На полях IV Бизнес-форума «Логистика Юга России. Транспорт-2025», который состоялся 25 сентября в Краснодаре, организаторы Сообщества Логистов Юга России побеседовали с директором по развитию компании «ТК-РЕФ» Олесей Казьминой о трансформации рынка рефрижераторов, ошибках в работе с холодильными установками, выборе агрегатов под реальные задачи и рисках, которые недооценивает логистический бизнес в 2025 году.
Олеся, давайте начнем с ключевого — что, на ваш взгляд, является базовой точкой в понимании температурной логистики?
Олеся Казьмина:
Самое главное — принцип, который, к сожалению, до сих пор осознают не все участники логистических цепочек: холодильный агрегат — это не морозильная камера, а система для поддержания температуры, а не её изменения.
Очень часто агрегаты перегружаются, потому что на них пытаются «переложить» охлаждение груза, который изначально не был подготовлен. Это приводит к повышенному износу оборудования, перерасходу топлива и риску испортить товар.
Правильная предварительная подготовка груза — общая зона ответственности всех участников логистики.
Расскажите немного о компании «ТК-РЕФ». С чего всё началось, и как вы выстраивали свой путь на рынке оснащения холодовой цепи?
Олеся Казьмина:
«ТК-РЕФ» торговая компания, которая занимается поставкой оборудования для транспортного холода от мировых производителей Thermo King и Carrier. У «руля» находится команда с многолетним опытом и знанием сегмента холодильно-отопительного оборудования. Благодаря приобретенным кейсам и стратегическим решениям, мы четко понимаем куда идем и как правильно моделировать любые бизнес-решения. Колоссальный плюс — это наличие собственного логистического агентства в Китае. Благодаря таким возможностям, мы сократили цепочку поставок оборудования и лишних участников — соответственно, у наших партнеров появляется больше возможностей в конкурентной среде, видя полную прозрачность сделки, обретая уверенность в оригинальности агрегатов и сокращение сроков поставки до минимума.
Если говорить о 2025 годе — как вы оцениваете текущее состояние рынка холодильных установок?
Олеся Казьмина:
Рынок переживает не просто спад, а структурную перестройку. Лизинговые компании стали крупнейшими поставщиками на вторичном рынке: десятки тысяч единиц техники были возвращены и теперь конкурируют с новыми поставками.
Продажи новых рефрижераторов резко сократились, а покупки техники с пробегом, наоборот, выросли. Это особенно ярко видно в сегменте городских агрегатов прямого привода: минус 44% год к году.
Тем не менее, розничные сети и производители продолжают обновлять парк. Кто сегодня главный заказчик?
Олеся Казьмина:
Драйверами остаются крупные ритейлеры и производственные компании. На их долю приходится уже порядка 50% закупок рефрижераторов для городской логистики, особенно в LCV и MCV-сегменте. Многие из этих покупок были заложены ещё в 2023–2024 годах, и сейчас поставки идут по ранее подписанным контрактам.
Видите ли вы сдвиг в стратегиях закупки? Насколько клиенты стали требовательнее?
Олеся Казьмина:
Однозначно. Каждый вложенный рубль инвестиций в транспорт теперь должен быть многократно просчитан и оправдан.
Важно учесть необходимые параметры: холодопроизводительность, вес, ресурс, стоимость обслуживания, наличие телематики и доступность сервиса. Доверить подбор опытным специалистам. Ведь опыт– это не статья расходов, а инвестиция в надежность.
Например, наши агрегаты прямого привода — Thermo King RV и Carrier Citimax — покрывают диапазон от −20 °C до +18 °C и работают с фургонами от 5 до 60 м³. Их выбирают не только за эффективность, но и за простоту обслуживания. Да и к тому же, известные бренды, проверенные временем.
Как изменился рынок траковых агрегатов — для более тяжелых задач и междугородних маршрутов?
Олеся Казьмина:
Этот сегмент чувствует себя устойчивее. Рост в первом квартале 2025 года обеспечили крупные федеральные ритейлеры, закупившие магистральные автопоезда с прицепами и холодильными установками.
Лидеры здесь — Thermo King T/UT и Carrier Supra. Установки автономные, с собственным двигателем, работают в режиме 24/7, телематика позволяет контролировать температуру и параметры работы в реальном времени.
Большинство таких рефрижераторов устанавливаются на шасси китайского производства: Howo, Sitrak массой от 16 тонн. Это оптимальный баланс цена/качество.
А как обстоят дела в сегменте крупнотоннажных полуприцепов?
Олеся Казьмина:
Здесь динамика резко негативная. Продажи полуприцепов в целом упали на 59%, а рефрижераторных — на 46%: всего 1028 единиц за 7 месяцев 2025 года.
Операционные затраты, дорогой лизинг, снижение тарифов, избыток перевозчиков — всё это давит на рынок.
По структуре парка: 40% — российские фургоны и шасси, ~30% — параллельный импорт (в основном Германия), остальное — Турция, Китай, Иран, СНГ.
Какие решения вы предлагаете для повышения рентабельности перевозок в таких условиях?
Олеся Казьмина:
Иногда вместо классического тракового агрегата мы предлагаем мощный агрегат прямого привода. Экономический эффект здесь очевиден, он дешевле почти на 900 тысяч рублей и отлично работает на коротких и средних маршрутах.
Но важно понимать ограничения — при длительных простоях и длительных рейсах такой вариант не подходит. Данное решение рационально использовать для фургонов объемом от 50 кубических метров и более.
Какие мультитемпературные решения особенно востребованы?
Олеся Казьмина:
Что касается мультитемпературных агрегатов, то в текущем году наблюдается рост спроса на подобные рефрижераторы. Агрегаты данного типа позволяют разделить один полуприцеп на 2 или 3 независимые температурные зоны, что повышает коэффициент загрузки рейса и предлагает клиенту комплексное логистическое решение. В сегменте мультитемпературных агрегатов мы можем предложить агрегаты Thermo King Spectrum и Carrier, каждый из которых имеет персональные конфигурации.
Какой совет вы бы дали при выборе агрегата?
Олеся Казьмина:
Анализируйте:
- Транспортную задачу — исходить из принципа «поддержания, а не изменения температуры»
- Тщательный расчет общей стоимости владения — не только цены (это лишь часть затрат)
- Наличие телематики, сервисной сети, опциональных расширений
- Гарантию — не на словах, а в документах
- И, конечно, выбирайте поставщика-профессионала, который понимает рынок, специфику логистики и алгоритм решения непростых кейсов.
Какие ключевые технологические или отраслевые тренды вы видите на горизонте?
Олеся Казьмина:
Для стабилизации рынка в целом, все мы ждем изменение ключевой ставки ЦБ РФ, таким образом оживет средний бизнес, для нас всех — это розница.
«Править балом» будут по-прежнему, крупные федеральные игроки — ритейл. Скорее всего, при гос. поддержке -долю рынка грузовой техники начнут отвоевывать отечественные производители.
Чего бы вы хотели пожелать участникам Сообщества Логистов Юга России в конце 2025 года?
Олеся Казьмина:
Во-первых, хочу поблагодарить вас за организацию такого масштабного мероприятия (Бизнес-форум «Логистика Юга России. Транспорт – 2025» - прим.ред.). Такие мероприятия помогают масштабироваться и открывать новые горизонты всем участникам, четко понимая свою принадлежность.
Во-вторых, вы, как волшебники, создали уровень и планку, которой необходимо соответствовать.
Созданная вами платформа бизнес-сообщества – это все-таки про то, что «Вместе-мы сила!»
Однозначно, только вперед!!!
_____
Интервью провела Екатерина Мясникова.
Источник: https://логисты-юга.рф/news/tpost/ph1s5z6hj1-holod-bez-oshibok-kak-izmenilis-trebovan