Найти в Дзене

Как научить ребёнка пересказывать текст

Пересказ — это не просто воспроизведение текста по памяти. Это стратегия активного чтения, которая помогает ученикам лучше понимать и усваивать информацию. Чтобы пересказать, ребята должны прочитать текст, обдумать его, понять его структуру, а затем передать своими словами, соблюдая последовательность событий и не упуская важные детали. Умение пересказывать улучшает память, внимание и речь, развивает критическое мышление. Оно учит структурировать информацию и выражать мысли понятно и последовательно. Эти навыки полезны как в учебе, так и в повседневной жизни. Ученики получают ряд вопросов к прочитанному произведению (тексту). Вопросы начинаются со слов “кто”, “что”, “почему”, “какой”, “когда”. Они выстроены в такой последовательности, чтобы из ответов сформировался краткий пересказ. Сначала дети могут потренироваться в парах, задавая вопросы друг другу. После этой подготовки учитель слушает индивидуальные ответы (выборочно). Предлагаем ученикам список из слов-клише, которые помогут им
Оглавление

В любом классе есть ученики, которым сложно пересказывать художественные тексты. Эту проблему часто объясняют тем, что произведения классиков слишком сложные и дети их просто не понимают. Однако настоящая причина заключается в несформированности навыков пересказа. Как помочь таким ученикам?

Для чего нужно умение пересказывать?

Пересказ — это не просто воспроизведение текста по памяти. Это стратегия активного чтения, которая помогает ученикам лучше понимать и усваивать информацию. Чтобы пересказать, ребята должны прочитать текст, обдумать его, понять его структуру, а затем передать своими словами, соблюдая последовательность событий и не упуская важные детали.

Умение пересказывать улучшает память, внимание и речь, развивает критическое мышление. Оно учит структурировать информацию и выражать мысли понятно и последовательно. Эти навыки полезны как в учебе, так и в повседневной жизни.

Приёмы для обучения пересказу

Вопросный план

Ученики получают ряд вопросов к прочитанному произведению (тексту). Вопросы начинаются со слов “кто”, “что”, “почему”, “какой”, “когда”. Они выстроены в такой последовательности, чтобы из ответов сформировался краткий пересказ. Сначала дети могут потренироваться в парах, задавая вопросы друг другу. После этой подготовки учитель слушает индивидуальные ответы (выборочно).

Слова-клише

Предлагаем ученикам список из слов-клише, которые помогут им передать последовательность событий, сделать переходы от одного к другому.

  • Начало: во-первых, сначала, вначале, сперва.
  • Развитие действия: далее, затем, потом, после того как.
  • Концовка: в конце концов, наконец, напоследок.

Такая структура подходит только для повествовательных текстов.

«Прочитай, остановись, перескажи»

Ученики читают абзац, а затем пересказывают его содержание. После того как ребята передали содержание небольших частей, предлагаем им пересказать целую страницу, а затем весь текст (например, рассказ, сказку).

Стикеры

Этот приём похож на предыдущий, только использовать его нужно для пересказа объёмных текстов. Делим текст на более крупные фрагменты, чем абзацы. Предлагаем ученикам прикреплять стикеры после небольших фрагментов текста. Дойдя до знака остановки, они должны пересказать прочитанное.

Фрагментация помогает разбивать задание на удобные для восприятия части. Стикеры служат напоминанием о том, что нужно остановиться и пересказать. Важно дать ученикам примеры вводных фраз, например: «Я помню…» или «Я узнал…», «Я заметил…».

Подсказки-стикеры особенно полезны для учеников, имеющих трудности с пересказом. Фразы-заготовки помогают сосредоточиться и выбрать главное.

Граф-схема “Цель – действие – результат”

Повествовательные тексты можно учить пересказывать с опорой на простую граф-схему:

-2

  1. Действующие лица.
  2. Время, место.
  3. Цель.
  4. Эпизоды (события):
  • начало;
  • развитие;
  • финал.

5. Результат.

Об использовании граф-схемы и других приёмах для обучения пересказу подробно рассказала на вебинаре “Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы” ведущий научный сотрудник Московского городского педагогического университета (МГПУ) Елена Станиславовна Романичева: https://teach-workshop.skillspace.ru/course/93425/about

Описанные и другие методические приёмы помогут детям научиться уверенно пересказывать тексты. Важно использовать их регулярно, на каждом уроке литературы и русского языка.

Хотите узнать больше интересных приёмов для работы с текстом? Покопайтесь в закромах нашей “Учительской мастерской”: здесь и здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.