Найти в Дзене
МК

«Укол зонтиком» для ЕС»: политолог рассказал, что стоит за саммитом президентов США и России в Будапеште

Коллективный Запад не может оправиться от шока. Новый саммит президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина, который может пройти в Будапеште до конца октября — это удар по Европе. ЕС остается за бортом мирных переговоров по Украине. Зеленский, который надеялся сорвать большой куш, прилетев в Вашингтон, тоже в пролете. Почему этот процесс можно считать историческим, рассказал «МК» политолог, профессор кафедры взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ Марат Баширов.

© Roman Naumov/ URA.RU/ Global Look Press
© Roman Naumov/ URA.RU/ Global Look Press

— После воинственной риторики Трампа в последние две недели, мало кто ожидал такого поворота.

— Тут простой ответ и рекомендация: надо верить людям, которые работают в органах власти, — говорит профессор Марат Баширов. — Помощник президента России Юрий Ушаков, представитель президента по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков — все говорили, что «дух Анкориджа» есть, его импульс существует. Они не лукавили, не пытались просто приободрить, как многие думали. А говорили о том, что на самом деле происходит. Все эти два месяца контакты продолжались, сверка позиций продолжалась.

Как говорит наш собеседник, на саммите Россия — США на Аляске — на встрече на высшем уровне 15 августа 2025 года — два президента обозначили определенный коридор, определенные границы, определенные принципы.

— А дальше Трамп придерживался определенной логики, постоянно давал сигналы, что не ломает ее, не отказывается от нее. А логика была следующая: после встречи на Аляске Трамп прилетел в Вашингтон, туда же прилетели лидеры Европы, прихватив с собой Зеленского. Трамп рассказал им, что происходит, о чем они говорили с президентом Путиным. Европейские лидеры сказали, что им нужно подумать, и у них, очевидно, появятся свои предложения, свой план.

Трамп ждал, но Европа, как говорит профессор, не предложила никакого плана.

— Целью Трампа было заключение мира, а Европа хотела добиться определенных соглашений и принуждений через силу. И они все время провоцировали Трампа через прессу, подбрасывали разные фейки, в том числе, и по «Томагавкам». Трамп спокойно сидел и ждал. Когда европейцы выводили его из себя, он иронизировал, троллил их, как говорит молодежь. Несмотря на то, что через восемь месяцев Трампу исполнится восемьдесят лет, он очень тонко чувствует эту публичную игру. И умеет в нее играть. Не хуже, наверное, чем в гольф.

Как говорит политолог, по событиям 16 октября уже было понятно, что состоится телефонный разговор между Трампом и Путиным.

— Это следовало из логики того, что президент Владимир Путин произносил на Валдае, из того, что он говорил после истории с Нобелевской премией мира, из его доклада на «Российской энергетической недели». И то, что он не остался на сессию вопросов и ответов. Было понятно, что такой разговор с Трампом будет, что российский президент к нему готовился.

Выбор в качестве места для проведения нового саммита президентов США и России Будапешта — это, как говорит профессор, «укол зонтиком» для Евросоюза.

— Трамп в этой части вернул европейцам, как говорится, сторицей. Не дали Нобелевскую премию мира — ну хорошо, получите Будапешт. И еще извольте, пожалуйста, обеспечить безопасность президента Российской Федерации. То есть отключите радары, приземлите все свои самолеты и сидите тихо как мыши. Будут летать только истребители Соединенных Штатов и России.

— Что будет с Зеленским?

— То, что это списанный игрок, понятно. Тут еще надо сделать отступление, чтобы понять, как Трамп обыграл британцев, втянув их в историю с Венесуэлой. Есть такая маленькая страна Гайана, которая по суше граничит с Венесуэлой, Бразилией и Суринамом. Это бывшая британская колония и единственная страна в Южной Америке, которая говорит на английском языке. Гайана входит в Содружество наций, которое возглавляет Великобритания.

И там недавно, как говорит наш собеседник, открыли более легкие фракции нефти, чем в Венесуэле. Гайана раздавала лицензии, но ключевые лицензии там у двух американских компаний.

— Венесуэла заявила права на спорную с Гайаной провинцию Эссекибо, которая богата углеводородами. У Трампа, соответственно, появились запросы со стороны нефтяных компаний. Он продал эту идею британцам, мол, я там буду защищать свои нефтяные компании, заодно и вас защищу. Британцы на это клюнули, расслабились, и американцы сыграли в этот откровенный фейк с «Томагавками». Он получился яркий, звонкий.

По мнению политолога, прилетевший в Вашингтон Зеленский, оказался практически в заложниках.

— В столицу США для триумфального получения «Томагавков» также прилетели глава его офиса Ермак, секретарь СНБО Умеров, премьер Свириденко. Перед встречей с Трампом Зеленского обрабатывали, вели с ним воспитательные беседы, объясняли: «Парень, вот тебе роль, хорошо ее выучи, и не надо никаких вольностей». До этого Зеленскому посылали сигналы, была опубликована информация о том, что его окружение ежемесячно переводит на банковские счета компаний, базирующихся в Объединенных Арабских Эмиратах, по 50 миллионов долларов. И эти деньги получены коррупционным путем. Зеленскому дали понять, что показали только пару страничек, а папка на самом деле толстая. На мой взгляд, перед встречей с Трампом он с этой папкой и знакомился.

Как говорит политолог, сыграно красиво.

— Это говорит о том, что у американцев — старая дипломатическая и разведывательная школа. Не менее опытная она и у России. Это был как раз кейс, когда две внешнеполитические службы и разведывательные службы Соединенных Штатов и Российской Федерации сработали вместе. На мой взгляд, это исторический процесс.

Автор: Светлана Самоделова