- Ты плохая жена, - заявила свекровь. - Вот почему у нас в холодильнике стоит эта гадость в банке вместо нормального домашнего супа? Это даже не еда...
Мария Петровна держала пластиковый контейнер с готовым супом из супермаркета двумя пальцами, и ее лицо выражало такую степень оскорбленного достоинства, какую я прежде видела только у актрис немого кино.
- И вообще, я заметила, что в последнее время ты совершенно перестала следить за питанием моего сына, - продолжила свекровь. - Андрюшенька похудел, под глазами круги, а все потому, что ты его травишь всякой химией!
- Мария Петровна, - начала я максимально спокойным тоном, каким обычно разговаривают с маленькими детьми, - Андрей сам купил этот суп, потому что ему нравится. А похудел он, потому что начал бегать по утрам.
- Бегать! - она всплеснула руками так драматично, что контейнер полетел обратно в холодильник. - Вот до чего ты его довела! Человек от безысходности бегает! Когда я была молодой, мужчины не бегали, они сидели дома, ели домашнюю еду и были счастливы!
В этот момент в дверях кухни появился сам предмет нашего спора - мой муж Андрей, в спортивных штанах и с полотенцем на шее. Увидев мать, точнее, выражение ее лица, он немедленно попытался развернуться и исчезнуть, но было поздно.
- Андрюшенька!
Мария Петровна бросилась к сыну с такой скоростью, что я невольно подумала, может, ей тоже заняться бегом?
- Посмотри на себя, кожа да кости! Садись немедленно, я сейчас тебе котлеток погрею!
- Мам, я только что поел, - соврал Андрей, бросив на меня умоляющий взгляд.
- Где поел? Что поел? Опять эту отраву из банки?
И тут произошло то, что изменило весь ход моей дальнейшей жизни. В дверь позвонили. Я пошла открывать, радуясь любому поводу сбежать из кухни, и увидела на пороге нашу новую соседку Инну Марковну. Ей было примерно столько же, сколько моей свекрови, но на этом сходство заканчивалось.
Инна была в узких джинсах, белой рубашке и с короткой модной стрижкой, от нее пахло дорогими духами, а не лекарствами и котлетами.
- Простите, что беспокою, - улыбнулась она, - я только что переехала, моя квартира напротив. Не могли бы одолжить штопор? Никак не могу найти, в какой он коробке.
- Конечно! - я впустила ее в прихожую и понеслась на кухню за штопором, где Мария Петровна уже успела усадить Андрея за стол и пихала в него котлету.
- У нас гостья, новая соседка, - объявила я, роясь в ящике.
Мария Петровна немедленно материализовалась в прихожей.
- Здравствуйте, - Инна протянула руку. - Инна Марковна, ваша новая соседка. Рада видеть ровесницу...
- Мария Петровна, - моя свекровь окинула соседку оценивающим взглядом, явно прикидывая, сколько стоят ее джинсы и настоящие ли бриллианты в ушах. - Я хозяйка дома, это мой сын Андрей, это его жена Оля.
- Очень приятно! Какая вы дружные, все вместе живете?
- Нет-нет, - поспешно ответила я, - Мария Петровна живет отдельно, просто часто навещает.
- Каждый день навещаю! - с гордостью уточнила свекровь. - Надо же за молодыми присматривать, а то без меня тут полный бардак будет.
- Как интересно, - Инна повернулась ко мне с легкой улыбкой. - А я вот, наоборот, только недавно научилась не вмешиваться в жизнь своих детей. У меня сын в Лондоне живет, дочь в Москве. Знаете, какое это удовольствие, жить для себя после стольких лет жизни для других?
Мария Петровна слегка напряглась.
- Ну, у всех по-разному. Мне вот совесть не позволяет бросить детей на произвол судьбы.
- Бросить? - Инна рассмеялась. - Да дети от меня сбежали, как только смогли! И правильно сделали. Зато теперь у меня йога, курсы итальянского. И вообще, жизнь кипит. Кстати, Оля, может, кофе выпьем как-нибудь? Мне так не хватает женского общения.
- С удовольствием! - ответила я, вручая ей штопор.
Когда за Инной закрылась дверь, Мария Петровна фыркнула:
- Вот ведь эгоистка! Детей бросила, непонятно где шастает. Небось и мужа нет.
- Почему вы так решили? - спросила я невинно.
- А что ей с мужем делать? Она же только о себе думает! Йога у нее, видите ли. В наше время женщина жила для родных, а теперь что? Джинсы нацепила в свои годы и думает, что помолодела!
На следующий день я специально вышла из квартиры когда увидела в окно, как Инна возвращалась с йоги. Она была в спортивном костюме, с ковриком под мышкой, а выглядела потрясающе.
- О, Оля! Как дела? Свекровь не достает?
Глаза Инны смеялись и говорили, плавали, мол, знаем. Я вздохнула.
- Мария Петровна считает своим долгом контролировать каждый наш шаг.
- Знакомо, - кивнула Инна. - Я сама такой была. А потом поняла, что я просто боюсь остаться никому ненужной. Знаете, что самое смешное? Как только я перестала навязываться, дети сами стали звонить чаще.
Вечером, когда Мария Петровна в очередной раз проверяла содержимое наших кухонных шкафов, я как бы невзначай заметила:
- А Инна Марковна такая интересная женщина. Представляете, в ее возрасте итальянский учит!
- Подумаешь, итальянский, - буркнула свекровь. - Лучше бы суп варить научилась.
- Она прекрасно готовит. Вчера угощала меня тирамису, сама делала. Такая она мастерица...
Мария Петровна замерла с банкой гречки в руках.
- Тирамису? Это что за блюдо такое?
- Итальянский десерт. Очень вкусный. И вообще, мне кажется, она так хорошо выглядит, потому что живет в свое удовольствие. Никого не контролирует, ни к кому не лезет с советами.
- Намекаешь на что-то? - прищурилась свекровь.
- Да нет, просто восхищаюсь. Вот бы мне в ее возрасте так выглядеть и быть такой же независимой.
Следующую неделю я методично подкидывала дровишки в топку свекровиной ревности. То мимоходом упоминала, что Инна ходит на маникюр каждую неделю, то восхищалась ее квартирой, то рассказывала, что она хочет водительские права получить.
Эффект превзошел все ожидания.
Мария Петровна сначала возмущалась и критиковала, потом начала приглядываться к соседке, а через пару недель я застала ее разглядывающей модные журналы в нашей спальне.
- Это что? - спросила я.
- Да так, смотрю, какую ерунду ты читаешь, - соврала она, пряча журнал под подушку. - Глупости всякие тут пишут.
А еще через неделю случилось невероятное, Мария Петровна пришла с новой стрижкой. Не радикально короткой, как у Инны, но явно более современной, чем ее вечная «химия».
- Мам, ты что, в парикмахерскую ходила? - изумился Андрей.
- А что такого? Нельзя, что ли? Между прочим, женщина в любом возрасте должна за собой следить!
Я старательно пряталась за кружкой чая, чтобы не расхохотаться.
А вскоре случилось вот что. Я пригласила Инну на чай как раз в то время, когда должна была прийти Мария Петровна. Свекровь явилась при полном параде, в новом платье, с маникюром и даже с легким макияжем. Инна была в своем обычном стиле, джинсы и кашемировый джемпер.
- Как я рада вас видеть, Мария Петровна! - улыбнулась Инна. - Оля рассказывала, как вы заботитесь о молодых. Это так трогательно!
- Да что вы, - смутилась свекровь. - Это же естественно для матери.
- Знаете, я своего сына тоже опекала, - призналась Инна. - А потом он сказал: «Мама, я тебя люблю, но мне нужно жить своей жизнью». И знаете что? Он был прав. Зато теперь, когда мы встречаемся, нам есть о чем поговорить, кроме того, что он ел на обед.
Мария Петровна задумалась.
- А вы часто видитесь?
- Езжу иногда к нему, ходим в театры, рестораны, на выставки. Он мне весь Лондон показал. А когда он жил в нашем городе, я каждый день к нему ездила с кастрюлями, но мы только ругались.
Я наблюдала, как в голове моей свекрови происходит тектонический сдвиг. Для нее открывался новый чудный мир...
- А вам не скучно? Одной-то?
- Скучно? - Инна рассмеялась. - Да мне времени на все не хватает! Скоро еду в Венецию. Кстати, не хотите составить компанию? Вдвоем веселее, и отель дешевле выйдет.
Мария Петровна приоткрыла рот от удивления.
- В Венецию? Я? Но как же...
- А что? Вы же не прикованы к плите? Оля прекрасная хозяйка, Андрей взрослый мужчина. Неделька в Венеции - это так освежает!
Я затаила дыхание.
- Я подумаю, - медленно произнесла Мария Петровна.
Она думала пару дней, а потом купила билет.
И представляете? Она поехала. Моя свекровь, которая считала преступлением оставить нас без своего супа, уехала в Венецию на неделю. А вернулась другим человеком, загорелая, с ворохом рассказов и кучей фотографий.
- Оленька, - сказала она мне через месяц после поездки, - я тут подумала... Может, я правда слишком часто к вам хожу? Может, вам иногда хочется побыть вдвоем?
- Мария Петровна, мы всегда вам рады, - ответила я дипломатично. - Но если у вас появились свои планы...
- Да я тут в бассейн записалась. И Инна зовет в книжный клуб.
***
Теперь Мария Петровна приходит к нам на воскресные обеды. Приносит не кастрюлю супа, а бутылку хорошего вина или итальянские пирожные. Рассказывает о прочитанных книгах и планирует следующую поездку.
А недавно я услышала, как она говорит по телефону своей подруге:
- Нет, Люда, это неправильно, что ты к дочери каждый день ездишь. У молодых должна быть своя жизнь. Вот запишись лучше на суставную гимнастику, я тебе адрес дам...
Андрей до сих пор не может поверить в произошедшую метаморфозу.
- Что ты сделала с моей мамой? - спрашивает он.
- Познакомила с Инной, - честно отвечаю я.
А про себя думаю: спасибо, Инна Марковна. Ты спасла мой брак, мои нервы и, как ни странно, мою свекровь🔔ЧИТАТЬ ЕЩЕ👇