Дорогой мой человек. СССР, 1958. Режиссер Иосиф Хейфиц. Сценаристы Юрий Герман, Иосиф Хейфиц (по мотивам романа Юрия Германа «Дело, которому ты служишь»). Актеры: Алексей Баталов, Инна Макарова, Пётр Константинов, Юрий Медведев, Берта Виноградова, Леонид Быков, Борис Чирков, Иван Переверзев и др. 32,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Иосиф Хейфиц (1905–1995) поставил около трех десятков фильмов разных жанров, многие из которых («Горячие денечки», «Весна в Москве», «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья», «Салют, Мария!», «Единственная», «Впервые замужем») вошли в число самых кассовых советских кинолент.
Драма «Дорогой мой человек» – вторая (после «Единственной») по популярности лента Иосифа Хейфица, собравшая целый букет ярких актеров.
В связи с выходом на экраны «Дорогой мой человек» журнал «Искусство кино» организовал на своих страницах кинокритическую дискуссию.
Так киновед Тамара Богорова весьма позитивно оценила эту картину, подчеркнув, что она «вносит свой вклад в поиски современных образов, поднимает важные вопросы современного искусства. Подобно любимому герою авторы идут по трудному пути. Они дают бой тем поверхностным, ремесленным, а порой и ложнозначительным произведениям, в которых подлинный герой нашей действительности подменяется надуманной схемой или нарочито принижается в бытовых подробностях. Не все в фильме удалось одинаково, не все поставленные задачи решены. Но, думая о картине в целом, приходишь к выводу, что фильм волнует, будит чувства, призывает следовать примеру героев. Картина стоит в ряду произведений, ищущих в искусстве выражения героической сущности нашего прекрасного времени» (Богорова, 1958: 96).
Однако киновед Нея Зоркая (1924-2006) подошла к «Дорогому моему человеку» гораздо строже, отметив, что «когда сравниваешь новую картину И. Хейфица с прежними работами, видишь, что ей недостает той прекрасной, благородной цельности, которая свойственна лучшим его созданиям. В фильмах этого режиссера обычно сама правда характеров, ярких и крупных, правда человеческих судеб, увлекательных и типичных, рождала поэтические обобщения. … В новом же фильме, поставленном И. Хейфицем, часто лирический голос режиссера звучит одиноко, словно обособленно от того, что реально происходит на экране; замысел и воплощение, отношение художника к происходящему и само действие, события и характер героя оказываются существующими «порознь». Когда они сливаются — в картине возникает глубокая художественная правда. Когда расходятся — фильм становится в чем-то декларативным, в чем-то прозаичным; образуются пустоты... Это совсем нс похоже на Хейфица, но, к сожалению, в картине «Дорогой мой человек» дело обстоит именно так. … В последнее время наше кино стало успешно избавляться от иллюстративности, столь вредившей ему еще не так давно. Во всем, что касается противопоставления двух типов людей — творцов и приобретателей, честных тружеников и рвачей, фильм И. Хейфица воскрешает губительный для искусства иллюстративный подход к образу. Удар нанесен оттуда, откуда и ожидать его казалось невозможным. И это особенно обидно. … Замысел фильма о коммунисте — представителе нового, советского поколения — в картине воплощения нс получил. И об этом надо говорить прямо. Иосиф Хейфиц относится к числу художников, для которых снисходительность в оценках может быть лишь обидна» (Зоркая, 1958: 83-89).
Спустя четверть века кинокритик Юрий Богомолов (1937-2023) писал, что «биография Владимира Устименко — героя картины «Дорогой мой человек» — восходит к довоенным 30–м годам, включает войну и заключена уже послевоенной мирной повседневностью. И в картине режиссер остается верным своим художественным принципам — давать человека в непосредственных связях с историческими и житейскими реалиями, быть предельно точным в воссоздании нюансов и подробностей атмосферы того или иного времени. Мы ощущаем смену настроений картины: лирическая интонация в начале, спокойная, без ложной патетики героика фронтовых будней в военной части картины и поэзия нравственного стоицизма в заключительной. Для режиссера очень важен момент последовательности биографии героя, проведенной как бы через три разные эпохи. … Нравственность не может быть двусмысленна. На ее однозначности настаивает Владимир Устименко опытом своей жизни. И как бы ни был счастлив конец этого сюжета, осадок горечи и драматизма не оставляет нас и после самой развязки. Это потому, что авторы затронули очень важные моменты нашего духовного развития. … Не так просто проводить границу между светом и тенью. Кинематограф уже тех лет угадывал эту непростоту, но не всегда ясно мог дать отчет в противоречивых процессах, так тягостно осложнявших жизнь дорогих нам героев» (Богомолов, 1986).
Сегодня этот «оттепельный» фильм – довольно частный гость российских телеэкранов, и зрители продолжают о нем спорить:
«За»:
«Фильм «Дорогой мой человек» самый мой любимый! Если есть на свете люди, которые верят в любовь, то это фильм напоминает людям что любовь есть» (С. Иванов).
«Фильм–шедевр отечественного кинематографа. Его надо чаще показывать по телевидению для нашего поколения» (Раиса).
«Против»:
«Не знаю, за что поколение моих родителей так уж боготворило этот фильм. При всём моём уважении к Герману как писателю, к Хейфицу как режиссёру, а к Баталову как актёру, я не считаю, что фильм заслуживает таких уж восторженных откликов. Какой–то он сумбурный, а поступки главных героев не всегда адекватны. … Да и постоянные апелляции к партбилету и партийной совести под конец становятся просто невыносимы. Да, я понимаю, время было такое. Но ведь в той же второй половине пятидесятых был снят ряд настоящих киношедевров, где партийная тема не звучала так уж навязчиво. Хотя, возможно, вся эта сумбурность и неадекватность как раз и отражает тот факт, в котором авторы фильма не могли тогда и не имели права признаться – что медицина, как служение высшим идеалам гуманизма – вообще не совместима ни с какой идеологией, а тем более с коммунистической» (Е. Гейдрих).
«Убогий фильм с однобокими персонажами: "отличником" Володей Устименко, "хорошисткой" Варей, "плохишом" братом Вари. Никакого развития характеров героев на протяжении всего фильма. Добротная советская агитка: нам хорошо в стране советской жить без лекарств, без удобного жилья, без любви и прочих земных радостей» (Фла).
Киновед Александр Федоров