Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

То, что ты убиваешь/The Things You Kill (2025 г.) трагедия ненависти к отче, вылившаяся в осквернение не только его памяти, но и целого...

Отношение отцов и сыновей во все времена и во всех странах вечно непросты. Вся эта болтовня, это к матери. А с отцом особо не поговоришь, скажет - как отрежет. Да так, что и совестно становится, и обида на него, и злость из-за того, что правду вечно глаголит. Ко всем прочим претензиям, самая главная из них, это его обращение с женой. Сын, видя это с детства, копит ненависть, и она, в определённый момент, может мутировать и обрести самые невероятные формы. Как у молодого ещё мужчины Али. Он с детства наблюдал избиения матери и возненавидел не только родителя, но и всю родину. Уехал отсюда, как только смог, в Штаты и там обучался на литературном факультете. Со временем обида прошла, ум созрел, и стало возможно вернуться домой, устроиться в университет, пожениться и завести сад мечты. Только курс, к сожалению, скоро закрывают, с любимой не получается завести ребёнка, а саду грозит полное уничтожение из-за засухи. И кажется, что всё это какая-то кара с небес, месть за так и не выясненный к
Кадр из фильма "То, что ты убиваешь".
Кадр из фильма "То, что ты убиваешь".

Отношение отцов и сыновей во все времена и во всех странах вечно непросты. Вся эта болтовня, это к матери. А с отцом особо не поговоришь, скажет - как отрежет. Да так, что и совестно становится, и обида на него, и злость из-за того, что правду вечно глаголит. Ко всем прочим претензиям, самая главная из них, это его обращение с женой. Сын, видя это с детства, копит ненависть, и она, в определённый момент, может мутировать и обрести самые невероятные формы. Как у молодого ещё мужчины Али. Он с детства наблюдал избиения матери и возненавидел не только родителя, но и всю родину. Уехал отсюда, как только смог, в Штаты и там обучался на литературном факультете. Со временем обида прошла, ум созрел, и стало возможно вернуться домой, устроиться в университет, пожениться и завести сад мечты. Только курс, к сожалению, скоро закрывают, с любимой не получается завести ребёнка, а саду грозит полное уничтожение из-за засухи. И кажется, что всё это какая-то кара с небес, месть за так и не выясненный конфликт с отцом.

Когда смотришь данное произведение, снятое ирано-канадским постановщиком, невольно начинаешь подмечать всякого рода детали, не характерные для эндемичного турецкого кинематографа. И это естественно. В мусульманской стране не принято так откровенно изгаляться над институтом семьи, особенно в той её части, касающейся взаимоотношений старших членов с младшими. Нет обычая воспроизводить сцены секса, как и рассуждения на тему бесплодия. И если взглянуть на список стран, участвующих в производстве ленты, ответ прояснится сам собой. Тут длинная вереница европейских государств и Турция только заключает этот перечень. Однако европейцы не просто заинтересовались сценарием Алирезы Хатами, они рассмотрели в нём фестивальный потенциал. И довели таки эту сомнительного содержания идею до смотров. Чем стали соучастниками популяризации такого мнения о Турецкой действительности, которое самим жителям никогда не придётся по вкусу, будь оно тысячу раз правдиво.

Кадр из фильма "То, что ты убиваешь".
Кадр из фильма "То, что ты убиваешь".

Кино, развивающееся линейно, акцентируя внимание зрителя на предельно порочных мотивах, мыслях героев, их словах и действиях. Центральный конфликт Али с отцом преподносится откровенно, без тени снисхождения к обоим. Они ненавидят друг друга, словно кровные враги и готовы вонзать острые как лезвие слова бесконечно. Их ненависть вечна и публике в эти моменты такая постановка вопроса видится надуманной. Более того, чем далее развивается эта повесть отцов и детей, тем более в ней оскверняются священные семейные узы. Ни один турок не снял бы такого. Но знающие продюсеры это понимали и сотворили определённого рода повествовательный кунштюк. Они не только уничтожили, растоптали веру в человечность на глазах аудитории, они ещё постарались усилить эффект метаморфозы протагониста. Сделали его совсем другим после свершения самого страшного греха и пока Али не принял и не смирился с этим вопиющим поступком, он так и оставался в мерзком облике. А когда вернул своё лицо, тогда и вовсе зрителям становится понятна вся идея картины, заключающаяся в целенаправленном уничтожении авторитета неидеального Турецкого государства.

Кадр из фильма "То, что ты убиваешь".
Кадр из фильма "То, что ты убиваешь".

То, что ты убиваешь очень спекулятивное кино, хорошо снятое и если отвлечься от действительных намерений авторов, оно может даже понравиться любителям всего около мистического. Однако думающей публике эта мистификация, достаточно вяло выполненная, не станет помехой в обличении её настоящего послания. Так теперь принято и таких фильмов в год выходит порядочное количество. Нам остаётся быть бдительными и не пропускать, не принимать, подобное за истину и всякое кино, в котором речь идёт об Иране, или об Индии, или другой стране, в которой вековые традиции сложились в образ жизни, предавать интеллектуальной анафеме. Подобная эксплуатирующая манипуляция нашим вниманием никогда не станет классикой. Она может в определённом моменте времени победить, взять какой-нибудь приз, на западном фестивале, но следующие, те, кто будет жить после нас через сто-двести лет вряд-ли о нём узнают.