Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Любимая девушка" (СССР, 1940), "Учитель танцев" (СССР, 1952), "Екатерина Воронина" (СССР, 1957): мнения

Любимая девушка. СССР, 1940. Режиссер Иван Пырьев. Сценарист Павел Нилин (по собственному рассказу «Варя Лугина и её первый муж»). Актеры: Марина Ладынина, Всеволод Санаев, Леонид Кмит, Александр Зражевский, Мария Яроцкая, Фаина Раневская и др. 28,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Режиссер Иван Пырьев (1901–1968) поставил 18 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Богатая невеста», «Партийный билет», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Идиот», «Белые ночи», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы») вошли в тысячу самых кассовых советских лент. Ко времени создания фильма «Любимая девушка» зрители уже привыкли к Ивану Пырьеву как к режиссеру популярных комедий. А он неожиданно для поклонников «Трактористов» повернул здесь в сторону мелодрамы. Этот поворот, конечно же, отразился на кинопосещаемости – «Люб

Любимая девушка. СССР, 1940. Режиссер Иван Пырьев. Сценарист Павел Нилин (по собственному рассказу «Варя Лугина и её первый муж»). Актеры: Марина Ладынина, Всеволод Санаев, Леонид Кмит, Александр Зражевский, Мария Яроцкая, Фаина Раневская и др. 28,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Иван Пырьев (1901–1968) поставил 18 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Богатая невеста», «Партийный билет», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Идиот», «Белые ночи», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.

Ко времени создания фильма «Любимая девушка» зрители уже привыкли к Ивану Пырьеву как к режиссеру популярных комедий. А он неожиданно для поклонников «Трактористов» повернул здесь в сторону мелодрамы. Этот поворот, конечно же, отразился на кинопосещаемости – «Любимую девушку» посмотрело почти на десять млн. зрителей меньше. Однако успех у истории рабочего–ударника, у которого из–за ревности личная жизнь дает трещину, был весьма значительным, что говорит о востребованности мелодраматической тематики у аудитории.

Современные зрители о «Любимой девушке» вспоминают редко.

Кому–то кажется, что это «отличная мелодрама для своего времени» (Елена), но чаще встречаются такие оценки: «фильм глупый какой–то» (Хром), «скукотища и пустота» (Е.Г.), «самый плохой фильм Пырьева» (Е. Девицкая), «Смотрел этот фильм на перемотке, чтобы узнать, чем кончится, на нормальной скорости его смотреть нельзя» (Пранк).

В силу жанровых особенностей И. Пырьев не стал превращать «Любимую женщину» в лубок (как это он делал в «Трактористах», «Свинарке и пастухе» и «Кубанских казаках»), поэтому сегодня эта картина может рассматриваться в большей степени как источник более–менее достоверной информации о быте советских рабочих рубежа 1930–х – 1940–х годов.

Сам Иван Пырьев не считал «Любимую девушку» свои достижением, да и советские кинокритики обычно обходили ее стороной в различных «кратких» и «длинных» историях кинематографа…

P.S. С режиссером Иваном Пырьевым мне встречаться не довелось, а вот с Мариной Ладыниной (1908–2003) приходилось в 1980–х беседовать в Доме творчества кинематографистов Болшево. Помнится, она настойчиво советовала мне прочесть роман Питера Бенчли "Челюсти"... Я последовал ее совету и прочитал. И правильно сделал, так как потом смотрел экранизацию (в режиссере С. Спилберга) более осмысленно...

Киновед Александр Федоров

-2

Учитель танцев. СССР, 1952. Режиссеры Владимир Канцель, Татьяна Лукашевич (по пьесе Лопе де Вега). Актеры: Владимир Зельдин, Марк Перцовский, Георгий Сорокин, Борис Лесовой, Любовь Добржанская и др. 27,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Театральный режиссер Владимир Канцель (1896–1977) поставил (вместе с Т. Лукашевич) всего один фильм–спектакль «Учитель танцев».

Режиссер Татьяна Лукашевич (1905–1972) поставила 13 игровых полнометражных фильмов, семь из которых («Подкидыш», «Анна Каренина», «Учитель танцев», «Свадьба с приданым», «Аттестат зрелости», «Слепой музыкант», «Ход конем») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

«Учитель танцев» и сегодня не оставляя неравнодушными зрителей: «Наш любимый и достойный восхищения Зельдин – вдвойне, втройне гений. Здесь он умеет всё – играть, петь, танцевать, фехтовать. Он создал до сих пор непревзойдённый образ романтического героя, а то, как он танцует Болеро, никто из его последователей так и не смог повторить» (Ольга Д.).

Таким образом, экранизации мировой театральной классики, сделанные в СССР 1950–х, до сих пор остаются востребованными аудиторией.

Киновед Александр Федоров

-3

Екатерина Воронина. СССР, 1957. Режиссер Исидор Анненский. Сценарист Анатолий Рыбаков (по собственному одноименному роману). Актеры: Людмила Хитяева, Надир Малишевский, Сергей Бобров, Вера Пашенная, Ариадна Шенгелая, Вадим Медведев, Михаил Ульянов, Нонна Мордюкова и др. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Исидор Анненский (1906–1977) поставил без малого два десятка фильмов, многие из которых («Анна на шее», 1954; «Княжна Мери», 1955; «Екатерина Воронина», 1957; «Матрос с "Кометы", 1958; «Бессонная ночь», 1960; «Первый троллейбус», 1963) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Во время войны Екатерина (Людмила Хитяева) работала в госпитале. После войны стала инженером. Но сердцу, как говорится, не прикажешь…

«Екатерина Воронина» была снята Исидором Анненским на «оттепельной» волне, когда жизнь простых людей на экране стала представать в большей степени в бытовом контексте. Кроме того, зрителей, разумеется, не мог не привлечь яркий женский ансамбль актрис, умело подобранный режиссером.

Можно, наверное, согласиться с тем, что «Екатерина Воронина» «представляла собой мелодраму в чистом виде. Интрига была столь запутана и многосложна, что на детализацию характеров, на разработку фона не хватало экранного времени, да и режиссер к этому не стремился» (Багров, 2010: 27).

Поклонники у этой мелодрамы есть и среди сегодняшних зрителей:

«Замечательный фильм! Из тех, которые не надоедает смотреть, и каждый раз, смотришь с удовольствием. Хитяева одна из моих самых любимых актрис, чудная, талантливая, красавица» (Донна).

«Отличный фильм. … Нет в этой картине наигранности сюжета. За полтора часа экранного времени можно рассказать о человеческой судьбе без лживой морали. Очень люблю Людмилу Хитяеву в роли Екатерины Ворониной. Именно такой и представляется героиня: не размазней, не истеричной особой. Сильная духом, умная, энергичная получилась героиня актрисы» (Мотылек).

Киновед Александр Федоров