Найти в Дзене

💭 Боязнь ошибиться.

А что, если нет неправильного мнения, а есть невысказанное?

https://cisedu.com/ru-ru/
https://cisedu.com/ru-ru/

Когда мы взрослеем, кажется, что страх ошибок остаётся где-то в детстве вместе с двойками и тетрадями в клетку.

Но стоит вспомнить, как часто мы и сегодня боимся сказать что-то "не то", сделать шаг в сторону, написать отчет начальнику и десять раз перечитываем его перед отправкой.

Может быть, страх ошибок никуда не уходит? Он просто переодевается во взрослую одежку - аккуратную, воспитанную и правильную.

🎓 Откуда это начинается

Подросток решает уравнение.

Всё по правилам: аккуратно, не забывая порядок действий и правила оформления. Очень долго решает, весь черновик исписал.

Говорим:

-  Есть способ проще. Давай покажу?

- Я знаю, но нам так нельзя, двойку поставят. А зачем мне это надо?

- Немая пауза.

И вот она, типичная ситуация.

Ребёнок знает путь короче к тому же результату, но так нельзя - не по правилам.

Он просто сделал, как учили. Потому что “в школе сказали решать только так”.

Путь "только правильных" ответов, которые за тебя уже проложили - это тёплый, безопасный мирок, где можно и не думать. Зазубрил один раз и делаешь, как сказали. Главное - не выйти за рамки дозволенного, не сделать не так, как все.

Но именно здесь теряется самое важное - живое самостоятельное мышление.

💡 Когда "правильность" становится клеткой для развития

Мы часто хвалим детей за безупречность, за аккуратные решения, за то, что "всё по порядку и по полочкам".

И не замечаем, как вместе с этим посылом и полученными пятерками, закладываем невидимую преграду:

не ошибайся, не рискуй, не ищи других путей.

Ребёнок быстро понимает правила игры.

Ошибка - это красная ручка.

Сомнение - это слабость.

А рассуждение, которое не совпало с решением из учебника, - повод привлечь к себе ненужное внимание и "накликать" лишние вопросы.

Так вырастают поколения людей, которые боятся думать без инструкции.

Они решают по шаблону, живут по шаблону и редко спрашивают себя: "А можно по-другому?"

🧠 Ошибка - это не минус, а новый маршрут

Если задуматься, все большие открытия родились из ошибок.

Флеминг не собирался изобретать пенициллин - он просто не вымыл чашку Петри.

Колумб не планировал открывать Америку - просто ошибся направлением.

Иногда ошибки - это не сбой в системе, а её обновление и новый виток развития.

Они требуют смелости признать, что ты не знаешь, но хочешь понять. Или сомневаешься, но у тебя есть другое решение.

Ведь иногда ошибка - это не ошибка вовсе, и не подтверждение свой глупости, а проявление любопытства и нестандартного мышления.

И в этом поиске рождаются настоящие открытия для самого человека.

🧩 Почему дети боятся думать

На уроке русского ученик списывает целый текст вместо одного предложения.

Не дочитал задание.

Когда замечает ошибку, в глазах паника:

- Мне теперь всё зачёркивать?! Мне оценку снизят...

- Нет. Просто перепиши нужное.

Но он не может понять: как это - не зачёркивать? ведь он неправильно сделал задание!

Ему проще начать сначала, чем изменить маршрут и оттолкнуться от имеющегося результата.

Ему проще быть правильными и исполнительными, чем гибкими, смелыми и рассудительными.

Это и есть та самая привычка - бояться "нарушить порядок действий".

🌱 Когда ошибаться - можно

В Международной школе CIS мы стараемся разрушить этот стереотип.

У нас ошибка - это не повод для красной пасты, а повод для диалога. Таким образом, ребёнок понимает - его мнение важно и он получит полноценную обратную связь в любой ситуации.

И, возможно, его решение - будет наилучшим!

Когда ребёнок понимает, что можно высказывать своё мнение, безопасно показывать свои идеи и варианты решения, он начинает искать, проявлять заинтересованность и развивать свой кругозор и смекалку.

И тогда на уроках вместо фразы: "Я не знаю", звучит: "А давайте попробуем так?"

А из этих "попробуем" в свою очередь вырастают лучшие представители своих профессий - люди, которые не боятся шагнуть за границы познания и видят новые пути развития в любой сфере.

Педагоги нашей школы делятся: "Иногда ребёнок просто сидит и не пишет. Не потому что не знает, а потому что боится сделать не по правилам. Боится, что подумают: глупый. И тогда важно сказать: “Ошибись - не страшно. Но только вслух”.

И тогда он начинает пробовать и рассуждать. И именно в этот момент он действительно учится".

🌍 Место, где нет фразы: “это не по правилам”

Мы учим детей задавать вопросы.

Не потому что это модно, а потому что без вопросов не бывает развития мышления.

Когда ребёнок понимает, что можно сомневаться, обсуждать, спорить - он перестаёт бояться.

Именно тогда рождается настоящее образование.

✨ А что, если нет неправильного мнения?

Может быть, не существует ошибочных ответов - есть просто невысказанные мнение?

Те, которые так и остались в голове, потому что кто-то боялся поднять руку.

Если мы хотим растить детей, способных творить, создавать, принимать самостоятельные решения - нужно вернуть им смелость говорить.

Даже если не уверены. Даже если “неправильно”.

Ошибаться - значит учиться жить в реальном мире.

А жить в реальном мире - всегда чуть рискованно. И, зачастую, для тех, так и не научился видеть альтернативные пути и нестандартные решения.

📚 Подписывайтесь на наш канал. Здесь мы рассказывем об образовании всё и немного больше. А также о том, как помочь детям мыслить свободно, без страхов и шаблонов.

#образование

#ошибки

#мышление

#дети

#МеждународнаяШколаCIS

#учёба

#психология

#воспитание

#мысли

#саморазвитие