Тигр / Il Tigre / The Tiger and the Pussycat. Италия-США, 1967. Режиссер Дино Ризи. Сценаристы: Адженоре Инкроччи, Дино Ризи, Фурио Скарпелли. Актеры: Витторио Гассман, Энн-Маргрет, Элинор Паркер, Луиджи Ванукки, Фиоренцо Фиорентини, Катерина Боратто и др. Комедия. Премьера: 20.09.1967. Прокат в Италии: 3,6 млн. зрителей.
Инженер Франческо (в ярком и амбивалентном исполнении неподражаемого Витторио Гассмана) стоит перед выбором: уйти к своей новой знакомой (Энн Маргарет) или остаться с женой (Элинор Паркер)…
В год выхода «Тигра» на итальянские экраны пресса писала о нем неоднозначно:
«Фильм хорошо вписывается в ряд других, снятых самим Ризи и сыгранных Гассманом. [Но] амбиции высмеять определённый тип человека и определённое общество кажутся ограниченными; изображение отношений этого человека с семьёй, детьми и женщинами остаётся нейтральным и общим и не принимает критических масштабов; сюжет не опирается в своих развлекательных поворотах на эпизоды, которые кажутся новаторскими для жанра» (La Stampa. 30.04.1967).
Спустя несколько десятилетий кинокритик Николо Рангони Макиавелли писал, что в «Тигре» Дино Ризи и его сценаристы «вновь горько иронизируют над пороками среднестатистического итальянца, на этот раз затрагивая тему супружеской неверности и безудержных расставаний… Витторио Гассман, как всегда, бесценный шоумен, пылкий «тигр» на работе и «кролик» в личной жизни: неспособный принимать решения и брать на себя ответственность, он безнадежно труслив как по отношению к возлюбленной, так и к семье. С саркастической карикатурой авторы изображают вульгарный процесс предательства, с обеих сторон… В целом фильм хорош, хотя хотелось бы больше остроты, более соответствующей названию» (Machiavelli, 1999).
В конце 1970-х Георгий Данелия (1930-2019) поставил свою горькую комедию «Осенний марафон», фабула которого определенно напоминала фабулу «Тигра», что еще раз подчеркнуло универсальность такого рода истории, никак не зависящей напрямую от общественного строя и национальности персонажей.
«Тигр» очень хорошо прошел в итальянском кинопрокате, собрав в кинозалах 3,6 млн. зрителей, что с учетом разницы населения Италии и СССР соответствовало примерно 18 млн. гипотетических советских зрителей. «Осенний марафон» собрал в СССР 22,3 млн. зрителей, что, на мой взгляд, доказывает, что интерес к затронутой Ризи и Данелия теме в итальянской и советской аудиториях был практически одинаковым…
Киновед Александр Федоров
Пророк / Il Profeta. Италия, 1967. Режиссер и сценарист Дино Ризи. Актеры: Витторио Гассман, Энн-Маргрет, Эджидио Касолари, Бруна Чеальти, Джеффри Коплстон, Дино Курчио, Фиоренцо Фиорентини, Франко Гула и др. Комедия. Премьера: 15.02.1968. Прокат в Италии: 3,6 млн. зрителей.
Главный герой этой комедии (Витторио Гассман) решил уйти от цивилизации, но его находят вездесущие телевизионщики и предлагают стать «пророком» в их передаче…
В год выхода этой комедии в итальянский прокат пресса отнеслась к ней без энтузиазма.
К примеру, кинокритик Филиппо Сакки (1887-1971) писал, что «как только первоначальное любопытство к персонажу быстро угасает…, всё сразу превращается в перепевную шутку. ... Гассман будет отброшен в те же самые, вечные, одинаковые шутки, в ту же лицемерную и небрежную сатиру на обычаи. Где нет ни сатиры, ни обычаев, потому что для этого нужны страсть и правда, а здесь нет ничего, кроме равнодушной игры. ... Гассман продолжает передразнивать Гассмана. Бедняга, с этими текстами, с этими сценариями, с этой режиссурой, что он ещё может сделать?» (Sacchi, 1968).
Но в XXI веке кинокритик Джордано Лупи, напротив, оценил комедию «Пророк» позитивно: «Эта антипотребительская притча, сосредоточенная на возвращении к естественной жизни… — приятная комедия, на грани реализма и сюрреализма… Витторио Гассман прекрасно справился с ролью эксцентричного пророка, который сначала питает отвращение к цивилизации, а затем поддаётся мечтам о богатстве. Оресте Лионелло также преуспел в роли скользкого журналиста-спекулянта, который следует за пророком и раскрывает его экономический потенциал. Фильм интересен и тем, что запечатлевает образ Италии, которой больше нет, с её молодёжными общинами, хиппи, девушками в мини-юбках, первой телевизионной рекламой… Тема общества потребления, препятствующего естественной жизни, актуальна как никогда. К ней стоит вернуться, непредвзято» (Lupi, 2014).
Правда, кинокритик Массимилиано Скиявони читает, что, несмотря на то, что превосходные качества Ризи, Сколы и Маккари предстают в неизменном и несокрушимом виде, мы [в «Пророке»] находим и весьма неудачные, нелогичные, явно несмешные моменты» (Schiavoni, 2014).
Наверное, стоит согласиться с тем, что не все сюжетные повороты «Пророка» выдержали испытание временем, но причины прокатного успеха этой сатирической комедии в Италии (3,6 млн. зрителей) вполне понятны: превосходная игра Витторио Гассмана («усталость» его персонажа вполне оправдана психологически), издевательство над «обществом тотального потребления и рекламы», едкие шпильки в адрес «экологических хиппи» и т.д.
Киновед Александр Федоров