Найти в Дзене

Заговор смеющихся: почему мы смеемся именно так

Заговор смеющихся: почему мы смеемся именно так?

На днях, обсуждая со студентами «Поэтику» Аристотеля, мы завели разговор о смехе, и вообще о сущности комического. Сегодня - день рождения Анри Бергсона, опубликовавшего 125 лет назад текст под названием «Смех».

Что общего у клоунады, остроумной шутки и нелепой шляпы? Французский философ Анри Бергсон в своей работе «Смех» дает неожиданные ответы, раскрывая природу комического через три строгих закона.

Во-первых, смешное — сугубо человеческое явление. Мы не смеемся над пейзажем, а над животным — лишь когда в его гримасе угадывается что-то человеческое. Смех направлен на нас самих, делая человека одновременно и тем, кто смеется, и тем, над кем смеются.

Во-вторых, смеху нужна «нечувствительность». Комическое требует дистанции и спокойствия духа. Эмоции — главный враг смеха. Посмотрите на любую драму со стороны, и она рискует превратиться в комедию. Представьте танцующих в полной тишине — их движения могут показаться нелепыми. Смех обращается к разуму, свободному от сочувствия.

В-третьих, и это главное, смех — это всегда социальный акт, «заговор». Он не терпит одиночества. Мы смеемся в группе, в театре, за столом. Наш смех всегда требует отклика и усиливается в толпе. Как сказал тот человек в церкви: «Я не из этого прихода» — он не мог разделить всеобщие слезы, а значит, и смех.

Таким образом, сила смеха по Бергсону — в его исправительной социальной функции. Общество смехом осуждает все механическое, негибкое, отклоняющееся от нормы. Это не просто реакция, а инструмент, которым коллектив «подравнивает» отдельных своих членов, возвращая их к живой, естественной жизни.