Найти в Дзене
CAPTAIN NOSTALGAMER

Total War Warhammer 3 снова жив!

Total War Warhammer 3, титан среди фентезийных глобальных стратегий, снова дал о себе знать. Прошёл почти год после выхода прошлого крупного обновления, и фанаты могли заподозрить, что у студии-разработчика серьёзные проблемы. В какой-то мере это верно, ведь разработчики и сами признали, что 2025 год для них выдался неудачным. Но теперь вновь затеплилась надежда. Если кратко, появилась следующая информация: новое крупное дополнение Tides of Torment (Приливы мучений) выйдет в свет 4 декабря. Хотя это уже не первый, и даже не второй перенос, наконец-то появилась чёткая дата выхода, что позволяет... надеяться. Наконец-то вышел трейлер дополнения. В грядущем DLC будут представлены новые фракции для следующих рас: высшие эльфы, норскийцы и адепты бога хаоса Слаанеш. Новую фракцию остроухих возглавит лорд-мореплаватель Айслинн. Пополнением северных варваров будет руководить чародей хаоса Сайл Вероломный. Наконец, во главе демонов-мучителей встанет бывшая эльфийка Дечала Отвергнутая. Вместе с
Оглавление

Total War Warhammer 3, титан среди фентезийных глобальных стратегий, снова дал о себе знать. Прошёл почти год после выхода прошлого крупного обновления, и фанаты могли заподозрить, что у студии-разработчика серьёзные проблемы. В какой-то мере это верно, ведь разработчики и сами признали, что 2025 год для них выдался неудачным. Но теперь вновь затеплилась надежда. Если кратко, появилась следующая информация: новое крупное дополнение Tides of Torment (Приливы мучений) выйдет в свет 4 декабря. Хотя это уже не первый, и даже не второй перенос, наконец-то появилась чёткая дата выхода, что позволяет... надеяться. Наконец-то вышел трейлер дополнения. В грядущем DLC будут представлены новые фракции для следующих рас: высшие эльфы, норскийцы и адепты бога хаоса Слаанеш. Новую фракцию остроухих возглавит лорд-мореплаватель Айслинн. Пополнением северных варваров будет руководить чародей хаоса Сайл Вероломный. Наконец, во главе демонов-мучителей встанет бывшая эльфийка Дечала Отвергнутая. Вместе с новыми фракциями (и новыми юнитами), игроки получат БЕСПЛАТНЫЕ реворки старых фракций соответствующих рас. Так же, как это было со всеми прошлыми дополнениями для трёшки.

Это было кратко о последних новостях. Подробнее — ниже. Но я решил, что в этой статье поговорим с читателями в целом о будущем Total War Warhammer 3. Кто-то вообще впервые слышит об этой игре (такие есть?), кто-то играл только в первую или вторую часть, кто-то попробовал третью и бросил на старте. А ведь игра-то обалденная, и я просто обязан всем напомнить, чем же она так хороша. Не только в преддверии нового дополнения. А в преддверии того, что ждёт нас в 2026 году... Начнём издалека.

Что за Вархаммер такой?

Warhammer Fantasy Battles — это фентезийный сеттинг, созданный Games Workshop и реализованный в первую очередь в форме настольной игры: в ней игроки сходятся в жестоких сражениях огромными армиями людей, гномов, эльфов, орков, мертвецов и, в общем, всех возможных фентезийных созданий. Не стоит путать этот сеттинг с космическим Warhammer 40000: хоть создатели у вселенных одни и те же, это РАЗНЫЕ вселенные. Ни одна из них не является далёким прошлым или параллельным миром для другой. Сеттинги похожи и имеют общие элементы, но формально это разные, вообще ничем не связанные вымышленные миры.

-2

Сложно описать Warhammer Fantasy в двух словах. Но я попробую. Представьте себе планету, которая очертаниями континентов напоминает нашу Землю. Тут тоже есть своя Европа (Старый Свет) и Азия. Есть своя Африка (Южные Земли), Севрная Америка (Наггарот) и Южная Америка (Люстрия). В океане к западу от Старого Света расположилась местная незатонувшая Атлантида — Ултуан. В целом, почти каждый регион реальной Земли имеет в Вархаммере своё отражение. Более того, населяющие реальный мир народы имеют свои «аватары» в вахе. Например, центральный «протагонист» этой вселенной — человеческое государство Империя Зигмара, напоминающее Германию эпохи Возрождения.

Карта кампании «Бессмертные империи» в Total War Warhammer 3, она же карта мира Warhammer Fantasy Battles
Карта кампании «Бессмертные империи» в Total War Warhammer 3, она же карта мира Warhammer Fantasy Battles

Империя и окружающие её страны буквально превозмогают, отражая постоянные нападения агрессивных врагов. С юга устраивают набеги вечно жаждущие войны орки и гоблины. Восточные земли Империи заняты вампирами. С севера постоянно прут варвары и демоны, желающие устроить апокалипсис во имя богов хаоса. И это далеко не полный перечень проблем, ведь к ним можно добавить огров-людоедов, сумасшедших гномов хаоса, тёмных эльфов-рабовладельцев, восставших мумий в местной Сахаре и так далее, и так далее, и так далее. Ситуацию немножко облегчают союзники людей — обидчивые гномы (вообще как бы дварфы, но ладно, пусть будут гномы), зазнавшиеся светлые эльфы с Ултуана и их дикие эко-собратья. Если добавить, что у каждой фракции есть десяток-другой известных из лора личностей со своими уникальными историями, то мне даже не стоит объяснять, какой огромный потенциал для многотысячных эпичных сражений у этой вселенной.

Но вот только поддержка настольной игры прекратилась. В 2015 году Games Workshop устроили в ней конец света. Если совсем кратко, то тёмные силы богов хаоса победили, мир был разрушен и переродился в виде нового сеттинга (как бы сиквела): Warhammer Age of Sigmar. Отношение у сообщества к новой вселенной неоднозначное, но, в любом случае, это уже не та фентези-ваха, которую мы знали. Так вселенная Молота войны и растворилась бы в истории, если б в 2016 году не грянул гром.

Серия Total War Warhammer

Знаете ли Вы, что такое отыгрыш роли в компьютерных играх? В широком смысле, это возможность погрузиться в мир игры, почувствовав себя в роли того, кого Вы отыгрываете. Наверняка у Вас есть любимая фантастическая вселенная. Допустим, это «Властелин колец». У Вас наверняка могла возникнуть мысль: вот бы почувствовать себя королём Рохана и без чьей-либо помощи, до прихода Гендальфа, разнести Изенгард! А может, Вы хотели бы возглавить толкиновских гномов и превратить их в сверхдержаву, которая никогда не познает упадка? Ладно, пусть не «Властелин колец». Пусть будут «Звёздыне войны». Не возникало ли у Вас желания попробовать себя в роли глав ордена джедаев и справиться со всей Империей без помощи повстанцев?

Наверное, Вы сейчас думаете: «он несёт какую-то чушь; игр, настолько подробно прорабатывающих вселенную, не бывает». Но нет, такие игры существуют. Мододелы ещё в далёких нулевых поняли, что ЛУЧШАЯ основа для создания подобных игр — это серия Total War. В 2009, например, был выпущен Third Age: Total War — как раз мод про Средиземье. Почему же именно Total War? А всё просто: в серии реализуются многотысячные сражения, а глобальная карта способна отражать целую планету и вмещать сотни фракций с уникальными наборами войск и механиками. Это буквально то, что нужно для реализации любой фантастической вселенной!

В 2015 году разработчики Total War, до тех пор создававшие только исторические игры, и сами поняли, что в фентези-мирах потенциал гораздо шире. Ив 2016 выпустили первую часть трилогии Total War Warhammer. Создатели игры сразу заявили, что собираются реализовать ВСЁ, что есть в настолке. Причём, если в настолке игроки видели только армии (ну то есть сражающихся друг с другом солдатиков и существ), то в Total War будет реализован САМ МИР, и вместо армий у нас будут полноценные государства, расположенные в соответствующих регионах и взаимодействующих по своим фентезийным принципам. Гномы будут укрываться в своих горных крепостях, вампиры будут распространять скверну, Империя людей — страдать от раздробленности, северные хаоситы — бегать пот карте кочующими ордами, и тд и тп. Это и есть тот самый отыгрыш, о котором я писал три абзаца назад.

Total War Warhammer 1
Total War Warhammer 1

Каждая итерация трилогии Total War Warhammer посвящена отдельному региону ваховской планеты. Первая часть — это Старый свет, то есть Империя Зигмара и то, что её окружает. Скажем так, это базис Вархаммера, без которого ваха не ваха. Помимо Империи (как-бы-Германия), у нас тут Бретония (как-бы-Франция с налётом атмфосферы Артурианы); гномы; лесные эльфы азраи из волшебного леса Атель Лорен; вампиры; Норска (как-бы-Скандинавия); орки с гоблинами; зверолюды; и, само собой, главные антагонисты — орды воинов хаоса.

Total War Warhammer 2
Total War Warhammer 2

Во второй части (2017 год) акцент сменился на контенты, находящиеся на западе и юге от Старого Света. Собственно, на то, что называется Новый Свет: Ултуан, Наггарот, Люстрия и Южные земли. Населяющие эти земли расы — высшие эльфы асуры; тёмные эльфы друхии; и людоящеры, явно отсылающие к коренным американцам. Также на огонёк заглянули скавены — прямоходящие крысы, которые могли бы появиться ещё в первой части (так как обитают под всем миром), но там уже и так было полно рас. В дополнениях нам представили мертвецов из Нехекары (как-бы-мумии-Древнего-Египта) и пиратов-вампиров (тут всё просто, мёртвые пираты). Да-да, у нас в сумме появилось три совершенно разные армии нежити.

Total War Warhammer 3
Total War Warhammer 3

Третью часть ждали пять лет, и вышла она в 2022. Карта третьей части охватила земли к северу и востоку от Старого Света. Ключевой особенностью трёшки стало то, что расы, добавленные в ней, ранее никогда не фигурировали в видеоиграх по Вархаммеру. А некоторые — даже не присутствовали в самой настолке (лишь упоминались в лоре). Первая из новых рас — Кислев, человеческое государство, отсылающее к славянам в реальном мире (и поклоняющееся богу-медведю). Вторая раса — Катай. Замените одну букву, и Вы сразу поймёте, на кого эта отсылка. Катайцы, хотя и являются в основном людьми, управляются династией драконов. И вообще, их государство, наверное, самое светлое и счастливое во всём сеттинге. Далее идут огры — великаны-людоеды — и, наконец, гномы хаоса, скорапченные бывшие братья обычных карликов. Ни одна из этих рас никогда ранее не фигурировала в компьютерных играх по Вархаммеру в качестве самостоятельных армий.

Антагонистами третьей части снова стал хаос. Но зато какой хаос! Все мы знаем, что хаоситы — это сторонники четырёх богов хаоса. Каждый из этих богов имеет собственную философию и взгляд на то, как должен выглядеть мир. Кхорн — сторонник бесконечной резни. Нургл — покровитель болезней и круговорота жизни. Слаанеш желает, чтобы все и всегда ощущали эмоции во всей их красе. Тзинч мечтает о бесконечных изменениях, возвышениях, распространении магии и вообще о нарушении всяческой логики. Каждый из этих богов породил имеет свою уникальную армию демонов. Так вот, обычно в компьютерных играх по вахе всё это дело опускается, и хаос представлен обычными варварами в чёрных доспехах (воины хаоса) или без доспехов (грабители-норскийцы или кургане). Это так называемый Хаос Неделимый — сторонники не конкретного бога, а просто хаоса как такового. И состоит Хаос Неделимый в основном из смертных воинов, а демоны так, на подхвате. Именно такой хаос и был представлен в первой части трилогии (демонов там вообще не было).

В третьей же части каждый тёмный бог обзавёлся собственной «расой», в ростере которой существенную долю занимают именно демонические создания самых разных форм и размеров. Фракции каждого бога продвигают на стратегической карте свою философию: кхорниты заняты исключительно войной и сбором черепов. Нурглиты выращивают города по биологическому циклу и распространяют болезни. Тзинчиты орудуют ветрами магии и строят козни, путая дипломатию по всему миру. Слаанешиты совращают светлые расы, заставляя переходить на свою сторону. Всё это совсем не похоже на обычную орду из первой части, которая несла апокалипсис (хотя, стоит признать, в этом есть что-то кхорнитское...) Кстати, сами воины хаоса никуда не делись: наряду с четырьмя «расами» богов орды хаоситов во главе с Навеки Избранным остались самостоятельной расой со своими уникальными механиками: их реворк сделал воинов-хаоситов чуть ли не самой интересной и разнообразной расой среди тёмных сил. Ну, и чтоб уже совсем добить игроков, ввели ещё одну отдельную расу демонов хаоса. По сути, это сборная солянка из, в основном, демонических юнитов всех четырёх богов, в противовес как раз воинам хаоса, которые акцентируются на смертных. Короче, тут кровопускатель ногу сломит: этот хаос такой... хаотичный!

Всего в игре на данный момент уже 24 расы, и делятся они внутри себя на более сотни подфракций. И весь этот зверинец существует на ОДНОЙ ОГРОМНОЙ карте всего мира Вархаммер! Собственно, именно ради этого изначально и затевалась трилогия.

Путь третьей части и её проблемы

Если Вы будете искать в Интернете обзоры Total War Warhammer 3, то предостерегу Вас: они АБСОЛЮТНО неактуальны. Скажем так, ваха-3 на релизе и сейчас — это две совершенно разные игры, между которыми общего столько же, сколько между вахой-1 и вахой-3 на релизе. А всё потому, что на момент выпуска в игре была только одна основная кампания — сюжетная. Называлась «Царства хаоса». Она хороша (хотя в первые дни имела кучу технических проблем), но это была просто затравка перед главным блюдом. В «Царствах хаоса» было всего 10 играбельных фракций (против 100+ сейчас, ага?), и свобода игрока была существенно ограничена сюжетными скриптами.

Главное блюдо вышло из бета-теста в 2023 году, одновременно с релизом DLC про гномов хаоса. «Бессмертные империи» (БИ) — то, ради чего задумывалась трилогия ещё в далёком 2015. Карты локальных кампаний из каждой части трилогии слились в единое целое, образовав целую планету (о таком когда-то мечтали фанаты Total War Empire...) Все легендарные лорды (лидеры фракций) из старых частей нашли себе на этой карте место. И появилась легендарная песочница, которой хватит на тысячи часов геймплея. Кстати, кто не знает: «Бессмертные империи» доступны бесплатно любому обладателю третьей части. Первую и вторую иметь необязательно.

Immortal Empires
Immortal Empires

После релиза БИ настал черёд нового формата дополнений, коих на сегодняшний день вышло уже три, а в декабре нас ждёт четвёртое. Формат, между прочим, хорош: в каждом DLC представлено по одному новому лидеру для трёх рас (одна из которых — всегда очередной бог хаоса) и кучу юнитов для них. Параллельно, с каждым из этих DLC выходит крупный бесплатный патч, обновляющий механики для рас из дополнения. На закуску, с бесплатным патчем добавляют целого бесплатного лидера (по факту, это четвёртая фракция DLC, которая раздаётся всем бесплатно). Казалось бы, такая долгая бесплатная поддержка игры — это просто ВАУ. Игра должна быть идеальной. Но следом за обновлениями шли разочарования сообщества...

Первым звоночком стал выход «Теней перемен» летом 2023: это как раз первое из выше упомянутых DLC, посвящённое Кислеву, Катаю и Тзинчу. Контента в «Тенях» было очень мало, что вызвало гнев фанатов. Зимой вышел бесплатный патч, существенно расширивший контент уже вышедшего дополнения. Именно тогда и оформился формат, которого придерживаются и вышедшие следом «Троны разложения» и «Знамения разрушения», и грядущие «Приливы мучений». «Троны» стали пиком качества DLC для трёшки: долгожданный Тамурхан и реворки Империи и гномов зашли фанатам на ура.

Но уже тогда сообщество стало замечать возросший промежуток времени между выходом дополнительного контента. От «Тронов разложения» до «Знамений разрушения» — восемь месяцев. А теперь мы ждём «Приливы мучений» почти год и стали свидетелями двух переносов: сперва с лета на октябрь, а теперь вместо октября — декабрь. Следом идут технические проблемы, из которых наиболее весомой стала поломка искусственного интеллекта с последним патчем. Скорее всего, именно эта проблема стала причиной отмены релиза DLC в октябре.

Но не только технические проблемы присущи третьей вахе: многие отмечают существенную лёгкость игры за все фракции, появляющиеся в последних DLC. Механики всех фракционных лидеров, появившихся с «Теней перемен» и по сей день, позволяют игроку не напрягаться от слова совсем. Даже на высоких сложностях. При этом, искусственный интеллект не умеет пользоваться большинством фракционных механик — но это проблема вообще всех частей трилогии. Для ИИ многие механики просто отключены.

Большинство проблем игры объясняются очень просто: основная часть разработчиков Creative Assembly трудится сейчас над новой игрой. А работа над трёшкой, над всеми реворками фракций и новым контентом — это труд небольшой команды. Представьте себе: огромный мир с сотней фракций, тонной механик и морем контента обрабатывается маленьким отделом внутри Creative Assembly. И, несмотря на это, мы имеем замечательные DLC. Да, редко. Да, с техническими проблемами, которые потом всё равно исправляются. Но Total War Warhammer 3 живёт и развивается. И пусть даже мы близки к концу пути, пусть даже остались считанные DLC, но я хочу увидеть чем всё это закончится, и погрузиться в завершённую игру, которая представит нам весь мир Warhammer, строившийся на протяжении десяти лет разработки. Потому, обсудим же новый контент предстоящего дополнения и того, что ждёт нас после.

Что будет в Tides of Torment и обновлении 7.0?

Расы, ряды которых пополнятся в «Приливах мучений» — высшие эльфы, Норска и Слаанеш. Тематика дополнения явно морская, мореплавательская. Трейлер порядовал: он гораздо более содержательный, чем в предыдущем «Omens of destructions». Хотя до «Thrones of decay» явно не дотягивает.

-8

Слаанеш: Дечала Отвергнутая и Маска Слаанеш

Платным легендарным лордом DLC станет Дечала Отвергнутая — извращенная и павшая принцесса асуров, возглавляющая фракцию Мучителей. Бесплатный легендарный лорд — демонесса Маска Слаанеш.

Слаанеш также получит нового легендарного героя: судя по трейлеру, им станет норскийский последователь Слаанеш по имени Стиркаар. Минорным лордом слаанешитов станет высший колдун хаоса Слаанеш, а минорным героем — возвышенный герой Слаанеш.

Эмоциональные хаоситы также получат пять новых юнитов. Во-первых, это слаангоры — пехота зверолюдов с меткой Тёмного Князя. Во-вторых, почитатели Слаанеш — пехота тёмных эльфов с арбалетами. Новой монструозной пехотой станут четырёхрукие мутанты со змеиными хвостами, называемые чемпионами Слаанеш. Новая демоническая кавалерия — искатели наслаждений. Наконец, новенький монстр Слаанеш и зверолюдов — летающий зверь прейтон.

Юниты Слаанеш из трейлера. Вверху слева: Дечала. Вверху справа: Маска. Снизу: прейтон
Юниты Слаанеш из трейлера. Вверху слева: Дечала. Вверху справа: Маска. Снизу: прейтон
Юниты Слаанеш из трейлера. Слева: легендарный герой (возможно, Стиркаар). Вверху: слаангоры и чемпионы Слаанеш. Внизу: искатели наслаждений
Юниты Слаанеш из трейлера. Слева: легендарный герой (возможно, Стиркаар). Вверху: слаангоры и чемпионы Слаанеш. Внизу: искатели наслаждений

Высшие эльфы: Владыка Морей Айслинн

Новую фракцию асуров возглавит знаменитейший в остроухих кругах адмирал Айслинн. Легендарный герой, которого получат высшие эльфы, на данный момент неизвестен. Зато известно, что минорным героем эльфов станет маг туманов.

Новая пехота эльфов — корабельная гвардия, а новая кавалерия — лотернские резчики небес. Эльфы, внезапно, получат горстку монстров: два вида водных элементалей и огромного подводного ящера мервирма (за таким как раз охотились вампиры-пираты во второй части).

В бесплатном обновлении высших эльфов им обновят стратегически механики. Будет новая механика дворцовых интриг, а также уникальные механики для Тириона и Теклиса.

Юниты эльфов из трейлера. Слева: Айслинн. По центру: маг туманов. Справа: резчики небес и корабельная гвардия
Юниты эльфов из трейлера. Слева: Айслинн. По центру: маг туманов. Справа: резчики небес и корабельная гвардия
Юниты эльфов из трейлера. Сверху: мервирм. Снизу: большой и малые водные элементали
Юниты эльфов из трейлера. Сверху: мервирм. Снизу: большой и малые водные элементали

Норска: Сайл Вероломный

С самого 2017 года мы не получали существенного обновления норскийцев. Спустя долгие шесть лет, мы получим для них новую фракцию, возглавляемую Сайлом Вероломным. Это чародей хаоса из народа курган. Легендарный герой, которого получат высшие эльфы, на данный момент неизвестен. Минорным лордом станет норскийский высший шаман (аналог высшего чародея хаоса, только для менее охаосевших северян). А минорный герой — фимир-дворянин.

Норскийцы получат пехоту в виде медведолюдов Урсло и монстров в виде химеры и проклятого эттина (такой двухголовый великан-чародей). Северяне должны получить ещё парочку юнитов, но они пока неизвестны.

В бесплатном обновлении Норски нам наконец подарят уникальные механики для старых северных легендарных лордов — Вульфрика Скитальца и короля троллей Трогга. Наконец они перестанут быть братьями-близнецами на стратегической карте. Ах да, и книгу охоты на чудовищ расширят.

Юниты Норски из трейлера. Слева: Сайл Вероломный. По центру: лорд-шаман. Спрва сверху: фимир-дворянин. Справа снизу: эттин. Снизу по центру: некий легендарный герой Норски
Юниты Норски из трейлера. Слева: Сайл Вероломный. По центру: лорд-шаман. Спрва сверху: фимир-дворянин. Справа снизу: эттин. Снизу по центру: некий легендарный герой Норски

Что после Tides of Torment?

Tides of Torment явно не будет последним дополнением для Total War Warhammer 3. В день выхода дополнения — 4 декабря — состоится презентация, приуроченная к 25-летию всей серии Тотальной войны и посвящённая её будущему. Конечно, основное внимание привлечёт информация о будущих полноценных играх в серии. Может, это Total War 40000? Но и третья Total War Warhammer получит существенную долю внимания. Ведь в 2026 году этой подсерии исполнится десять лет, а это тоже круглая дата!

Ранее в этом году Creative Assembly заявили о двух изменениях, которые наступят после выхода Tides of Torment: во-первых, в серии появятся мини-DLC, содержащие одного легендарного лорда со своей фракцией. И намекнули, что первым из них будет Неферата, первый вампир. Во-вторых, в 2026 году должно выйти некое самое большое DLC за всю историю серии. Видимо, приуроченное как раз к десятилетию тотал вахи.

Официальных новостей, помимо этих, нет. Зато есть сливы. И не стоило бы им верить, но часть информации из этих сливов уже подтвердилась в трейлере Tides of Torment. А потому, есть смысл перечислить, что в этих сливах есть о будущем серии (хотя и верить на слово не стоит):

  • Огромное DLC в 2026 году будет посвящено Концу времён — эпохальному событию, которое в своё время завершило историю мира Вархаммер. Возможно, это DLC будет последним для серии. Перед DLC Конца времён должно выйти два мини-DLC.
  • Одним из легендарных лордов мини-DLC должен стать Король обезьян, персонаж, относящийся к Катаю. Также, возможно появление нового легендарного лорда зверолюдов — Лунного Когтя. Где-то тут ещё должна быть выше упомянутая Неферата.
  • DLC Конца времён будет содержать пять фракций. Одну из них возглавит Нагаш — первый некромант и центральное лицо всей нежити этой вселенной. Вторая фракция будет относиться к скавенам, и возглавит её Танкуоль. Третья фракция — нурглиты под началом Братьев Глотт. Четвёртая фракция — долгожданный Мидденланд во главе с Борисом Хитрым. Пятая фракция неизвестна, но возможно, это Катай.

Разумеется, доверять этой информации на 100% не стоит, и будущее серии много от чего зависит. А на этом я завершаю статью, но не прощаюсь, ведь в тотал вахе есть полным-полно всего, что можно обсудить!

-14