Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Художник Андрей Николаевич Шильдер: в тени великого учителя

Андрей Николаевич Шильдер (1861—1919) — русский живописец-пейзажист, академик Императорской Академии художеств. 

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919)
Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919)

Он родился в семье художника Николая Густавовича Шильдера и с детства был погружён в творческую среду, состоявшую преимущественно из коллег и товарищей отца. Первоначально Шильдер-младший увлекался рисованием карикатур, однако, наблюдая за работой с натуры отца и таких художников, как Николай Александрович Ярошенко, Семён Андреевич Рязанов и Дмитрий Никифорович Мартынов, начал пробовать силы в различных живописных жанрах. С четырнадцати лет он всерьёз увлёкся пейзажем.

«Пчельник», 1894 Холст, масло. 33.5 x 53.5 см Нижегородский художественный музей
«Пчельник», 1894 Холст, масло. 33.5 x 53.5 см Нижегородский художественный музей

«Пейзаж со снопами», 1919 год, Холст, масло. 81 х 121 см, Государственный Русский музей
«Пейзаж со снопами», 1919 год, Холст, масло. 81 х 121 см, Государственный Русский музей

Летний день в окрестностях Санкт-Петербурга. Холст, масло, 192 х 110 см
Летний день в окрестностях Санкт-Петербурга. Холст, масло, 192 х 110 см

Однажды отец показал рисунки сына прославленному пейзажисту Ивану Ивановичу Шишкину. Тот высоко оценил талант юного художника и пригласил его в свою мастерскую для регулярных занятий. Будущий живописец занимался у Шишкина ежедневно, копируя этюды мастера.

Туманное утреннее настроение в окрестностях Санкт-Петербурга, до 1919г.  Холст, масло, 191 х 111 см
Туманное утреннее настроение в окрестностях Санкт-Петербурга, до 1919г. Холст, масло, 191 х 111 см

«Березовый лес», 1908 Холст, масло 110 х 143 Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
«Березовый лес», 1908 Холст, масло 110 х 143 Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Облака, 1885 Тамбовская областная картинная галерея
Облака, 1885 Тамбовская областная картинная галерея

В 1879 году он сопровождал Шишкина в поездке в Крым. Крымские зарисовки Шильдера, по совету Шишкина и Крамского, были представлены им в Общество поощрения художеств, где молодому дарованию назначили стипендию.

Крымский пейзаж (мечеть в Симеизе),1880
Крымский пейзаж (мечеть в Симеизе),1880

«Дача в Финляндии».Холст, масло, 133 х 98 см. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
«Дача в Финляндии».Холст, масло, 133 х 98 см. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

В 1880 году Шильдер выставил на конкурс свою первую картину «Туман в горах», за которую получил премию в 500 рублей. После крымской поездки художник взял за правило работать исключительно с натуры. Шишкин продолжал оказывать ему поддержку профессиональными советами. На протяжении нескольких лет они вместе ездили на этюды на остров Валаам и в Беловежскую пущу.

«Беловежская пуща», 1892 год, Холст, масло. 58 x 89 см, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
«Беловежская пуща», 1892 год, Холст, масло. 58 x 89 см, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

«Парк». Холст, масло. 150 x 108 смКурская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки
«Парк». Холст, масло. 150 x 108 смКурская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки

Ручей в лесу, 1906 Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Ручей в лесу, 1906 Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

«Зимний вечер. Церковь», 1917 год, холст, масло, частное собрание
«Зимний вечер. Церковь», 1917 год, холст, масло, частное собрание

Художник участвовал в передвижных выставках с 1884 по 1918 год и стал членом Товарищества передвижных художественных выставок в 1891 году.

«Пейзаж». 1887 Холст, масло. 95 x 140 см Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко
«Пейзаж». 1887 Холст, масло. 95 x 140 см Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко

«Мартовский вечер», 1905 год, холст, масло, частное собрание
«Мартовский вечер», 1905 год, холст, масло, частное собрание

Будучи учеником Ивана Ивановича Шишкина, Шильдер, безусловно, испытал влияние творческого метода своего наставника. В его пейзажах нередко встречаются характерные для Шишкина мотивы — сосновые леса и непроходимые чащи. Однако эпического размаха и монументальности, присущих произведениям учителя, Шильдеру достичь не удалось.

Рыбак на лесной речке, 1888
Рыбак на лесной речке, 1888

«В парке», 1886 Холст, масло. 61.2 x 45.6 см. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«В парке», 1886 Холст, масло. 61.2 x 45.6 см. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

«Осенний пейзаж»
«Осенний пейзаж»

Подобно Шишкину, он уделял особое внимание точному и правдивому рисунку, тщательной передаче деталей пейзажа. Тем не менее его рисунок порой отличался излишней «красивостью», выдававшей некоторую "выдуманность" композиции. Кроме того, Шильдер не был силён в области колорита.

«Зимний лес», 1904 Холст, масло. 80.5 x 120.5 см Частное собрание
«Зимний лес», 1904 Холст, масло. 80.5 x 120.5 см Частное собрание

«Зимняя дорога», 1904 год, Холст, масло. 80.3 x 120 см, Частное собрание
«Зимняя дорога», 1904 год, Холст, масло. 80.3 x 120 см, Частное собрание

Необходимость заработка и коммерческого сбыта картин не позволяла художнику подолгу работать над произведениями и отказываться от неудачных работ. При жизни он пользовался значительной популярностью, много зарабатывал, однако, будучи человеком непрактичным, постоянно нуждался и делал долги.

«Пейзаж», 1886
«Пейзаж», 1886

«Лесной уголок», 1886 Холст, масло. Частное собрание
«Лесной уголок», 1886 Холст, масло. Частное собрание

«Белая ночь Петербурга», 1893 г.Холст, масло. 107х147
«Белая ночь Петербурга», 1893 г.Холст, масло. 107х147

Знакомство с Архипом Ивановичем Куинджи пробудило в Шильдере интерес к световым эффектам. Наиболее успешно ему удавалась передача лунного света.

«Ручей». 1885 год, холст, масло, частное собрание
«Ручей». 1885 год, холст, масло, частное собрание

«Зимний пейзаж», 1896 г. Холст, масло. 81 х 121 см.
«Зимний пейзаж», 1896 г. Холст, масло. 81 х 121 см.

В 1903 году Шильдер был удостоен звания академика пейзажной живописи. Широкую известность ему принесла большая панорама заводов Нобеля «Город», созданная для Нижегородской Всероссийской выставки 1896 года.

Весенний лес.Березовые бревна.
Весенний лес.Березовые бревна.

«Село. Закат», 1919 Холст, масло Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
«Село. Закат», 1919 Холст, масло Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Примечательна картина «Село. Закат» — одна из последних работ мастера, датированная 1919 годом. На полотне изображена окраина бедной деревушки: клочки земли, отвоёванные у леса, с которых уже убран урожай. Природа, словно споря с осенним увяданием, дарит последние тёплые дни и надежду на продолжение жизни.

После дождя. Женщина у околицы.
После дождя. Женщина у околицы.

«Зимнее солнце», 1914
«Зимнее солнце», 1914

Ледоход на реке
Ледоход на реке

Андрей Николаевич Шильдер скончался 14 октября 1919 года в Петрограде в возрасте 58 лет.

Работы Шильдера хранятся во многих региональных художественных музеях и галереях, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник и Ставропольский краевой музей изобразительных искусств и других.

Источники: материалы, фото Википедии, Студия-И, "Русская живопись"