Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 19 октября в классической музыке

В этот день родились великие исполнители и уходили из жизни гениальные композиторы, состоялись премьеры, изменившие оперный мир, и рождались музыкальные традиции целых континентов. 19 октября 1701 года в Лиме, столице вице-королевства Перу, произошло историческое событие. В роскошных залах Вице-королевского дворца впервые на американском континенте прозвучала опера. Сочинение называлось «La púrpura de la rosa» и было основано на мифе о Венере и Адонисе. Автором музыки стал Томас де Торрехон-и-Веласко — испанский композитор, который к тому времени уже много лет жил и работал в Перу. За основу он взял текст знаменитого драматурга Педро Кальдерона де ла Барки, создав музыкальное произведение на его сюжет. Повод для постановки был важным — празднование восемнадцатилетия короля Филиппа V и первого года его правления. Инициатором создания оперы выступил вице-король Мельчор Портокарреро, сделавший этот заказ специально к торжественному событию. В этот день европейская барочная музыка и испанс
Оглавление
В этот день родились великие исполнители и уходили из жизни гениальные композиторы, состоялись премьеры, изменившие оперный мир, и рождались музыкальные традиции целых континентов.

Первая опера Нового Света в Лиме

19 октября 1701 года в Лиме, столице вице-королевства Перу, произошло историческое событие. В роскошных залах Вице-королевского дворца впервые на американском континенте прозвучала опера. Сочинение называлось «La púrpura de la rosa» и было основано на мифе о Венере и Адонисе.

Автором музыки стал Томас де Торрехон-и-Веласко — испанский композитор, который к тому времени уже много лет жил и работал в Перу. За основу он взял текст знаменитого драматурга Педро Кальдерона де ла Барки, создав музыкальное произведение на его сюжет. Повод для постановки был важным — празднование восемнадцатилетия короля Филиппа V и первого года его правления. Инициатором создания оперы выступил вице-король Мельчор Портокарреро, сделавший этот заказ специально к торжественному событию.

В этот день европейская барочная музыка и испанская поэтическая традиция впервые встретились с культурой Нового Света. Сцена вместила в себя как придворный европейский блеск, так и неповторимую атмосферу тропической Лимы. Эта премьера положила начало оперной традиции в Америке, доказав, что европейское искусство может успешно развиваться и за океаном.

Дрезденский «Тангейзер»: шесть дней ожидания и длинный путь к славе

-2

19 октября 1845 года в Дрездене Рихард Вагнер сам дирижировал премьерой своей новой оперы «Тангейзер». Спектакль едва состоялся — его пришлось перенести на шесть дней из-за болезни одной из певиц. С первых же звуков музыки, где столкнулись молитвенный «Паломнический хор» и чувственная музыка Венериной горы, публика почувствовала напряжение.

Вместо ожидаемого блеска зрители увидели сложную философскую драму о борьбе греха и искупления. Приём оказался прохладным — опера с её глубокими вопросами о спасении души показалась публике слишком сложной и неудобной.

Однако Вагнер не сдался. Он доработал партитуру, и в новой редакции «Тангейзер» начал свое триумфальное шествие по европейским сценам. Так провальная премьера положила начало одной из самых знаменитых и спорных опер в истории музыки.

Чайковский покидает Клин — дорога к «Патетической»

Пётр Ильич Чайковский, 1840–1893 гг.
Пётр Ильич Чайковский, 1840–1893 гг.

Холодным утром 19 октября 1893 года Пётр Ильич Чайковский навсегда покидает свой дом в Клину. Заперев калитку, он садится в поезд до Москвы. В чемодане лежит партитура Шестой симфонии — его самое личное и откровенное сочинение. Композитор полон смешанных чувств: он верит в свою музыку, но тревожится о том, как её примут. Он задержится в Москве на пару дней и отправится в Санкт-Петербург, где его ждут напряжённые репетиции.

Премьера назначена на 28 октября в Зале Дворянского собрания. Оркестранты поначалу отнеслись к новой симфонии сдержанно, но Чайковский твёрдо ведёт их за собой. Когда наконец звучит траурный финал, публика в замешательстве — вместо ожидаемых аплодисментов в зале царит недоумение. В письме к Петру Юргенсону композитор напишет, что слушатели были скорее озадачены, чем восхищены.

Спустя всего девять дней Россия будет оплакивать своего гения — 6 ноября Чайковский скоропостижно скончается. Его последнее путешествие из Клина окажется прощанием навсегда, а Шестая симфония, которую позже назовут «Патетической», станет его музыкальным завещанием — гениальным и пророческим.

Витторио Джаннини: неоромантик, который построил «Джульярд Юга»

Витторио Джаннини, 1903–1966 гг.
Витторио Джаннини, 1903–1966 гг.

19 октября 1903 года в Филадельфии родился Витторио Джаннини — американский композитор с итальянскими корнями. Его музыкальное образование началось с уроков скрипки у матери, а продолжилось в Миланской консерватории и Джульярдской школе. Позже он сам стал преподавать в ведущих музыкальных вузах Америки — Манхэттенской школе музыки, Джульярде и Институте Кёртиса. Среди его учеников — будущие звёзды американской музыки, включая Джона Корильяно.

Джаннини создал множество произведений — оперы, симфонии, пьесы для духового оркестра. Особую известность получила его Третья симфония, ставшая важной вехой в развитии университетских духовых оркестров. Его опера «Укрощение строптивой» по Шекспиру, прозвучавшая в Цинциннати в 1953 году, вошла в число финалистов Пулитцеровской премии — редкое достижение для оперы на английском языке.

Главным делом жизни Джаннини стало основание Северокаролинской школы искусств, открытие которой состоялось в 1965 году — её сразу прозвали «Джульярдом Юга». Став её первым президентом, он воплотил свою мечту об учебном заведении, где студентов учат не только мастерству, но и пониманию настоящего достоинства музыки.

Жаклин дю Пре: день, когда смолкла виолончель

Жаклин дю Пре, 1945–1987 гг.
Жаклин дю Пре, 1945–1987 гг.

19 октября 1987 года в Лондоне навсегда смолкла одна виолончель. В возрасте 42 лет ушла из жизни Жаклин дю Пре — виолончелистка, чья игра могла превратить концертный зал в океан звуков. Причиной стала болезнь — рассеянный склероз, которая медленно отнимала у нее возможность играть.

Её карьера была яркой, но короткой. Уже в 20 лет она записала концерт Элгара с дирижером Барбиролли — исполнение, которое до сих пор считают эталонным. Но в начале 1970-х появились первые симптомы болезни. К 1973 году она вынуждена была оставить сцену, хотя продолжала преподавать и делиться своим опытом с молодыми музыкантами.

Её легендарная виолончель Страдивари «Давыдов» позже перешла к другим музыкантам, в том числе к Йо-Йо Ма. Но в её звуке навсегда осталась частица души Жаклин. И сегодня достаточно поставить запись концерта Элгара, чтобы услышать, как её виолончель продолжает говорить с нами — страстно и бессмертно.

История дня: Эмиль Гилельс — «золотой звук» из Одессы

Эмиль Григорьевич Гилельс, 1916–1985 гг.
Эмиль Григорьевич Гилельс, 1916–1985 гг.

19 октября 1916 года родился мальчик, которому было суждено стать одним из величайших пианистов мира. В одесской квартире юный Эмиль Гилельс впервые услышал, как его сестра разучивает гаммы на фортепиано. Эта музыка навсегда покорила его. Уже в детстве он дал первый сольный концерт, а в 12 лет попал в класс к знаменитому педагогу Берте Рейнгбальд. Именно она стала для него главным учителем, заложив основы его будущего мастерства.

Путь на международную сцену начался с триумфа в 1933 году, когда Гилельс выиграл Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. Его имя узнала вся страна. А в 1938 году он покорил и Европу, завоевав первую премию на престижнейшем конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Казалось, весь мир лежит у его ног, но планам о гастролях помешала война. Вместо концертных залов — выступления на фронтовых площадках, долгие годы ожидания и вынужденной паузы.

Но талант невозможно остановить. После войны Гилельс «завоевал мир» заново. В разгар холодной войны он стал культурным послом СССР. Его американский дебют в 1955 году с Первым концертом Чайковского стал сенсацией. Критики и публика, ожидавшие услышать «советского робота», были потрясены его «золотым звуком» — уникальным сочетанием мощного, но негрубого форте и искрящегося, нежного пианиссимо.

Вершиной его творчества стала работа над сонатами Бетховена для лейбла Deutsche Grammophon в 1970-х. Эта запись стала для него главным диалогом с музыкой, который он, к сожалению, не успел завершить. Он ушёл из жизни, не дописав несколько сонат. Но его наследие — эталон вкуса, благородства и технического совершенства — навсегда осталось в мировой культуре. Так мальчик из одесского двора своим талантом сумел преодолеть любые преграды и стать настоящей легендой.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #19октября #Опера #Чайковский #Вагнер #ЖаклинДюПре #ЭмильГилельс #ВитториоДжаннини #Тангейзер

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.