Найти в Дзене
Auto People

Змей-искуситель: история Shelby GT500 Super Snake, самого мощного автомобиля 60-х

Оглавление

Шестидесятые годы XX века – это не просто десятилетие. Это целая эпоха, окрашенная в хром, пахнущая жженой резиной и звенящая ревом многолитровых V8. Это было время, когда американские автопроизводители, охваченные настоящей лихорадкой, вступили в беспощадную «войну лошадиных сил». Цель была проста и амбициозна: сделать запредельную мощность доступной для простого обывателя. Так родилась легенда маслкаров. Но даже в этой гонке вооружений был один автомобиль, который стоял особняком. Проект, настолько дерзкий и экстремальный, что его показатели впечатляют даже сегодня, а его история больше похожа на миф.

Shelby GT500 Super Snake
Shelby GT500 Super Snake

Имя этому мифу – Ford Shelby Mustang GT500 Super Snake 1967 года. Это был не просто самый мощный автомобиль своего времени. Это был абсолютный хищник, вершина пищевой цепи, ставший со временем настоящим «Святым Граалем» для коллекционеров.

Рождение легенды: когда GT500 стало недостаточно

Кэрролл Шелби, бывший гонщик и гениальный конструктор, уже к середине 60-х заработал себе репутацию человека, который знает, как заставить автомобили ехать не просто быстро, а умопомрачительно быстро. Его философия была проста: взять хорошее шасси и установить в него самый большой и мощный двигатель, какой только возможно. Так изящный британский AC Ace превратился в брутальную Cobra, а популярный Ford Mustang – в икону производительности Shelby GT350 и GT500.

Интерьер Shelby GT500 Super Snake
Интерьер Shelby GT500 Super Snake

Модель GT500 уже была серьезной заявкой на успех. Под ее капотом урчал огромный 7-литровый V8 "Police Interceptor", который после доработок в ателье Shelby выдавал внушительные 355 лошадиных сил. Но для Кэрролла Шелби этого было мало. Он смотрел не на дороги общего пользования, а на гоночные треки. Его настоящей страстью были гонки, и именно оттуда он решил позаимствовать сердце для своего нового, самого смелого творения.

Сердце чемпиона: двигатель от покорителя Ле-Мана

Для проекта "Super Snake" Шелби не стал довольствоваться серийными моторами Ford, даже с учетом своих фирменных модификаций. Он пошел ва-банк. В качестве донора силового агрегата был выбран не кто иной, как легендарный гоночный болид Ford GT40 Mk.II – автомобиль, который в 1966 году унизил Ferrari на их родном поле в Ле-Мане, заняв весь подиум.

Двигатель Shelby GT500 Super Snake, самого мощного автомобиля 60-х
Двигатель Shelby GT500 Super Snake, самого мощного автомобиля 60-х

Под капот уникального Mustang был установлен тот самый гоночный двигатель – 7-литровый 427 FE V8. Но это был не просто 427-й блок. Это была его самая экстремальная гоночная версия, построенная с применением технологий, недоступных для серийных машин:

  • Алюминиевые головки блока цилиндров, снижавшие вес и улучшавшие охлаждение.
  • Кованые поршни и шатуны Le Mans, рассчитанные на запредельные нагрузки 24-часовой гонки.
  • Система смазки с «сухим картером» (в некоторых гоночных спецификациях), предотвращавшая масляное голодание в скоростных поворотах.
  • Огромный карбюратор Holley для подачи топливовоздушной смеси в ненасытную пасть мотора.

В Ford GT40 этот двигатель развивал 485 л.с., но для Super Snake его форсировали еще сильнее. Хотя точные цифры до сих пор являются предметом споров, по данным аукционного дома Mecum, который продавал этот автомобиль, мощность составляла около 600 лошадиных сил, а крутящий момент достигал отметки примерно в 644 Н*м. В 1967 году такие цифры для дорожного автомобиля звучали как научная фантастика.

Миссия для Goodyear: необычный тест-драйв на 274 км/ч

Появление на свет «Супер Змея» не было исключительно инициативой Шелби. Проект родился в партнерстве с шинным гигантом Goodyear. Компания как раз выводила на рынок новую линейку шин под названием "Thunderbolt" и хотела провести громкую рекламную акцию, продемонстрировав их выносливость. Но была одна загвоздка: эти шины позиционировались как «экономичные» и имели довольно узкий профиль.

Идея заключалась в том, чтобы доказать: даже такие шины способны выдержать экстремальные нагрузки. Для этого нужен был самый быстрый и мощный автомобиль, и Кэрролл Шелби с его новым творением подходил идеально.

Колеса Shelby GT500 Super Snake
Колеса Shelby GT500 Super Snake

Демонстрационный заезд проходил на 8-километровом овальном треке Goodyear в Техасе. Сам Шелби сел за руль, чтобы проехать 500 миль (около 805 км) со средней скоростью, доказывающей надежность шин. Во время этого теста Super Snake показал свой истинный характер. Автомобиль смог развить максимальную скорость в 170 миль в час, что эквивалентно 274 км/ч.

Вдумайтесь в эту цифру. 1967 год. Дорожный автомобиль на узких гражданских шинах, построенный на базе серийного купе, мчится со скоростью, которая и сегодня доступна далеко не каждому спорткару. Этот факт делает достижение еще более впечатляющим. Остается лишь гадать, на что был бы способен Super Snake, будь он «обут» в настоящие гоночные слики. Возможно, отметка в 300 км/ч была бы вполне достижима.

Цена могущества: почему «Супер Змей» остался единственным

Успех теста вдохновил Шелби на создание ограниченной серии из 50 таких автомобилей. Однако экономика оказалась безжалостной. Стоимость одного только гоночного двигателя 427 FE была заоблачной. Итоговая цена на Shelby GT500 Super Snake составила бы около 8 000 долларов.

На первый взгляд, сумма не кажется большой. Но давайте поместим ее в контекст 1967 года. Обычный Shelby GT500 стоил около 4 200 долларов. Легендарная Shelby Cobra 427, сама по себе икона мощности, продавалась за 7 500 долларов. «Супер Змей» оказывался дороже самого экстремального спорткара в линейке.

Shelby GT500 Super Snake – вид сзади
Shelby GT500 Super Snake – вид сзади

Для анализа важна покупательная способность: за 8 000 долларов в те годы можно было купить два стандартных Mustang и еще остались бы деньги. Шелби понял, что найти 50 покупателей, готовых выложить такую сумму за Mustang, пусть и с гоночным сердцем, будет невозможно. Проект был свернут, и единственный построенный прототип стал уникальным артефактом.

«Народный чемпион»: Chevrolet Camaro ZL1

Пока Super Snake оставался недостижимым мифом, главный конкурент Ford, концерн General Motors, не сидел сложа руки. Дилеры и гонщики требовали от Chevrolet более мощных Camaro, но корпоративная политика GM запрещала установку двигателей объемом свыше 6,6 литра (400 куб. дюймов) на среднеразмерные автомобили.

Решение было найдено через систему COPO (Central Office Production Order) – лазейку для корпоративных и специальных заказов. В 1969 году через эту систему был создан Chevrolet Camaro ZL1. Под его капотом скрывался 7-литровый V8 L88, который формально предназначался для гонок.

  • Двигатель: 7.0-литровый (427 куб. дюймов) ZL1 V8
  • Заявленная мощность: 430 л.с.
  • Крутящий момент: 610 Н*м
Chevrolet Camaro ZL1
Chevrolet Camaro ZL1

Хитрость заключалась в том, что Chevrolet намеренно занижала показатели мощности, чтобы не привлекать внимание страховых компаний и корпоративных боссов. В реальности, после базовой настройки, эти моторы легко выдавали более 500 лошадиных сил. Всего было выпущено 69 таких автомобилей, и Camaro ZL1 по праву считается самым мощным серийно доступным маслкаром 60-х годов.

Наследие и астрономическая ценность

Хотя Super Snake так и не пошел в серию, его наследие живо до сих пор. Имя "Super Snake" стало синонимом запредельной, ультимативной мощности. Современное ателье Shelby American продолжает выпускать пакеты доработок Super Snake для Mustang и пикапов F-150, мощность которых сегодня переваливает за 800 л.с.

А что же тот самый, единственный экземпляр 1967 года? Он стал жемчужиной частных коллекций. Каждый раз, когда этот автомобиль появляется на аукционе, он устанавливает новые рекорды:

  • 2013 год: продан на аукционе Mecum за 1,3 миллиона долларов.
  • 2019 год: продан на том же аукционе уже за 2,2 миллиона долларов, что по курсу на момент написания статьи составляет 173 976 000 рублей.

Дважды он становился самым дорогим Mustang, когда-либо проданным на аукционе, каждый раз побивая свой собственный рекорд.

Редкие автомобили обладают высокой коллекционной ценнностью
Редкие автомобили обладают высокой коллекционной ценнностью

В заключение отметим: Shelby GT500 Super Snake – это не просто автомобиль. Это памятник эпохе, когда инженеры не были скованы экологическими нормами и маркетинговыми исследованиями. Это чистое, дистиллированное воплощение идеи мощности ради мощности. Он доказал, на что способен серийный автомобиль, если в его грудь поместить сердце настоящего гоночного чемпиона. И пусть он так и остался в единственном экземпляре, его рев до сих пор эхом отдается в истории мирового автопрома.