Андрей Николаевич Шильдер (1861—1919) — русский живописец-пейзажист, академик Императорской Академии художеств.
Он родился в семье художника Николая Густавовича Шильдера и с детства был погружён в творческую среду, состоявшую преимущественно из коллег и товарищей отца. Первоначально Шильдер-младший увлекался рисованием карикатур, однако, наблюдая за работой с натуры отца и таких художников, как Николай Александрович Ярошенко, Семён Андреевич Рязанов и Дмитрий Никифорович Мартынов, начал пробовать силы в различных живописных жанрах. С четырнадцати лет он всерьёз увлёкся пейзажем.
Однажды отец показал рисунки сына прославленному пейзажисту Ивану Ивановичу Шишкину. Тот высоко оценил талант юного художника и пригласил его в свою мастерскую для регулярных занятий. Будущий живописец занимался у Шишкина ежедневно, копируя этюды мастера.
В 1879 году он сопровождал Шишкина в поездке в Крым. Крымские зарисовки Шильдера, по совету Шишкина и Крамского, были представлены им в Общество поощрения художеств, где молодому дарованию назначили стипендию.
В 1880 году Шильдер выставил на конкурс свою первую картину «Туман в горах», за которую получил премию в 500 рублей. После крымской поездки художник взял за правило работать исключительно с натуры. Шишкин продолжал оказывать ему поддержку профессиональными советами. На протяжении нескольких лет они вместе ездили на этюды на остров Валаам и в Беловежскую пущу.
Художник участвовал в передвижных выставках с 1884 по 1918 год и стал членом Товарищества передвижных художественных выставок в 1891 году.
Будучи учеником Ивана Ивановича Шишкина, Шильдер, безусловно, испытал влияние творческого метода своего наставника. В его пейзажах нередко встречаются характерные для Шишкина мотивы — сосновые леса и непроходимые чащи. Однако эпического размаха и монументальности, присущих произведениям учителя, Шильдеру достичь не удалось.
Подобно Шишкину, он уделял особое внимание точному и правдивому рисунку, тщательной передаче деталей пейзажа. Тем не менее его рисунок порой отличался излишней «красивостью», выдававшей некоторую "выдуманность" композиции. Кроме того, Шильдер не был силён в области колорита.
Необходимость заработка и коммерческого сбыта картин не позволяла художнику подолгу работать над произведениями и отказываться от неудачных работ. При жизни он пользовался значительной популярностью, много зарабатывал, однако, будучи человеком непрактичным, постоянно нуждался и делал долги.
Знакомство с Архипом Ивановичем Куинджи пробудило в Шильдере интерес к световым эффектам. Наиболее успешно ему удавалась передача лунного света.
В 1903 году Шильдер был удостоен звания академика пейзажной живописи. Широкую известность ему принесла большая панорама заводов Нобеля «Город», созданная для Нижегородской Всероссийской выставки 1896 года.
Примечательна картина «Село. Закат» — одна из последних работ мастера, датированная 1919 годом. На полотне изображена окраина бедной деревушки: клочки земли, отвоёванные у леса, с которых уже убран урожай. Природа, словно споря с осенним увяданием, дарит последние тёплые дни и надежду на продолжение жизни.
Андрей Николаевич Шильдер скончался 14 октября 1919 года в Петрограде в возрасте 58 лет.
Работы Шильдера хранятся во многих региональных художественных музеях и галереях, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник и Ставропольский краевой музей изобразительных искусств и других.
Источники: материалы, фото Википедии, Студия-И, "Русская живопись"