Разбираем ситуацию на рынке, действия по урегулированию и почему инвестиции в собственную заправку остаются выгодными.
В 2025 году топливный рынок вновь в центре внимания: цены на бензин и дизель на бирже вплотную подошли к розничным, а кое-где и обогнали их. У бизнеса закономерно возник вопрос: а стоит ли сейчас вкладываться в собственные ведомственные АЗС? Не станут ли они обузой из-за нерентабельности?
Прежде чем поддаваться панике, давайте разберемся. История топливного рынка циклична, и текущая ситуация — временный вызов, у которого есть понятные причины и проверенные решения.
Что происходит с топливом?
Ситуация, при которой оптовая цена становится выше розничной, действительно сложилась. По данным Санкт-Петербургской биржи, в октябре 2025-го тонна АИ-92 стоила уже больше 74 тыс. рублей, а АИ-95 стабильно держался выше отметки в 80 тыс. рублей.
Основная причина дефицита: многие нефтеперерабатывающие заводы встали на плановый ремонт, а спрос на топливо остается высоким. Это классический дисбаланс спроса и предложения.
Звучит пугающе? Но мы уже проходили нечто подобное. Осенью 2023 года рынок столкнулся с кризисом, вызванным ослаблением рубля и загруженностью железных дорог. Тогда проблема была не в нехватке топлива как такового, а в его активном экспорте. Государство оперативно ввело временный запрет на вывоз бензина и дизеля, и ситуация стабилизировалась буквально за сутки: цены на дизель рухнули на 15%, на АИ-92 — на 10%.
Что предприняли?
Власти не изобретают велосипед, а используют уже опробованные меры. В ответ на нынешний вызов:
- Продлен запрет на экспорт бензина до конца 2025 года и введены ограничения на вывоз дизельного топлива.
- Продлены бюджетные выплаты (демпфер) нефтяным компаниям за продажу топлива внутри страны. Это ключевой стимул для них направлять ресурсы на внутренний рынок и сдерживать рост цен.
Эксперты уверены, что к концу года, когда завершатся ремонты на НПЗ и спадет сезонный спрос, рынок придет в норму.
Почему даже сейчас выгодно инвестировать в ведомственные АЗС
Пока рынок переживает временные трудности, для бизнеса это — возможность проявить дальновидность. И вот почему покупка собственной мобильной АЗС становится умной инвестицией.
1. Быстрая окупаемость и прямая экономия
Давайте посчитаем. При потреблении 60 000 литров дизеля в месяц и экономии всего 3 рубля с литра, когда цены выровняются, ежемесячная выгода составит ~180 000 рублей. При стоимости мобильной АЗС от 2 млн рублей, она окупится примерно за 13 месяцев.
2. С 1 января 2026 года станет дороже
С нового года ставка НДС увеличится на 2%. Это неизбежно отразится на стоимости всего, включая мобильные АЗС. Покупка до конца 2025 года позволяет зафиксировать текущую цену и избежать дополнительных расходов.
3. Дефицит пойдет на спад
Совет Евразийской экономической комиссии уже обнулил ввозные пошлины на бензин и дизель до 30 июня 2026 года. Готовятся поставки топлива из Китая, Южной Кореи и Сингапура. Это добавит на рынок сотни тысяч тонн горючего ежемесячно и в перспективе снизит дефицит.
Если вы давно рассматривали вопрос с собственной АЗС, это нормально, что текущая ситуация с топливом может отпугивать. Но каждое решение должно быть взвешенным и дальновидным. Помните, что любой кризис, как и этот, рано или поздно проходит.
__________________
Проконсультируйтесь дополнительно:
➧ Сайт http://benza.ru
➧ Автоматизация АЗС - https://kazsbenza.ru/
➧ ВКонтакте https://vk.com/benza_official
➧ Телефон 8 800 200-44-78