Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Годы девичьи" (СССР, 1962) и "Без вины виноватые" (СССР, 1945): мнения

Годы девичьи. СССР, 1962. Режиссер Леонид Эстрин. Сценарист Лидия Компаниец. Актеры: Эдуард Кошман, Наталья Кустинская, Елена Корнилова, Анна Дубровина, Павел Морозенко, Николай Крючков и др. 29,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Леонид Эстрин (1908–1972) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, но два из них («Голубая стрела» и «Годы девичьи») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.

Настя (Наталья Кустинская) полюбила Гната, играют свадьбу, но потом все пошло наперекосяк…

Главной звездой драмы «Годы девичьи» была Наталья Кустинская (1938–2012), уже успевшая к тому времени сыграть заметные роли в фильмах «Хмурое утро», «Сильнее урагана» и «Первые испытания».

Советская кинокритика по большому счету проигнорировала «Годы девичьи», поэтому напрасный труд искать даже упоминание о них в объемной монографии «Киноискусство Советской Украины» (Корниенко, 1975), где (вроде бы) должно быть сказано обо всех фильмах, снятых на студии Довженко.

А вот зрители (разумеется, старшего поколения) этот фильм не забыли, вспоминают о нем и сегодня:

«Фильм содержательный, светлый и красивый. С красивыми артистами. Так хочется пересмотреть» (Тамара).

«Сейчас посмотрел с огромным удовольствием, просто шедевр, особенно на фоне современных киноподелок» (Сигизмунд).

Киновед Александр Федоров

-2

Без вины виноватые. СССР, 1945. Режиссер и сценарист Владимир Петров (по одноименной пьесе А.Н. Островского). Актеры: Алла Тарасова, Виктор Станицын, Борис Ливанов, Ольга Викландт, Владимир Дружников, Алексей Грибов, Павел Массальский и др. 28,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Пятикратный лауреат Сталинской премии режиссер Владимир Петров (1896–1966) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Петр I», «Кутузов», «Без вины виноватые», «Сталинградская битва», «Спортивная честь», «Ревизор», «Накануне») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В год выхода фильма «Без вины виноватые» на экран советская пресса оценила его весьма позитивно.

В журнале «Искусство кино» была опубликована большая статья, где говорилось о том, что авторы картины «вложили много вдумчивого труда в перевод пьесы Островского на язык кино и при содействии исполнителей достигли хороших результатов. Островский со всем своеобразием драматургии действительно перешел жить со сцены на экран и сохранил там все, за что так любит его советский зритель: глубину постижения русского человека в правде его сердечных устремлений, в высоте душевных помыслов. Верой в правду искусства, преображающего жизнь, веет от этого фильма, исполненного любви к народному драматургу» (Дурылин, 1945: 20).

Этот фильм многие зрители вспоминают и сегодня:

«Вчера все полтора часа сидела с мокрыми глазами, хотя не плакса. Щемящая музыка, добрые, выразительные глаза Тарасовой, и рвущий душу голос. Ливанов даже из такого ничтожества, как Муров, создал значительный образ» (Элла).

«Замечательный фильм, замечательная игра актёров. Алла Тарасова – легенда нашего кино!» (Л. Макарова).

«Получаешь большое наслаждение от просмотра этого фильма. Изумительная игра актеров!» (Лена).

«Смотрела в детстве и много лет спустя. Не могу оторваться от него. Актёры играют в стиле тех времён, театрально. А Дружников – живой, настоящий, с нервом. Все последующие постановки уступают» (Т. Боброва).

«Алла Тарасова в фильме играет блистательно, но с партнерами ей не везет: юный Дружников – милый, нежный мальчик, а Незнамов не может быть милым, в нем должна быть колючесть» (Любовь Р.).

«Посмотрела фильм еще раз. Все–таки великое кино умели делать старые мастера! Незнамов, на мой взгляд, превосходен. Этот мальчик задерган, озлоблен, но и доверчив. Он даже не чувствует фальши в героине Викланд и мгновенно реагирует на ласку, поскольку он ее никогда не видел. А общение с Кручининой стало для него большим потрясением. Дружников это сыграл блестяще! В этом фильме вообще собраны актеры первой величины. А лучше Тарасовой… никто не сыграл» (НВЧ).

Киновед Александр Федоров