Найти в Дзене
Жить во Владивостоке

Во Владивостоке есть одна стена, которая меняет всё. Она не в центре, о ней не пишут в путеводителях

Бывают дни, которые навсегда врезаются в память города. Не из-за громких событий или праздничных салютов. А из-за тихого, почти неосязаемого изменения в его воздухе, в его пейзаже. Таким для меня стал день, когда на стене ТОВВМУ во Владивостоке появился он. Адмирал Кузнецов. Я шла по знакомому маршруту, думая о своём, и подняла глаза. И замерла. Многоэтажное здание училища, которое я видела сотни раз, вдруг обрело душу. Из серой бетонной громады оно превратилось в гигантский холст, на котором смотрел прямо на меня, на город, на залив — суровый и спокойный лик Легенды. Это не просто картинка. Это встреча. Встреча современного Владивостока, динамичного, шумного, портового, с его фундаментом. С тем, на чём он, по сути, стоит. И глядя на этот мурал, я вдруг с невероятной ясностью поняла: мы, владивостокцы, ходим по земле, которая помнит шаги этих титанов. Знаете, что самое поразительное в этой истории? Не масштаб. А то, как это сделано. Пока мир увлечён цифровыми проекциями и аэрозо
Оглавление

Бывают дни, которые навсегда врезаются в память города.

Не из-за громких событий или праздничных салютов. А из-за тихого, почти неосязаемого изменения в его воздухе, в его пейзаже. Таким для меня стал день, когда на стене ТОВВМУ во Владивостоке появился он.

Адмирал Кузнецов.

Я шла по знакомому маршруту, думая о своём, и подняла глаза.

И замерла. Многоэтажное здание училища, которое я видела сотни раз, вдруг обрело душу. Из серой бетонной громады оно превратилось в гигантский холст, на котором смотрел прямо на меня, на город, на залив — суровый и спокойный лик Легенды.

Это не просто картинка. Это встреча.

Встреча современного Владивостока, динамичного, шумного, портового, с его фундаментом.

С тем, на чём он, по сути, стоит. И глядя на этот мурал, я вдруг с невероятной ясностью поняла: мы, владивостокцы, ходим по земле, которая помнит шаги этих титанов.

Художник, который не искал лёгких путей

Знаете, что самое поразительное в этой истории?

Не масштаб. А то, как это сделано.

Пока мир увлечён цифровыми проекциями и аэрозольными баллонами, наш приморский художник Василий Шершон взял в руки… валик. Да-да, самый обычный малярный валик. И кисти.

Представьте себе: месяц, каждый день, на высоте.

То ветер с Амурского залива пытается сдуть тебя вместе с краской, то солнце печёт так, что металлические леса раскаляются.

А Василий, как средневековый мастер-фрески, выводит шестиметровый эллипс фуражки… от руки. Без проектора. Без трафарета.

«Даже эллипс фуражки шестиметровый, чтобы сделать от руки, нужно очень сильно постараться», — вот его простые, но такие весомые слова.

Он не просто копировал фотографию.

Такой фотографии, оказывается, и нет.

Этот портрет — собирательный образ, рождённый в воображении художника, вдохновлённого историей.

Он ходил в музей училища, вглядывался в нашивки, в ткань фуражки. Потому что для моряков, для города, где каждая деталь формы имеет значение, историческая достоверность — это вопрос уважения.

Это не граффити. Это монументальная живопись. Та самая, что на века. И в этом — весь наш владивостокский характер: делать небыстро, нелегко, но на совесть.

Человек из стали, который лично строил это училище

И вот теперь он здесь.

Николай Герасимович Кузнецов. Человек-легенда. Для офицеров флота он — как Жуков для сухопутных войск. Но для нашего училища он — больше, чем командующий.

Он — его отец-основатель.

Я прочитала, что в 37-38 годах он лично приезжал сюда, на эту самую землю, и наблюдал, как растут стены его будущей альма-матер. Он стоял, наверное, почти на том самом месте, где теперь стоит его многометровое изображение. Он вдохнул в эти стены дух флота, дух победы.

Его жизнь — готовый сценарий для эпического фильма.

Крестьянский сын с Русского Севера, в 15 лет приписавший себе два года, чтобы попасть на флот. В 34 года — самый молодой нарком ВМФ СССР. Именно он, по сути, спас наш флот в первый день войны, отдав приказ о минировании баз, не дожидаясь указания свыше.

Его смелость и решительность спасли тысячи жизней и корабли.

А знаете ли вы, что День Военно-Морского Флота, который мы так любим праздновать в последнее воскресенье июля на набережных Владивостока, мог бы быть… днём его рождения?

Узнав, что у наркома Кузнецова день рождения 24 июля, Сталин предложил праздновать День ВМФ именно в эту дату. Вот так личный праздник одного человека почти стал общим праздником для всей страны.

И есть в его судьбе что-то глубоко трагическое и по-настоящему сильное. Конфликт с Хрущёвым, разжалование, унижение. Великий адмирал, герой войны, в 51 год был уволен и лишён всего.

И чтобы прокормить семью, он… брался за переводы.

Выучил английский и переводил статьи для военного журнала. Представляете? Адмирал Флота Советского Союза, зарабатывающий переводами. Это ли не пример невероятного мужества и смирения?

Даже сломленный, но не сдавшийся.

«Муралы Победы»: почему это больше, чем краска на стене

Портрет Кузнецова — часть большого проекта «Муралы Победы».

И это не просто «украшательство».

Это способ говорить с новыми поколениями на языке, который они понимают. Языке большого, монументального искусства.

На жилом доме в Благовещенске теперь смотрит на прохожих маршал Рокоссовский.

В Хабаровске — Василевский.

А у нас, во Владивостоке, — ещё и батальная сцена высадки десанта на Курилы. Это превращает весь Дальний Восток в гигантскую, открытую книгу памяти.

-2

И за этим стоит титанический труд.

Василий Шершон, работая в Благовещенске, получил тепловой удар на высоте пятиэтажки в 32-градусную жару. Ломал ногу. Его смывало дождём. Но он шёл и делал. Потому что это — его личный фронт. Его вклад.

«Меня интересовала военная тема с детства. Для меня проект начался с батальной сцены... Такое редко бывает, что дают муралы с батальной сценой – обычно развлекательный контент, абстракции с обводкой. А тут такая картина».

И в этой фразе — вся суть.

В эпоху, когда искусство часто становится фоном, они создают смыслы. Они возвращают нам наше героическое прошлое, делая его не архивной пылью, а живой, дышащей частью нашего городского пространства.

Теперь, проходя мимо училища, курсанты будут отдавать честь не просто стене. Они будут встречаться взглядом с тем, кто для них — пример, идеал и мера ответственности.

А мы, обычные горожане, будем видеть не просто портрет. А напоминание.

Напоминание о том, из какого теста слеплены настоящие герои.

О том, что величие и скромность, стальная воля и готовность к жертве — это не мифы из учебников.

Это наша история. Это наша генетическая память.

-3

И в этом — главная магия нашего Владивостока.

Он не просто город у моря.

Он — город-страж, город-флот, город-память.

И каждый такой мурал — это ещё один кирпич в стене нашей общей идентичности. Ещё один повод, подняв глаза, почувствовать гордость и невероятную, щемящую любовь к этому месту на краю Земли.

А вы уже видели адмирала? Что вы почувствовали?