Найти в Дзене
ОколоТехники

Land Rover 101 Forward Control - Британский тягач

К концу 1960-х годов британской армии потребовался новый лёгкий артиллерийский тягач для замены устаревшего парка Austin Champs и Land Rover. На бумаге его основная задача была проста: буксировать новую 105-мм лёгкую пушку L118, перевозить расчёт из шести человек и подвозить боеприпасы. Но все было не так просто: спецификация требовала относительно компактных размеров, устойчивости при буксировке и возможности поместиться в стандартный транспортный самолёт Королевских ВВС. Land Rover ответил на это моделью 101 Forward Control — специально разработанным военным автомобилем, который стал одним из самых необычных проектов компании. Работа над моделью 101 началась в 1967 году, когда Министерство обороны выдвинуло ряд строгих требований. Автомобиль должен был перевозить полезную нагрузку в 1 тонну, отсюда и официальное армейское обозначение “Truck, Utility, 1 Ton, 4×4.”. Инженеры Land Rover выбрали переднюю компоновку с расположением сидений водителя и пассажира над передней осью, чтобы ма

К концу 1960-х годов британской армии потребовался новый лёгкий артиллерийский тягач для замены устаревшего парка Austin Champs и Land Rover. На бумаге его основная задача была проста: буксировать новую 105-мм лёгкую пушку L118, перевозить расчёт из шести человек и подвозить боеприпасы.

Но все было не так просто: спецификация требовала относительно компактных размеров, устойчивости при буксировке и возможности поместиться в стандартный транспортный самолёт Королевских ВВС. Land Rover ответил на это моделью 101 Forward Control — специально разработанным военным автомобилем, который стал одним из самых необычных проектов компании.

Работа над моделью 101 началась в 1967 году, когда Министерство обороны выдвинуло ряд строгих требований. Автомобиль должен был перевозить полезную нагрузку в 1 тонну, отсюда и официальное армейское обозначение “Truck, Utility, 1 Ton, 4×4.”. Инженеры Land Rover выбрали переднюю компоновку с расположением сидений водителя и пассажира над передней осью, чтобы максимально увеличить грузовое пространство в пределах 3,6 метра общей длины, установленной правилами перевозки Королевских ВВС.

-2

Конструкция была совершенно новой и мало чем напоминала гражданские Land Rover. Тяжелое шасси коробчатого сечения, пружинная подвеска спереди и сзади и постоянный полный привод были выбраны для обеспечения внедорожных качеств, при этом топливная экономичность считалась гораздо менее важной проблемой. Для удовлетворения требований к мощности и буксировке Land Rover установил 3,5-литровый алюминиевый двигатель Rover V8 мощностью около 135 л.с. в сочетании с 4-ступенчатой ​​коробкой передач LT95 со встроенной раздаточной коробкой.

-3

У модели 101 была колёсная база 101 дюйм, что и дало ей название, под которым она широко известна. Снаряжённая масса составляла около 2300 кг, а грузоподъёмность — целую тонну. Система постоянного полного привода использовала переключаемые повышенные и пониженные передаточные числа, а также блокировку межосевого дифференциала для сложных и скользких участков. Обладая буксировочной способностью более 1800 кг, машина прекрасно подходила для использования в качестве артиллерийского тягача.

-4

Максимальная скорость составляла около 100-110 км/ч, что было достаточно для использования в составе конвоя, но устойчивость на скорости, особенно без груза, иногда вызывала нарекания. Расход топлива был предсказуемо большим, часто достигая 25-35 литров (100 км/ч), но упор всегда делался на практичность, а не на эффективность. Кроме того, расходы на топливо оплачивало правительство Её Величества.

Основным заказчиком была британская армия, получившая 2669 экземпляров в период с 1972 по 1978 год. Большая часть выпускалась в вариантах общего назначения и артиллерийских тягачей, а также в виде радиосвязных машин с кузовом-фургоном. Меньшее количество было переоборудовано в санитарные машины или использовалось в качестве ремонтно-эвакуационных и командных вариантов, хотя такие встречаются крайне редко.

-5

За пределами Великобритании австралийская армия провела испытания ряда образцов, но в конечном итоге решила не принимать на вооружение 101-ю машину. Некоторые из них были поставлены другим партнёрам по НАТО в ограниченном объёме, хотя в основном это была британская машина. В ходе эксплуатации она хорошо себя зарекомендовала себя в качестве орудийного тягача, хотя водители часто отмечали тяжёлое рулевое управление и высокую посадку водителя, что затрудняло работу в ограниченном пространстве.

К концу 1980-х годов производство модели 101 постепенно сошло на нет в пользу более современных грузовиков, в частности, Pinzgauer, а позднее и MAN Support Vehicles. Излишки автомобилей продавались на военных аукционах, где быстро завоевали популярность среди коллекционеров, любителей бездорожья и внедорожников.

-6