Найти в Дзене
Известия

Тоннель Путина - Трампа: кому выгоден маршрут из РФ в США

Оглавление

Глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев 17 октября опубликовал сообщение, в котором отметил, что существует перспектива строительства тоннеля между Россией и США. По его словам, такой тоннель может соединить РФ и Аляску через Берингов пролив уже через восемь лет. Стоимость постройки не будет превышать $8 млрд. Обсуждения этой возможности ведутся уже больше века. О том, что изменит открытие такого маршрута, — в разборе «Известий».

История магистрали через Берингов пролив

• Тема возможного соединения территорий России и США через Берингов пролив обсуждается с конца XIX века. Впервые об этом заговорил первый губернатор Колорадо Уильям Гилпин. В 1890 году он выпустил трактат «Космополитическая железная дорога», в котором предложил объединить Америку и Евразию одной магистралью, для которой нужно было бы построить мост через 86-километровый Берингов пролив.

• Впервые предметно такая идея стала обсуждаться в 1905 году. Французский путешественник Лоик де Лобель от имени синдиката американских железнодорожных магнатов общался с царским правительством, предлагая построить Сибирско-Аляскинскую железную дорогу с тоннелем под Беринговым проливом. Предполагалось, что она будет арендована на 90 лет с правом добывать полезные ископаемые на полосе шириной 26 км вдоль дороги. Проект оценивался в $300 млн, но в итоге он был отклонен российской стороной.

• В дальнейшем всерьез идея строительства моста или тоннеля не обсуждалась. О нем вспоминали скорее как о возможном символе, который мог бы наладить отношения между СССР и США. Вновь о переправе через пролив заговорили после объявления о проведении саммита на Аляске с участием президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа. Через два месяца после той встречи глава РФПИ Кирилл Дмитриев заявил, что тоннель под Беринговым проливом будет строиться восемь лет, стоимость проекта составит $8 млрд, а назвать его можно в честь лидеров двух стран: тоннель Путина – Трампа.

Мировая торговля в Тихом океане

• Сейчас торговля между США и Дальним Востоком осуществляется по морю или в гораздо меньших масштабах по воздуху. Самым загруженным направлением является маршрут между КНР и США. По Тихому океану суда из китайских портов, таких как Шанхай, Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Циндао и Нинбо, доходят до американских гаваней за 15–20 дней, если речь идет о западном побережье. До восточного суда через Панамский канал могут доходить за 25–35 дней. Такие же примерно сроки действуют для грузов из Японии, Южной Кореи и Вьетнама. Однако на продолжительность пути могут существенно влиять погода и очередь из судов на разгрузку в портах: иногда контейнеры стоят в море по две-три недели, ожидая возможности пришвартоваться.

• В последние годы объем односторонних грузоперевозок из Китая в США стабильно превышает 60 млн т, а рекордным стал 2018 год, когда в Штаты было доставлено 72,3 млн т китайских товаров. В 2024-м, до начала торгового противостояния, было доставлено 67,6 млн т. На втором месте в Тихом океане располагается Южная Корея: в прошлом году из нее было доставлено 21,7 млн т грузов. Третью позицию занимает Вьетнам с 20,6 млн т грузов в 2024 году.

Влияние на мировую экономику

• Тоннель облегчит США торговлю с крупными азиатскими партнерами, в первую очередь с Китаем, значительно сократив затраты на транспортировку и время на перевалку грузов. Сейчас порты западного побережья США не справляются с нагрузкой, вынуждая азиатские суда ожидать своей очереди неделями. А из-за загруженности Панамского канала суда простаивают в очередях, теряя не только время, но и деньги, которые вынуждены платить за прохождение маршрута.

• Проект будет способствовать укреплению сотрудничества между Россией и США в Арктическом регионе. США могут быть заинтересованы в получении российских технологий добычи полезных ископаемых в условиях Севера при освоении ресурсов Аляски. В выигрыше окажутся Канада, Китай, Южная Корея, Мексика, Вьетнам, Ближний Восток и Европа, которые смогут расширить географию своей торговли через уже существующую железнодорожную сеть.

• Для России, которая имеет сухопутную границу с Китаем и возможность транспортировать энергоресурсы по Северному морскому пути (СМП), тоннель может стать дополнительным торговым маршрутом. Железнодорожные перевозки в целом выгоднее морских, поскольку меньше зависят от погоды. Россия сможет получить конкурентные преимущества как крупный логистический хаб, а также дополнительный доход от транзита.

• Реализация проекта невозможна без снятия санкций с России, поэтому даже с учетом расходов на строительство тоннель под Беринговым проливом станет благом для российской экономики. К тому же положение страны-транзитера не позволит западным странам вновь попытаться изолировать Россию ни политически, ни экономически и защитит от возможных санкций.

Значение Северного морского пути

• Эксперты сходятся во мнении, что тоннель под Беринговым проливом не должен стать конкурентом Северному морскому пути и развиваться в ущерб морским перевозкам. Сейчас СМП является конкурентным преимуществом России: он соединяет Китай с Европой и позволяет с наименьшими издержками доставлять энергоносители на азиатские рынки. СМП выгоднее по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал из-за отсутствия пиратства и таможенных пошлин.

• У России есть преимущества в северных водах благодаря уникальному ледокольному флоту и глобальному потеплению, которое удлиняет период сезонного судоходства. К тому же этот маршрут связывает субарктические и арктические районы России и обеспечивает доступ к ресурсам арктического шельфа и Сибири.

Политические выгоды

• Стабильные и приносящие значимую взаимную выгоду торговые отношения всегда были связаны с хорошими политическими отношениями между странами. Проект тоннеля, соединяющего РФ и США, относится к разряду стратегических, который способен укрепить отношения Москвы и Вашингтона. Это инвестиция на длинную перспективу, которая окупится не через пять и не через десять лет. Однако тоннель запустит цепь новых проектов в сфере добычи полезных ископаемых, обмена опытом и технологиями. Так, на Аляске находятся месторождения редкоземельных металлов, и у России есть технологии их добычи, которых нет у США.

• В то же время возможны изменения в отношениях США и Китая. Тайвань важен для США как инструмент давления на Китай. В случае запуска нового логистического маршрута, который ускорит международные перевозки и, вероятно, поспособствует увеличению объемов торговли между Китаем и США, процесс переговоров между этими странами может пойти быстрее, и сделка рано или поздно будет достигнута. Тогда значимость Тайваня резко упадет.

• Проект важен для США в качестве альтернативного пути поставок, который позволит диверсифицировать торговлю и защитить себя — это логичное продолжение протекционистской политики Трампа. В этом же смысле он важен и для России, которая будет параллельно развивать СМП и железнодорожные поставки.

При подготовке материала «Известия» беседовали с:

  • директором Высшей школы финансов РЭУ имени Плеханова, доктором экономических наук Константином Ордовым;
  • доктором экономических наук, профессором, деканом экономического факультета РУДН Инной Андроновой;
  • обозревателем «Известий» Андреем Кузмаком.