Картина русского художника Николая Петровича Петрова (1834-76) «Сватовство чиновника к дочери портного» (1862 г.) в последнее время относительно популярна среди посвященных искусству интернет-ресурсов. Сюжет картины в общем-то очевиден даже из самого ее названия, а вот в рамках его интерпретаций попадаются забавные утверждения.
Причем встречаются они и во вполне профессиональных источниках. Так, в аннотации к картине, опубликованной на сайте Государственной Третьяковской галереи, где произведение собственно и хранится, говорится, что «изящная поза и мундир чиновника контрастируют с убогой обстановкой…». В «частных» же блогах можно найти, например, фразы о том, что мать невесты «рада, что дочке досталась неплохая партия, и теперь семья сможет жить немного получше», а где-то даже попадалась инвектива в адрес жениха: «Нашел себе скромную девушку, чтобы ею помыкать».
Ха-ха. Это еще неизвестно, кто кем будет помыкать. Женитьба на молодых мещанках для мелких чиновников имела примерно тот же характер и смысл, что и для небогатых офицеров матримониальные отношения с купеческими дочками, пример которых увековечил П.А. Федотов на картине «Сватовство майора» - вполне рациональный и выгодный для обеих сторон акт. Доходы более-менее успешного ремесленника, в данном случае – портного, могли значительно превышать жалование находящегося на нижних ступенях служебной иерархии чиновника. Получаемое при заключении брачного союза приданое давало последнему возможность несколько поправить свое материальное положение. В свою очередь, невеста скромного происхождения получала перспективу социального лифта - приобретения личного, а то и потомственного дворянства. Поэтому радость матери невесты связана не с надеждами на скорую возможность для семейства «жить немного получше», а с более отдаленной перспективой для дочери и будущих внуков, зато с какой перспективой!
С этим связан и некоторый иронический оттенок, который Петров придал сюжету – при всей предполагаемой рациональности, если не сказать – калькулированности своих матримониальных планов жених, закатив глаза, вещает явно что-то пафосно-проникновенное.
А теперь вернемся к «мундиру чиновника, контрастирующего с убогой обстановкой». Жених на картине облачен вовсе в мундир, а в мундирный фрак – самый простой и доступный вид из полагавшегося чиновникам мундирного комплекта. Ранее мы уже неоднократно отмечали, что в полном составе такой комплект включал парадный мундир, более простой вицмундир, мундирный фрак, сюртук, шинель. Многие небогатые чиновники из всего этого многообразия обходились лишь мундирным фраком, ну, еще сюртуком на холодное время года. А самым низшим категориям чиновников мундира и вицмундира и вовсе не полагалось. Поэтому уточнение о том, что сватающийся чиновник одет не в мундир, а в мундирный фрак, это не просто буквоедство. Наличие на персонаже в торжественной для него ситуации не мундира или хотя бы вицмундира, а именно мундирного фрака, это тоже показатель и его служебного положения (невысокого) и материального положения (неблестящего).
Где, или точнее – по какому ведомству, может служить жених? Как мы также уже отмечали в более ранних статьях, в случае с мундирными фраками это можно определить по цвету воротника и пуговиц. В нашем случае воротник, кажется, такого же цвета, что и сам фрак – темно-зеленого, или близкого к нему, а пуговицы – желтого металла. Это сочетание указывает на Министерство финансов или Министерство юстиции. Речь, разумеется, не обязательно идет о службе персонажа именно в «головной структуре», то есть в самих указанных министерствах, вполне вероятно, он подвизался в каком-то из подчиненных тому или другому учреждений.
Пример чиновника в мундирном фраке Министерства финансов
И еще один момент.
Рассматриваемая нами картина Н.П. Петрова написана в 1862 г. За десять лет до этого находящийся на тот момент в Париже американский художник Ричард Кейтон Вудвиль (старший) на основе воспоминаний о покинутой родине создал произведение под названием «Свадьба моряка»
Моряк и его невеста, сопровождаемые родственниками, заявились к местному чиновнику с намерением сочетаться супружескими узами, помешав последнему насладиться курочкой. Не правда ли, есть сходство в композиции, и сюжет, если не идентичный, то родственный? Но мог ли Петров видеть эту работу и как-то вдохновиться ею? Вудвилль (на самом деле он, конечно, Вудвилл) в России никогда не был и умер в Лондоне вскоре после создания «Свадьбы моряка», в 1855 г. Петров до момента создания «Сватовства чиновника» безвылазно сидел в Санкт-Петербурге. За границей он побывал много позже – в 1873 г. и в том же году умер в Италии. При этом Вудвилль, похоже, не был таким уж популярным художником, чтобы гравюры, литографии и эстампы с его картин расходились по всей Европе. Видимо, некоторую сюжетную и композиционную близость двух картин следует считать лишь совпадением.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.
Напоминаю, что канал "Исторические мелочи" теперь есть и в Телеграм - https://t.me/IstMelochi Подписывайтесь, читайте либо там, либо тут. Или и там, и тут)))