Найти в Дзене

Очень интересно наблюдать схожие мысли у святых отцов, которых, по учебной необходимости и с большим удовольствием читаю

Очень интересно наблюдать схожие мысли у святых отцов, которых, по учебной необходимости и с большим удовольствием читаю. Как святитель Григорий Богослов в IV веке писал:

Ибо много путей ко спасению, много путей, ведущих к общению с Богом. Ими надобно идти, а не одним путем слова. Достаточно учение и простой веры, какую без мудрований по большей части насаждает Бог. А если бы вера доступна была одним мудрым, то крайне беден был бы наш Бог.

И о том же пишет святитель Григорий Палама, спустя почти целую тысячу лет:

Потому что хоть изучи естественную философию от Адама до самого конца, без чистоты ты будешь с не меньшим, а то и с большим успехом глупцом, чем мудрецом; наоборот, даже без философии, очистившись и избавив душу от дурных нравов и учений, ты приобретешь победившую мир Божию мудрость и в веселии навеки приобщишься к «Единому Премудрому Богу»

Но если у Григория Богослова это мысль, которая лишь оттеняет некоторые более важные для него в тот момент идеи и переживания, то для Григория Паламы этой теме посвящено целое произведение, и тон этого произведения куда как более резкий. А всё почему? Да потому что в IV веке вопрос учёности как критерия спасения не был краеугольным камнем богословских споров. А в XIII веке этот вопрос выходит на первый план. И Господь воздвигает себе праведников, которые отстаивают Истину.

Поэтому я горячо поддерживаю мысль протоиерея Георгия Флоровского, что нет никакого ограничения для века отцов. Возникнет такая необходимость — появится святой отец, который встанет на защиту Православия.