглощения и подавления энергии? Что за плащ из "истинной сущности"?
Как спариваются существа разных видов? А ведь этот вопрос напрямую касается главных героев! Если он вылупился из яйца, то его дети тоже должны вылупляться из яиц, а значит, существо расы "человек" должна "снести" это яйцо, чтобы произвести потомство? Я даже боюсь представить, что она увидела, заглянув к нему под одело... Даже тот факт, что вылупившись из яйца он посасывал палец, как младенец кажется мне странным - теоретически он - пресмыкающееся, но в любом случае не млекопитающее, откуда у него сосательный рефлекс? (Я не думаю об этом специально, оно само как-то думается)...
Как вообще появились все эти "духи"? А сам дракон откуда взялся? Завёлся? Чем занимались остальные персонажи, пока другие что-то делали, они как будто замирали где-то и ждали, пока до них дойдет очередь. Особенно главзлодей. Тупо сидел в пещере какой-то. Поймал Тень. Связал его и полгода ездил по ушам о том, какой он несчастный, пока в другом месте происходили события? А этот так лежал связанный на одном боку. Ну, нам по крайней мере так показывали, когда про него вспоминали... Он бы хоть на другой бок перевернулся, у него пролежни не образовались? И на все вопросы создатели как бы отвечают мне "не заморачивайся, это же сказка", ну, как-то там волшебным образом все само собой разрулится. Но это так не работает! Поэтому в данном случае отношу дораму ко второй категории - капустник - легкая интерпретация на тему.
Еще один ключевой минус дорамы "Защити сердце" - это внешний вид всех "волшебных" персонажей - дракона сшили китайские первоклассники на уроках труда из тряпья, целлофана и ветоши, они же на уроках информатики нарисовали каких-то анимированных телепузиков, а маски и костюмы духов - вообще какие-то колядки из нищих деревень семнадцатого века. Ну, то есть все было настолько плохо, да, меня и предупреждали, что так будет, что практически сразу перестало раздражать. Мне кажется, история бы выиграла, если бы они просто пустили надпись: тут должен пролететь охрененно красивый дракон, но наша криворукость пока не позволила его создать. А на духах должны быть таблички: я дух того-то и того-то, но создатели пожмотились на крутой визуал.
Дальше минус, но он же и плюс - это отсутствие сюжетных поворотов. Всё очень просто, линейно и предсказуемо. Отношения главной пары настолько хороши с самого начала, что как говорится, лучшее - враг хорошего. (ну, подумаешь, проткнул несколько раз мечом, кто это вообще за проблему считает). И в данный момент для меня это оказалось плюсом - не надо было много думать. Хотя прекрасная химия, которая была примерно первую половину, абсолютно пропала к концу. Ну, там уже повода не было.
Некоторое время держалась интрига - за какую команду играет Бай Сяошен (актер Ван Илунь), но и она разрешилась. Какие-то еще были занятные моменты. То есть довольно интересно, но не так, чтобы прям все бросить и бежать смотреть. Скорее, наоборот, это для отдыха и разгрузки.
Ну, и на счёт плюсов, отличная компания из семи основных героев и актеров, которые их играют. Чжоу Е - великолепная - веселая, злая, рассерженная, воодушевленная, или в своем традиционном состоянии "что бы такого замутить" - она мне бесконечно нравится, а уж страдания и отчаяние - это вообще высший пилотаж. Она, собственно, и была основным поводом смотреть дораму. Люблю ее.
Познакомилась в этой дораме с Хоу Мин Хао. Он очень похож на дракона. Удивительно, но во время просмотра, я ни на секунда не забывала о том, что передо мной не человек. Вот это было круто. Ну, и конечно, когда он был драконом-младенцем тоже было очень мило. Так что смотреть с ним (не прям из-за него), определенно, что-то еще буду.
Райли Ван, он же Ван И Лунь чудо как хорош. Как я уже говорила, это удивительная способность быть таким миленьким внешне, но при этом не походить на девушку.
И, конечно, Цзо Е оторвался в роли богатенького и нахального молодого человека, которому с одной стороны все легко достается, с другой у него не такая уж простая судьба, и он в конце концов учится думать не только о себе.
Прописаны отношения, характеры, какие-то предыстории, актеры тоже стараются, но опять же на счет перевода "дубликов" вопросы. В данном случае голоса были нормальные, а вот то, что они произносили... Мне кажется с "вольностью" перевода тоже был некоторый перебор. Допускаю, что два героя, влюблённых в одну и ту же девушку, и третий, который просто недолюбливает их обоих, потому что у него такой характер, могли между собой не ладить, но общались они... Так что это временами начинало раздражать.
Очень много юмора, комичных моментов, забавных и трогательных отношений, конечно, грустных и драматичных моментов, даже какой-то философии подбавили.
Провели несколько параллелей. Например, между двумя потерявшими память возлюбленными. Если Му Шэн даже восстановив память, не захотел вернуться к поехавшей Су Ин, то Тянь Яо почти сразу заново влюбился в Янь Хуэй, а потом восстанавливая память сожалел лишь о том, что мало заботился о ней. Или князь Тьмы стал одержимым злодеем, потому что, влюбившись в свою спасительницу, слишком сильно хотел безраздельно завладеть ее вниманием, а вот Бай Сяо Шен, наоборот, хотя и рассчитывал на взаимность, но, поняв, что шанса нет, помогал своей возлюбленной обрести счастье, пусть даже и с другим. То есть идея в том, что не превратности судьбы делают человека злодеем, а его собственный выбор.
Ну, и, конечно, ненавязчиво пытались нам намекнуть, что пока в людях есть злоба, зависть, желание отомстить, какие-то сожаления, не дающие развиваться дальше, злу есть откуда подпитываться. А все потому, что никто им детстве книгу В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" не прочитал! Приходится снимать дорамы по сорок серий, драконов каких-то лепить из подручных материалов...
Мой рейтинг дорамы "Защити сердце":
Общее впечатление 6/10 (Но это не значит, что я не советую ее смотреть, просто не стоит искать в ней то, чего там нет)
Красочность картинки 6/10 (когда были "теплые локации" было еще ничего, все остальное - очень-очень слабо)
Костюмы 6/10 (у некоторых нормальные были, остальным какое-то тряпье выдали, такое чувство, что к каким-то актерам хорошо относились, а кого-то невзлюбили, ну, и конечно "фамильяры" эти... жуть с кошмаром)
Актеры 8/10 (мне не понравился сам этот главзлодей. Ну, и остальные тоже местами переигрывали - опять же формат какой-то несерьёзный)
Сценарий 5/10 (откровенно поленились продумать историю)
Волшебство: да
Боевые сцены: скорее нет, чем да (там все сражения через раздувание щек и ноздрей происходят, сянься же)
Хэппи энд (для главных героев): да, прям вся главная компания выжила, кому надо поженились, детей нарожали, кому не надо - просто деньжат нарубили...
Понравилось: довольно спокойная позитивная история.
Не понравилось: скучновато и жуткий визуал.
ПС: кошачий тест дорамой пройден был неоднократно. Это когда в грустные моменты кот приходит меня жалеть, чувствуя, как я сопереживаю героям.