Найти в Дзене
Николай Лобанов

Логисты сжались впервые за 5 лет: отрасль ждет поворотный год

Логисты впервые за последние годы столкнулись с существенным сокращением спроса на фоне высокой ключевой ставки. Ситуацию осложняет рост цен на топливо, санкционное давление, нехватка кадров и дефицит качественных логистических мощностей. Рынок ждет консолидация игроков и поглощение небольших региональных операторов более крупными, считают эксперты. Столкнувшись с пиком кризиса в 2022 году отрасль логистики не может оправиться от его последствий до сих пор
 Аналитики фиксируют снижение спроса на автомобильные и морские грузоперевозки в 2025 году. Некоторым игрокам пришлось возвращать взятые в лизинг автомобили.
Другие оказались на грани банкротства. Эксперты называют этот год поворотным в отрасли. То, как рынок справится с кризисом, определит его дальнейшее развитие. Пик кризиса в сфере грузоперевозок пришелся на 2022 год, говорит директор департамента активных продаж транспортной компании КИТ Гучеслав Шохин. Тогда отрасль столкнулась с острой нехваткой водителей и транспорта. К
Оглавление

Логисты впервые за последние годы столкнулись с существенным сокращением спроса на фоне высокой ключевой ставки. Ситуацию осложняет рост цен на топливо, санкционное давление, нехватка кадров и дефицит качественных логистических мощностей. Рынок ждет консолидация игроков и поглощение небольших региональных операторов более крупными, считают эксперты.

Столкнувшись с пиком кризиса в 2022 году отрасль логистики не может оправиться от его последствий до сих пор


 Аналитики фиксируют снижение спроса на автомобильные и морские грузоперевозки в 2025 году. Некоторым игрокам пришлось возвращать взятые в лизинг автомобили.

Другие оказались на грани банкротства. Эксперты называют этот год поворотным в отрасли. То, как рынок справится с кризисом, определит его дальнейшее развитие.

Эксперты расходятся в оценке спроса

Пик кризиса в сфере грузоперевозок пришелся на 2022 год, говорит директор департамента активных продаж транспортной компании КИТ Гучеслав Шохин. Тогда отрасль столкнулась с острой нехваткой водителей и транспорта. К 2025 году старые трудности решились не в полной мере, при этом возникли новые.


 «Сейчас появились другие вызовы, более технологические: как эффективнее консолидировать грузы и как идеально отстроить «последнюю милю» на Юге России, – объясняет Шохин. – Макрорегион, к счастью, изначально подготовлен для этого: есть мощная сеть логистических центров в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новороссийске, Ставрополе. Но растущие объемы заставляют перевозчиков внедрять более сложные и «умные» решения, чтобы успевать за спросом».



По данным аналитической компании «ГидМаркет», объем рынка автомобильных грузоперевозок, непрерывно рос с 2020 по 2024 год.
Спрос увеличивается на фоне дефицита качественных логистических мощностей, портовой инфраструктуры и крупных логистических центров, отмечает Гучеслав Шохин.


 «Малый и средний бизнес очень активен — осваивает новые ниши, налаживает импорт из других стран, развивает местное производство, – подчеркивает он. – В такой ситуации именно сборные грузоперевозки становятся самым гибким и экономичным инструментом. Более того, мы сейчас отмечаем дефицит даже не объемов, а качественных мощностей. Клиенты сегодня смотрят не только на прайс. Им важен сервис, предсказуемость и четкое соблюдение сроков».


 При этом эксперты по-разному оценивают текущую динамику спроса. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», осенью 2024 года рынок Юга начал ощущать падение объемов заказов на грузоперевозки. К концу первого полугодия 2025 года он рухнул на 30%.


 Это подтверждают и участники рынка. Потребители уменьшили заказы на фоне повышения ключевой ставки. Чтобы не потерять клиентов, водители-собственники грузовых фур начали демпинговать. Крупные компании не смогли себе этого позволить и столкнулись с проблемами. Кому-то пришлось возвращать взятые в лизинг автомобили. Другие начали сокращать сотрудников или вовсе оказались на грани банкротства, рассказывает генеральный директор ростовского ООО «Адамант логистика» Светлана Плехова.


 «Такая ситуация продолжалась примерно до апреля 2025 года. Отрасль к этому времени претерпела серьезные изменения. Некоторые, чтобы остаться на плаву, произвели ребрендинг, какие-то компании организовали слияние. Но были и те, кто попросту не выдержал трудностей», – отмечает собеседница.

Санкции и рост издержек давят на отрасль

На перевозчиков давит и значительный рост издержек. Это в первую очередь повышение цен на топливо, высокая стоимость использования платных дорог, у которых зачастую нет качественных бесплатных альтернатив, а также финансовое давление системы «Платон».


 «Эти расходы напрямую увеличивают себестоимость перевозок, что в конечном итоге сказывается как на производителях, так и на потребителях, снижая рентабельность целых отраслей, – подчеркивает руководитель краснодарского регионального отделения независимого профсоюза «Новый Труд» 
Алексей Тодоренко.


 Отрасль продолжает ощущать и санкционное давление, говорит эксперт. По его словам, ограничения усугубили структурные проблемы, в частности, спровоцировали кризис парка грузовиков. Многие перевозчики до сих пор зависят от импортной техники и сталкиваются с серьёзными трудностями при замене запчастей. Кроме того, отрасль переживает острый дефицит квалифицированных кадров – водителей, грузчиков, логистов. Конкуренция за специалистов высока, а зарплатные ожидания растут быстрее, чем возможности многих компаний.


«Ситуация на Юге России, особенно в Краснодарском крае, остается сложной и требует системного внимания. Как важнейшая аграрная житница и курортный центр, край сильно зависит от бесперебойной работы транспортных маршрутов. На фоне санкций и экономических вызовов проблемы логистики стоят особенно остро», — резюмирует Алексей Тодоренко.

Отказ от доллара и новые схемы: на море тоже сокращение

Частичное сокращение грузооборота в 2025 году наблюдалось и в сегменте морских перевозок. В первом квартале оборот грузов в морских портах Азово-Черноморского бассейна сократился на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает пресс-служба Ассоциации морских торговых портов. На это повлияло снижение мировых цен на энергоносители. Такой вывод в разговоре с «Экспертом Юг» делает директор направления МТК «Север-Юг» международной транспортной группы «Транзит» Василий Кучеренко.


 «В результате переориентации торговых маршрутов порт Новороссийск стал важнейшим логистическим хабом России, взяв на себя главную роль в обеспечении импорта и экспорта на южном направлении», — отмечает он.


 Ключевыми трудностями, с которыми столкнулись операторы международных перевозок после февраля 2022 года, стали уход с отечественного рынка крупных мировых логистических компаний и переход на новые схемы валютных операций.


 «Расплачиваться с иностранными подрядчиками стало сложно. Схемы постоянно меняются. Расчет перешел с долларов на рубли. С китайскими партнерами он производится в юанях. Появилось достаточно новых альтернативных вариантов и направлений.

В первую очередь – это Китай, Турция, арабские государства. Многие компании из этих стран берут в аренду небольшие суда и организуют перевозки. Но вопросы документооборота это несколько усложнило»», — признает руководитель секции продаж новороссийской логистической компании «Винвэй Логистикс» 
Лейля Шестакова.


При этом, подчеркивает эксперт, организация международных контейнерных перевозок во времена ковида обходилась заказчикам дороже, чем сейчас.


 «Как показывает практика, за последние 2-3 года ставки на морские грузоперевозки даже снизились. Так, в начале 2022 года они составляли 6 тысяч долларов за 20-футовый контейнер и 8 тысяч долларов за 40-футовый. Сейчас, в переводе на валюту, показатель варьируется от 3,5 тысяч до 4 тысяч долларов соответственно», — рассказывает представитель логистической компании.

Рынок ждет консолидация и рост цен

Рассуждая о перспективах развития ситуации в отрасли, Алексей Тодоренко говорит о возможном удорожании логистических услуг и снижении объемов грузоперевозок. По мнению эксперта, в обозримом будущем участникам рынка стоит готовиться к сохранению текущих тенденций: высоким издержкам, кадровому дефициту и необходимости выстраивать новые цепочки поставок.


 «Для стабилизации отрасли нужны не разовые меры, а комплексный подход с учётом региональной специфики. Это пересмотр дорожной инфраструктуры, снижение фискальной нагрузки на перевозчиков и развитие программ поддержки кадрового потенциала», — считает эксперт.


 Главным последствием текущей ситуации станет заметное удорожание логистических услуг, что в первую очередь ударит по карману конечного потребителя, считает специалист в области международной логистики 
Наталья Комар. При этом эксперт считает, что называть ситуацию кризисной нельзя. Сложностей немало, но отрасль демонстрирует высокую динамику и способность к адаптации. Развитие новых логистических схем она видит скорее, как фактор роста.


 «Считаю, что ключевым фактором успеха в обозримой перспективе станет развитие новых логистических схем, внедрение технологий и гибкость участников рынка».


 Часть экспертов называют этот год поворотным и смотрят на будущее с осторожным оптимизмом. Как отмечает Светлана Плехова, определенные изменения на рынке наметились в конце августа текущего года.


 «В конце лета началось определенное повышение спроса на перевозку продуктов питания, строительных материалов, бакалеи. Означает ли это, что кризис миновал? Не берусь судить. Нужно посмотреть, с какими результатами отрасль закончит текущий поворотный для нее год», — осторожна в прогнозах собеседница «Эксперта Юг».



В ближайшей перспективе рынок ждет консолидация игроков, укрупнение и поглощение небольших региональных операторов более крупными. Одним из быстрорастущих рынков в логистике станет сегмент сборных грузов, добавляет Гучеслав Шохин.


 «Участникам рынка стоит готовиться к нескольким тенденциям. Конкуренция сместится в сторону сервиса. Борьба будет идти не за счет снижения цен, а за счет скорости, надежности и качества услуг. Давление на сроки возрастет. Клиенты хотят получать грузы все быстрее.

Это подтолкнет нас к увеличению частоты регулярных отправок.
Начнется консолидация игроков.
Крупные компании будут укреплять свое присутствие, поглощая небольшие региональные операторы.
При этом для многих игроков в отрасли растущая налоговая нагрузка и затраты на новые технологии станут серьезным испытанием. Кто-то может не выдержать давления и уйти с рынка», — не исключает эксперт.


 Одним из ключевых направлений развития рынка станет освоение новых маршрутов с акцентом на страны Ближнего Востока, считает Василий Кучеренко. По его мнению, отрасли необходимы внедрение единых транспортных документов, упрощение таможенных процедур, а также активная цифровизация и автоматизация всех логистических процессов.


Александр Любименко

https://expertsouth.ru/articles/logisty-szhalis-vpervye-za-5-let-otrasl-zhdet-povorotnyy-god/

Логисты сжались впервые за 5 лет: отрасль ждет поворотный год статьи, логистика