Любимая девушка. СССР, 1940. Режиссер Иван Пырьев. Сценарист Павел Нилин (по собственному рассказу «Варя Лугина и её первый муж»). Актеры: Марина Ладынина, Всеволод Санаев, Леонид Кмит, Александр Зражевский, Мария Яроцкая, Фаина Раневская и др. 28,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Иван Пырьев (1901–1968) поставил 18 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Богатая невеста», «Партийный билет», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Идиот», «Белые ночи», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.
Ко времени создания фильма «Любимая девушка» зрители уже привыкли к Ивану Пырьеву как к режиссеру популярных комедий. А он неожиданно для поклонников «Трактористов» повернул здесь в сторону мелодрамы. Этот поворот, конечно же, отразился на кинопосещаемости – «Любимую девушку» посмотрело почти на десять млн. зрителей меньше. Однако успех у истории рабочего–ударника, у которого из–за ревности личная жизнь дает трещину, был весьма значительным, что говорит о востребованности мелодраматической тематики у аудитории.
Современные зрители о «Любимой девушке» вспоминают редко.
Кому–то кажется, что это «отличная мелодрама для своего времени» (Елена), но чаще встречаются такие оценки: «фильм глупый какой–то» (Хром), «скукотища и пустота» (Е.Г.), «самый плохой фильм Пырьева» (Е. Девицкая), «Смотрел этот фильм на перемотке, чтобы узнать, чем кончится, на нормальной скорости его смотреть нельзя» (Пранк).
В силу жанровых особенностей И. Пырьев не стал превращать «Любимую женщину» в лубок (как это он делал в «Трактористах», «Свинарке и пастухе» и «Кубанских казаках»), поэтому сегодня эта картина может рассматриваться в большей степени как источник более–менее достоверной информации о быте советских рабочих рубежа 1930–х – 1940–х годов.
Сам Иван Пырьев не считал «Любимую девушку» свои достижением, да и советские кинокритики обычно обходили ее стороной в различных «кратких» и «длинных» историях кинематографа…
P.S. С режиссером Иваном Пырьевым мне встречаться не довелось, а вот с Мариной Ладыниной (1908–2003) приходилось в 1980–х беседовать в Доме творчества кинематографистов Болшево. Помнится, она настойчиво советовала мне прочесть роман Питера Бенчли "Челюсти"... Я последовал ее совету и прочитал. И правильно сделал, так как потом смотрел экранизацию (в режиссере С. Спилберга) более осмысленно...
Киновед Александр Федоров
Учитель танцев. СССР, 1952. Режиссеры Владимир Канцель, Татьяна Лукашевич (по пьесе Лопе де Вега). Актеры: Владимир Зельдин, Марк Перцовский, Георгий Сорокин, Борис Лесовой, Любовь Добржанская и др. 27,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Театральный режиссер Владимир Канцель (1896–1977) поставил (вместе с Т. Лукашевич) всего один фильм–спектакль «Учитель танцев».
Режиссер Татьяна Лукашевич (1905–1972) поставила 13 игровых полнометражных фильмов, семь из которых («Подкидыш», «Анна Каренина», «Учитель танцев», «Свадьба с приданым», «Аттестат зрелости», «Слепой музыкант», «Ход конем») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Учитель танцев» и сегодня не оставляя неравнодушными зрителей: «Наш любимый и достойный восхищения Зельдин – вдвойне, втройне гений. Здесь он умеет всё – играть, петь, танцевать, фехтовать. Он создал до сих пор непревзойдённый образ романтического героя, а то, как он танцует Болеро, никто из его последователей так и не смог повторить» (Ольга Д.).
Таким образом, экранизации мировой театральной классики, сделанные в СССР 1950–х, до сих пор остаются востребованными аудиторией.
Киновед Александр Федоров
Екатерина Воронина. СССР, 1957. Режиссер Исидор Анненский. Сценарист Анатолий Рыбаков (по собственному одноименному роману). Актеры: Людмила Хитяева, Надир Малишевский, Сергей Бобров, Вера Пашенная, Ариадна Шенгелая, Вадим Медведев, Михаил Ульянов, Нонна Мордюкова и др. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Исидор Анненский (1906–1977) поставил без малого два десятка фильмов, многие из которых («Анна на шее», 1954; «Княжна Мери», 1955; «Екатерина Воронина», 1957; «Матрос с "Кометы", 1958; «Бессонная ночь», 1960; «Первый троллейбус», 1963) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Во время войны Екатерина (Людмила Хитяева) работала в госпитале. После войны стала инженером. Но сердцу, как говорится, не прикажешь…
«Екатерина Воронина» была снята Исидором Анненским на «оттепельной» волне, когда жизнь простых людей на экране стала представать в большей степени в бытовом контексте. Кроме того, зрителей, разумеется, не мог не привлечь яркий женский ансамбль актрис, умело подобранный режиссером.
Можно, наверное, согласиться с тем, что «Екатерина Воронина» «представляла собой мелодраму в чистом виде. Интрига была столь запутана и многосложна, что на детализацию характеров, на разработку фона не хватало экранного времени, да и режиссер к этому не стремился» (Багров, 2010: 27).
Поклонники у этой мелодрамы есть и среди сегодняшних зрителей:
«Замечательный фильм! Из тех, которые не надоедает смотреть, и каждый раз, смотришь с удовольствием. Хитяева одна из моих самых любимых актрис, чудная, талантливая, красавица» (Донна).
«Отличный фильм. … Нет в этой картине наигранности сюжета. За полтора часа экранного времени можно рассказать о человеческой судьбе без лживой морали. Очень люблю Людмилу Хитяеву в роли Екатерины Ворониной. Именно такой и представляется героиня: не размазней, не истеричной особой. Сильная духом, умная, энергичная получилась героиня актрисы» (Мотылек).
Киновед Александр Федоров