А что, если нет неправильного мнения, а есть невысказанное?
Когда мы взрослеем, кажется, что страх ошибок остаётся где-то в детстве вместе с двойками и тетрадями в клетку.
Но стоит вспомнить, как часто мы и сегодня боимся сказать что-то "не то", сделать шаг в сторону, написать отчет начальнику и десять раз перечитываем его перед отправкой.
Может быть, страх ошибок никуда не уходит? Он просто переодевается во взрослую одежку - аккуратную, воспитанную и правильную.
🎓 Откуда это начинается
Подросток решает уравнение.
Всё по правилам: аккуратно, не забывая порядок действий и правила оформления. Очень долго решает, весь черновик исписал.
Говорим:
- Есть способ проще. Давай покажу?
- Я знаю, но нам так нельзя, двойку поставят. А зачем мне это надо?
- Немая пауза.
И вот она, типичная ситуация.
Ребёнок знает путь короче к тому же результату, но так нельзя - не по правилам.
Он просто сделал, как учили. Потому что “в школе сказали решать только так”.
Путь "только правильных" ответов, которые за тебя уже проложили - это тёплый, безопасный мирок, где можно и не думать. Зазубрил один раз и делаешь, как сказали. Главное - не выйти за рамки дозволенного, не сделать не так, как все.
Но именно здесь теряется самое важное - живое самостоятельное мышление.
💡 Когда "правильность" становится клеткой для развития
Мы часто хвалим детей за безупречность, за аккуратные решения, за то, что "всё по порядку и по полочкам".
И не замечаем, как вместе с этим посылом и полученными пятерками, закладываем невидимую преграду:
не ошибайся, не рискуй, не ищи других путей.
Ребёнок быстро понимает правила игры.
Ошибка - это красная ручка.
Сомнение - это слабость.
А рассуждение, которое не совпало с решением из учебника, - повод привлечь к себе ненужное внимание и "накликать" лишние вопросы.
Так вырастают поколения людей, которые боятся думать без инструкции.
Они решают по шаблону, живут по шаблону и редко спрашивают себя: "А можно по-другому?"
🧠 Ошибка - это не минус, а новый маршрут
Если задуматься, все большие открытия родились из ошибок.
Флеминг не собирался изобретать пенициллин - он просто не вымыл чашку Петри.
Колумб не планировал открывать Америку - просто ошибся направлением.
Иногда ошибки - это не сбой в системе, а её обновление и новый виток развития.
Они требуют смелости признать, что ты не знаешь, но хочешь понять. Или сомневаешься, но у тебя есть другое решение.
Ведь иногда ошибка - это не ошибка вовсе, и не подтверждение свой глупости, а проявление любопытства и нестандартного мышления.
И в этом поиске рождаются настоящие открытия для самого человека.
🧩 Почему дети боятся думать
На уроке русского ученик списывает целый текст вместо одного предложения.
Не дочитал задание.
Когда замечает ошибку, в глазах паника:
- Мне теперь всё зачёркивать?! Мне оценку снизят...
- Нет. Просто перепиши нужное.
Но он не может понять: как это - не зачёркивать? ведь он неправильно сделал задание!
Ему проще начать сначала, чем изменить маршрут и оттолкнуться от имеющегося результата.
Ему проще быть правильными и исполнительными, чем гибкими, смелыми и рассудительными.
Это и есть та самая привычка - бояться "нарушить порядок действий".
🌱 Когда ошибаться - можно
В Международной школе CIS мы стараемся разрушить этот стереотип.
У нас ошибка - это не повод для красной пасты, а повод для диалога. Таким образом, ребёнок понимает - его мнение важно и он получит полноценную обратную связь в любой ситуации.
И, возможно, его решение - будет наилучшим!
Когда ребёнок понимает, что можно высказывать своё мнение, безопасно показывать свои идеи и варианты решения, он начинает искать, проявлять заинтересованность и развивать свой кругозор и смекалку.
И тогда на уроках вместо фразы: "Я не знаю", звучит: "А давайте попробуем так?"
А из этих "попробуем" в свою очередь вырастают лучшие представители своих профессий - люди, которые не боятся шагнуть за границы познания и видят новые пути развития в любой сфере.
Педагоги нашей школы делятся: "Иногда ребёнок просто сидит и не пишет. Не потому что не знает, а потому что боится сделать не по правилам. Боится, что подумают: глупый. И тогда важно сказать: “Ошибись - не страшно. Но только вслух”.
И тогда он начинает пробовать и рассуждать. И именно в этот момент он действительно учится".
🌍 Место, где нет фразы: “это не по правилам”
Мы учим детей задавать вопросы.
Не потому что это модно, а потому что без вопросов не бывает развития мышления.
Когда ребёнок понимает, что можно сомневаться, обсуждать, спорить - он перестаёт бояться.
Именно тогда рождается настоящее образование.
✨ А что, если нет неправильного мнения?
Может быть, не существует ошибочных ответов - есть просто невысказанные мнение?
Те, которые так и остались в голове, потому что кто-то боялся поднять руку.
Если мы хотим растить детей, способных творить, создавать, принимать самостоятельные решения - нужно вернуть им смелость говорить.
Даже если не уверены. Даже если “неправильно”.
Ошибаться - значит учиться жить в реальном мире.
А жить в реальном мире - всегда чуть рискованно. И, зачастую, для тех, так и не научился видеть альтернативные пути и нестандартные решения.
📚 Подписывайтесь на наш канал. Здесь мы рассказывем об образовании всё и немного больше. А также о том, как помочь детям мыслить свободно, без страхов и шаблонов.
#образование
#ошибки
#мышление
#дети
#МеждународнаяШколаCIS
#учёба
#психология
#воспитание
#мысли
#саморазвитие