Южный окружной военный суд вынес приговор 15 боевикам украинского нацбатальона «Айдар»*, запрещённого в России. Ближайшие десятилетия террористы проведут в колонии строгого режима: их приговорили к лишению свободы на сроки от 15 лет до 21 года.
В суде доказано, что фигуранты примкнули к террористическому сообществу и попытались захватить власть в ДНР, а также совершили множество кровавых преступлений. Кстати, в этом списке есть и женщины. Свою вину признали только двое. Подробности — в репортаже rostov.aif.ru с места событий.
Матёрые «гопники»
«Мы будем обжаловать приговор! Мой подзащитный вину не признал! И мой подзащитный, и другие обвиняемые являются "комбатантами". Никто из них не совершал ни одного действия, которое может быть квалифицировано как военное преступление. Мы считаем, что они должны быть оправданы», — пояснила rostov.aif.ru адвокат Мария Эйсмонт, единственная, кто из представителей защиты согласился ответить на вопросы журналистов после оглашения приговора.
В суде она представляет интересы Александра Таранца — одного из участников украинского нацбатальона «Айдар». На скамье подсудимых — всего 15 человек. Все они служили в батальоне в разное время на протяжении восьми лет — с августа 2014-го по март 2022 года. В террористической организации подсудимые занимали различные должности.
Все обвиняемые находятся за прозрачными стенами «аквариума». Большинство из них — лысые, одежда преимущественно чёрного цвета. Если не знать обстоятельств дела, то непосвящённый человек может подумать, что перед ним «гопота».
Взгляды — пустые и отрешённые. Некоторые переговариваются с адвокатами, ожидая вердикта суда, другие же молча стоят у дальней стены, равнодушно созерцая происходящее. А кто-то даже позирует журналистам через стекло клетки.
Большая часть террористов после вступления в запрещённую организацию попала в учебные центры ВСУ — там их учили стрелять, обращаться с различными видами оружия и выполнять задания главарей-нацистов.
По версии обвинения, в задачи «айдаровцев» входили слежка за военнослужащими ДНР, передача информации спецслужбам Украины, а также участие в боевых действиях в Донецке (ДНР). Суд установил, что шестеро из осуждённых участвовали в боях против формирований ДНР и ЛНР ещё до того, как вступили в нацбатальон.
Троих будут судить отдельно
Суд назначил фигурантам сроки заключения в исправительной колонии строгого режима от 15 до 21 года. Приговор ещё не вступил в силу, осуждённые могут его обжаловать в Апелляционном военном суде в подмосковной Власихе.
По 21 году получили Виталий Грузинов, Роман Недоступ, Сергей Калинченко, по 20 лет — Николай Чуприн, Тарас Радченко, Семён Забайрачный, Сергей Никитюк, Владислав Ермолинский, Александр Таранц, по 18 лет — Игорь Гайоха, Владимир Макаренко, по 16 лет — Андрей Шолик, Вячеслав Байдюк, Виталий Крохалев. Самый маленький срок — 15 лет — получил Дмитрий Федченко.
Во время оглашения решения суда лица осуждённых сохраняли каменное спокойствие. Когда судья спросил, понимают ли они суть вынесенного приговора, каждый ответил утвердительно.
После окончания процесса большинство фигурантов оживились и начали активно общаться с защитой через прозрачные барьеры. Возможно, некоторые из них питают надежду, что апелляционный суд примет решение в их пользу. К тому же, эти надежды в них вселяют слова адвокатов:
«Не переживайте, у вас сроки меньше, чем у "азовцев"*»...
Дело против 18 «айдаровцев» направили в суд в июне 2023 года. Этот процесс стал вторым по масштабу в России над участниками украинских вооруженных формирований после суда над 24 «азовцами» — так называемое «дело поварих».
Однако судебное решение вынесли лишь в отношении 15 участников нацбатальона. Как пояснила rostov.aif.ru пресс-секретарь Южного окружного военного суда Виктория Мищенко, в отношении ещё троих членов террористической организации выделено отдельное производство по ходатайству государственного обвинителя. Суд над ними, по её словам, состоится позже.
«Пока дело вернули прокурору. Ждём, когда к нам направят», — сообщила Виктория Мищенко.
Она добавила, что их роли в нацбатальоне суд пока не устанавливал, поскольку дело почти сразу выделили в отдельное производство.
«Дополнительных эпизодов нет, просто, видимо, их готовили к обмену», — заключила пресс-секретарь.
Наша редакция продолжит следить за этим громким процессом и знакомить с его деталями своих читателей.
* Организация признана террористической, её деятельность запрещена в России.