Погрузитесь в истории, где личное переплетается с вечным, а творчество бросает вызов самой смерти — 18 октября в истории классической музыки.
Смерть Джона Тавернера
18 октября 1545 года Англия услышала мрачную весть: мир покинул Джон Тавернер, один из величайших английских композиторов своего времени. Значительную часть жизни он провёл в городке Бостон (Линкольншир), служа в церковном хоре. Тавернер пережил жестокие перемены Реформации, когда король Генрих VIII распускал монастыри и требовал новых гимнов от музыкантов.
Наконец, его последний приют оказался в церкви Бостона: композитора похоронили под знаменитой готической башней храма. Долгое время после его кончины церковная музыка Англии носила отпечаток его величия: праздничное «Глория тиби Тринитас» гремело в соборах, а мелодии «In nomine» вдохновляли инструменталистов новых поколений.
Рождение Бальдассаре Галуппи
18 октября 1706 года на венецианском острове Бурано родился Бальдассаре Галуппи. В будущем его прозвали «Буранелло», увековечив название острова Бурано, на котором он родился. Юный Бальдассаре рос среди приправленных солью морей и радостных итальянских мелодий, учился игре у отца-скрипача и впитывал тонкости венецианской музыки.
Став взрослым, он получит высший музыкальный пост при соборе Сан-Марко и напишет свыше ста опер — преимущественно комических. Музыка Галуппи неосознанно вплетёт в себя атмосферу карнавала: весёлые арии отражают солнечный дух Венеции, серьёзные хоралы — её духовность. Европу покорят его оперы: он сочинит и для Петербурга, и для Лондона — но всё началось на тихих набережных Бурано.
Рождение Фердинанда Шуберта
18 октября 1794 года в Вене родился Фердинанд Шуберт. Старший брат великого Франца, он с детства впитывал музыку семейного дома: обучался у отца, играл на органе. Жизнь его семьи была полна трудностей: в двух браках у Фердинанда родилось 29 детей, но они почти всегда жили в бедности. Интересно, что именно Фердинанд разработал проект надгробия для своего кумира Людвига ван Бетховена. Мир менялся: классическая эпоха угасала, на смену ей шёл романтизм, в котором вскоре прославится его брат.
Смерть Этьенна Мегюля
18 октября 1817 года в Париже оборвалась жизнь Этьенна Мегюля — одного из ведущих композиторов эпохи Великой Французской революции и Наполеоновских войн. Несмотря на славу автора популярной «Походной песни» и многочисленных опер, судьба к нему была сурова: последние годы он ушёл в уединение, страдая от болезни лёгких.
После кончины Мегюль был похоронен на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез — рядом с другими гениями музыки. Ушёл из жизни музыкант, чей смелый голос помогал Франции провозглашать новые идеалы, оставив богатое наследие драматических опер и музыки для торжеств.
Виктор Ульман: музыка, которая пережила ад
18 октября 1944 года — чёрная дата мировой культуры. В этот день в Освенцим подошёл состав из Терезиенштадта; среди высаженных заключённых был композитор Виктор Ульман. За два года в гетто он превратил страх и отчаяние в музыку: писал сонаты и квартеты, работал над оперой «Император Атлантиды» — своей самой известной лагерной партитурой.
16 октября, за два дня до гибели, Ульманна вместе с другими выдающимися деятелями — композиторами Павлом Гаасом, Гансом Красой и дирижёром Карелом Анчерлем — погрузили в поезд с маркировкой «Er». Перед отправкой Ульман успел передать чемодан со своими рукописями лагерному библиотекарю Эмилю Утицу. Эти бумаги пережили автора и были сохранены для мира писателем Гансом Адлером.
Жизнь Виктора Ульмана оборвалась в газовой камере Освенцима 18 октября. Эта дата стала днём трагической тишины. Но его музыка, его «Император Атлантиды», спустя годы прозвучала на весь мир, совершив главное — опровергнув чудовищный замысел палачей и доказав, что творчество сильнее смерти.
История дня: премьера «Октета» Стравинского в Парижской опере
18 октября 1923 года в Парижской Опере царила оживлённая атмосфера. Афиша зазывала на концерт под управлением знаменитого Сергея Кусевицкого, но главный сюрприз вечера ждал публику в первом отделении. К дирижёрскому пульту неожиданно вышел автор произведения — Игорь Стравинский. В тот вечер он выступал не только как композитор, но и как дирижёр, представляя своё новое сочинение — Октет для духовых.
Выбор места для камерной премьеры казался парадоксальным: вместо уютного зала — громада Оперы, а на сцене — необычный ансамбль из флейты, кларнета, двух фаготов, двух труб и двух тромбонов. Прозрачная, почти графичная музыка, лишённая привычных оркестровых красок, повергла слушателей в замешательство. Публика, ожидавшая огненных ритмов «Весны священной», услышала нечто совершенно иное — сжатую форму, ясные линии и ироничные отсылки к музыке прошлого. Поэт Жан Кокто позже назовёт этот вечер «скандалом тишины».
Но именно этот «скандал» стал манифестом. С Октета для Европы началась эра неоклассицизма Стравинского — сознательный поворот «назад к Баху», к строгости формы и интеллектуальной игре. В тот же вечер в том же зале прозвучал и Первый скрипичный концерт Прокофьева, а в зале сидел юный Аарон Копленд. Однако именно дебют Стравинского-дирижёра с его лаконичным Октетом оказался тем рубежом, с которого начался отсчёт нового музыкального XX века.
Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!
#КлассическаяМузыка #18октября #ИсторияМузыки #Стравинский #ВикторУльман #ФердинандШуберт #Галуппи #Тавернер #ЭтьеннМегюль
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.