Четыре истории о том, что происходило на съемочных площадках знаменитых советских кинокартин. Конфликты между актерами и режиссерами, смертельно опасные съемки и даже конфликты на почве любви.
С них и начнем.
Любовные страсти вокруг фильма «Тихий Дон» (1957)
Режиссер Сергей Герасимов хотел снимать картину еще в 1939 году. Но вето на экранизацию наложил лично Сталин, увидев в романе намек на вольнодумство. К своей идее Сергей Аполлинариевич вернулся уже после смерти вождя. Сам написал сценарий и начал подбирать актеров.
На роль Григория Мелехова утвердил потомственного дворянина и никому не известного актера Петра Глебова. Правда Григорию по книге было 17 лет, а Глебову 40. Но актер понравился Михаилу Шолохову, и вопрос был решен.
Главная борьба развернулась вокруг роли Аксиньи. На нее претендовала молодая Нонна Мордюкова, ученица Герасимова, настоящая казачка по крови. В 1948 году Нонна дебютировала в кино, сыграв Ульяну Громову в фильме своего учителя «Молодая гвардия».
И, тем не менее, режиссер наотрез отказался ее снимать.
Почему? Оказывается, еще в послевоенные годы Герасимов был влюблен в свою студентку. Нонна же воспринимала его только, как своего наставника.
Тогда Сергей Аполлинариевич принял радикальные меры: он ушел от жены, актрисы Тамары Макаровой и даже поехал к матери Мордюковой просить руки дочери. Но получил отказ, все-таки 19 лет разницы. Несостоявшаяся теща обозвала его лысым и старым, и выразила уверенность, что дочка станет звездой без всякой протекции.
Герасимов оказался злопамятным, и не простил своенравную казачку. В итоге на роль Аксиньи была утверждена Элина Быстрицкая.
А Нонна Викторовна до конца жизни поминала режиссера недобрым словом.
«Декорация ходила ходуном»
Исполнитель роли Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «12 стульев» (1971) Арчил Гомиашвили вспоминал, что сложнее всего ему пришлось во время съемок эпизода «Крымское землетрясение»:
- Декорация ходила ходуном, на меня летел огромный шар. Я должен был отскочить, а сверху в это время падала огромная оконная рама, в которую я к тому же просовывал голову. Более десяти дублей отсняли, а эпизод в картину так и не попал.
Был и другой сложный момент– в Васюках, где, спасаясь от обманутых шахматистов, Гомиашвили пришлось самому, без дублера, катиться по длиннющему жёлобу.
Зато эпизод в самом финале отсняли практически без участия актера. Там Остап, сообщив Кисе адрес, где находится сокровище, ложится на кровать и засыпает. Снимали зимой, Арчил изрядно промерз на улице, и, оказавшись в тепле, под светом прожекторов, заснул «по-настоящему». Разбудил его Гайдай, сказав, что эпизод уже сняли.
Картина вышла на экраны в 1971 году, и ее посмотрели почти 40 миллионов зрителей. Арчила Гомиашвили узнавали на улице, а однажды в гостинице он даже услышал, как одна дежурная сказала другой:
- Ты за ним все-таки присматривай. Знаешь ведь, с кем имеешь дело? Это же сам Бендер!..
Горели и захлебывались
Евгений Урбанский, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Самойлова и Василий Ливанов в фильме «Неотправленное письмо» (1959).
Режиссер Михаил Калатозов (настоящая фамилия Калотозишвили) (1903-1973) – классик советского кинематографа. За свою карьеру, стартовавшую еще в эпоху «Великого Немого» он поставил совершенно разные картины.
Героическая биография «Валерий Чкалов» (1941) и эпохальная мелодрама «Летят журавли» (1957) – единственный отечественный фильм-обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля.
Милая комедия «Верные друзья» (1954) и пропагандистская визуальная эстетика «Я-Куба» (1964), от которой были в восторге Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе.
Антиамериканский памфлет «Заговор обреченных» (1950) и приключенческий эпос «Красная палатка» (1969) со звездами советского и мирового кино.
«Неотправленное письмо» посвящен, наверное, самой романтической профессии тех лет в Советском Союзе – геологам. И Михаил Калатозов показал зрителям не лубок, а настоящую правду жизни, тяжелый однообразный труд, нередко заканчивающийся трагично.
Главную женскую роль Михаил Калатозов отдал все еще никак не получившей актерского образования Татьяне Самойловой, с которой прославился на весь мир после «Летят журавли».
Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Самойлова на съемках фильма «Неотправленное письмо»:
Здесь же и оператор «Сергей Урусевский с предыдущего фильма. А потому «Неотправленное письмо» смело можно назвать «идейным продолжением» (сюжеты и персонажи никак не связаны) «Летят журавлей».
Съемки проходили в самой настоящей тайге в Красноярском крае, на берегах могучего Енисея и на его притоке реке Ус.
Вот как Василий Ливанов вспоминал о тех днях:
«В «Неотправленном письме» мы по-настоящему горели в пожарах, по-настоящему изнывали под тяжестью геологического груза, по-настоящему захлебывались в ледяной воде лесных рек».
Смоктуновский, Ливанов и Урбанский на съемках фильма:
Вот только зрители не смогли оценить картину в полной мере. Чиновники от Госкино сочли, что при просмотре может создаться впечатление, что в СССР жизнь геологов менее важна добываемых ими алмазов. А потому «Неотправленное письмо» ожидал ограниченный прокат и «всего» 11,5 млн. зрителей – слишком мало для тех лет, тем более для фильма с такими фамилиями на афише.
Зато сегодня на Кинопоиске рейтинг у ленты вполне достойный – 7,7.
Смотрели фильм?
Драка из-за детского фильма
Премьера ленты Леонида Нечаева «Приключения Буратино» (1975) состоялась в новогоднем телеэфире, 1 января 1976 года. Удачное сочетание опытных замечательных актеров и юных дебютантов позволеют картине оставаться любимой зрителями по сей день.
А у участников съемочной группы сохранились забавные воспоминания. Так, Владимир «Карабас» Этуш рассказал о том, что мальчик, игравший пуделя Артемона, ежедневно брал у своего дедушки рубль, причем никогда не говорил, зачем он ему. Этуш провел свое расследование и выяснил, что мальчик тратит деньги на цветы, их он ежедневно преподносил Мальвине.
Ролан Быков настолько увлекся импровизацией, что использовал без зазрения совести сидения из служебного автобуса для того, чтобы скатиться по лестнице. После нескольких дублей сиденья были испорчены, и восстановлению не подлежали.
Водитель же, который нес ответственность за сохранность транспорта, был возмущен настолько, что устроил драку с актером прямо на площадке. Разнимали их все, совместными усилиями.
Ну, а Дима Иосифов, игравший Буратино, прекрасно относился к Лисе Алисе и коту Базилио, но на дух не переносил Карабаса-Барабаса. Чтобы перебороть себя и свои страхи, мальчик швырял шишки в Барабаса со всей силой.
Страх-то он переборол, но Владимиру Этушу такой реалистичный подход явно не понравился.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: