Найти в Дзене

Дом коммуна или "слеза социализма" на Рубинштейна

Замечали на ул. Рубинштейна дом, который заметно выделяется на фоне исторической застройки? Дом был построен в 1929-1931 годах по проекту архитектора Андрея Оля, ученика Федора Лидваля. По сути, дом стал экспериментом —коммуной для инженеров и писателей. Что же было на месте строения раньше? На этом месте стоял старый дом с нижним каменным этажом и деревянным верхним. Сохранилось фото дореволюционного строения. Дом был кооперативным и, изначально, он планировался как воплощение идеи о новом быте советского человека, где предполагалась максимальная бытовая сплоченность. Вдоль длинных коридоров шли однотипные двери в небольшие комнаты: для семейных пар — на две койки, для холостых — на четыре. Все остальное — туалеты, душевые, кладовые и комнаты отдыха — было общим. На шести этажах разместили 52 квартиры. Первый этаж отдали под общие нужды: столовую на 200 человек, библиотеку-читальню и детские комнаты. На крыше обустроили террасу — там были солярий, игровая площадка и оранжерея. Предусм
Оглавление

Замечали на ул. Рубинштейна дом, который заметно выделяется на фоне исторической застройки?

Слеза социализма. Автор: Знакомьтесь, Петербург
Слеза социализма. Автор: Знакомьтесь, Петербург

Дом был построен в 1929-1931 годах по проекту архитектора Андрея Оля, ученика Федора Лидваля. По сути, дом стал экспериментом —коммуной для инженеров и писателей.

Что же было на месте строения раньше? На этом месте стоял старый дом с нижним каменным этажом и деревянным верхним. Сохранилось фото дореволюционного строения.

Дорюволюционный дом, который располагался на этом месте.  Источник: citywalls
Дорюволюционный дом, который располагался на этом месте. Источник: citywalls

Дом-коммуна, или «Слеза социализма»

Дом был кооперативным и, изначально, он планировался как воплощение идеи о новом быте советского человека, где предполагалась максимальная бытовая сплоченность. Вдоль длинных коридоров шли однотипные двери в небольшие комнаты: для семейных пар — на две койки, для холостых — на четыре. Все остальное — туалеты, душевые, кладовые и комнаты отдыха — было общим.

На шести этажах разместили 52 квартиры. Первый этаж отдали под общие нужды: столовую на 200 человек, библиотеку-читальню и детские комнаты. На крыше обустроили террасу — там были солярий, игровая площадка и оранжерея. Предусмотрели и комнаты для домработниц — видимо, для полного освобождения от быта.

Фото 1932-41г. Источник: pastvu
Фото 1932-41г. Источник: pastvu

Однако освобождение получилось своеобразным. О личном пространстве и тишине пришлось забыть – звукоизоляции в доме напрочь отсутствовала.

Поэтесса Ольга Берггольц, которая жила в доме с иронией отмечала: «Звукопроницаемость в доме была такая идеальная, что, если внизу, в третьем этаже… читали стихи, у меня на пятом уже было все слышно, вплоть до плохих рифм».

Неудивительно, что в народе дом быстро окрестили «Слезой социализма», а его жителей — «слезинцами». Романтика коллективного быта быстро померкла, особенно когда у молодых пар стали рождаться дети. Оказалось, что общая кухня не может вместить всех хозяек, а пеленки сушить на террасе не очень удобно.

Пришлось импровизировать: жильцы освоили готовку на подоконниках с помощью керогазов и примусов. Выглядело это, наверное, колоритно, хотя вряд ли соответствовало первоначальной идее «светлого будущего». К тому же, это было достаточно пожароопасно, проводка зачастую не выдерживала.

Дом-коммуна в наши дни. Автор: Знакомьтесь, Петербург
Дом-коммуна в наши дни. Автор: Знакомьтесь, Петербург

Любопытно, что официально эксперименты с домами-коммунами были осуждены уже в 1930 году, но этот дом продолжил свою особую жизнь. Лишь в 196-х годах его перепланировали, добавив отдельные кухни и санузлы. Внешне же он остался все той же «Слезой».

Узнаете дом? 1980г. Источник: pastvu
Узнаете дом? 1980г. Источник: pastvu

Ольга Берггольц – одна из жителей дома-коммуны

Ольга Берггольц жила в этом доме на пятом этаже в квартире № 30 с 1932 по 1943 год. Она называла Дом-коммуну инженеров и писателей «самым нелепым домом в Ленинграде».

В ее дневнике есть запись: «Я глядела на наш дом; это был самый нелепый дом в Ленинграде... А потом появилось шуточное, но довольно популярное тогда в Ленинграде прозвище – «Слеза социализма». Нас же, его инициаторов и жильцов, повсеместно величали «слезинцами».

В 1990 году, в день 80-летия Ольги Берггольц, на стене дома открыли мемориальную доску. Над ее скульптурным портретом скульптор Винниченко работал десять лет — с 1979 по 1989 год.

Мемориальная доска Олиги Берггольц
Мемориальная доска Олиги Берггольц

Адрес: ул.Рубинштейна, 7Б