А не спеши ты нас хоронить,
А у нас ещё здесь дела,
У нас дома детей мал мала,
Да и просто хотелось пожить
Вот уж никогда не думала, что буду петь эту песню в полицейском участке мальтийской столицы, но в тот день почему-то именно она пришла на ум. Я первый раз её услышала в Алматушечке на концерте Чайфов, ей тогда все подпевали, а я слов не знала. Теперь вот они всплывали сами собой:
А лучше дай нам дотанцевать,
А лучше дай нам песню допеть...
Полицейские поинтересовались: а о чём вы поёте? А о том, что никому не позволю похоронить то, что я люблю. Перевод несколько вольный, но ведь по сути же...
Итак, продолжаю (как обычно по просьбам читателей) публиковать свои "додзеновские" записки, так что представьте, что у нас сейчас осень 2022 года.
Я - директор Русского Дома в Валлетте - в те дни ходила в полицию как на работу и писала заявления: то что-то подбрасывали, то чем-то обклеивали, то банально угрожали. Меня в участке уже узнавали в лицо и даже здоровались при встрече на улице (!)
Каждое воскресенье украинской общиной в Валлетте организовывались масштабные акции, после которых для участников было просто каким-то особым кайфом устроить пакость у нашего центра. Но в этот раз незалежанцы и вовсе переплюнули самих себя: в своих чатах всерьёз стали обсуждать проведение "похорон росской культуры и русского центра" в день, когда у нас собирались дети на традиционный осенний праздник.
Предлагалось ни много ни мало, как после основного митинга пройти процессией по городу с похоронными венками и свечами и оставить их под нашими дверьми. Вроде как похоронить нас заживо. Вот представьте, выходят дети из центра, а тут это всё...
Узнали мы о планах из интернета, потому как никто особо и не собирался ничего скрывать. Обсуждали так запросто: а что лучше написать, чьи портреты в чёрных рамках разместить, какие свечи поставить, чтобы не задувало, октябрь всё-таки, ветра. Одним словом, отрывались как могли.
Я в очередной раз отправилась в полицию, где меня в очередной раз вежливо выслушал молодой человек, в очередной раз задавая дежурные вопросы, хотя нет, один из них был непривычным:
- А откуда на Мальте столько русских детей? Они приехали с родителями?
- Нет, они здесь родились.
- То есть они мальтийцы?
- Ну, да, конечно.
- А почему тогда они ходят к вам, в РУССКИЙ центр?
- Потому, что у них русские матери, и ребята ходят изучать русский язык. Кстати, среди них есть усыновлённые мальтийскими семьями из России, в этом случае они обязаны изучать русский по условиям усыновления.
- Получается, они граждане Мальты?
- Да. В отличие от тех, кто их травит.
- Пожалуйста, подождите меня, я сейчас вернусь.
Он ушёл, а я осталась ждать. Время шло, ничего не происходило, я прочитала все сообщения, принялась за новости, а потом (сама не знаю почему) начала тихонечко напевать:
А не спеши ты нас хоронить,
А у нас ещё здесь дела,
У нас дома детей мал мала,
Да и просто хотелось пожить
Дверь распахнулась, и в ней возник какой-то полицейский начальник.
- О, мадам, я впервые вижу, чтобы при подаче заявления пели.
- А что делают обычно? Плачут?
- Ну, по-всякому бывает... К делу, мадам, вы можете не опасаться никаких эксцессов в это воскресенье. ИМ всё сказали и предупредили, чтобы ВПРЕДЬ ОНИ ДУМАЛИ перед тем, как что-то предпринимать. Но в любом случае мы выставим на этот день пост рядом с вашим центром. Всего доброго, мадам.
Он исчез так же молниеносно, как появился.
- А о чём вы пели, мадам? - поинтесовался молодой полицейский, принимавший у меня заявление.
- О том, что никому не позволю похоронить то, что я люблю.
- Красивая песня и ( через паузу)... правильная.
Я поблагодарила и вышла на улицу. Осень в тот год была очень тёплая.
О том, что было потом, я написала в Телеграм тогда, ещё до Дзена:
"Мы долго думали, как объяснить детям присутствие полицейских в тот день, когда нас собирались "хоронить". Решили не уподобляться нашим жовто-блакитным "друзьям" и не делить людей и культуры на национальности. Сказали просто: хорошая полиция защищает нас от плохих людей, которые хотели нам помешать встретиться с вами. Дети были в восторге, выходили к двери, чтобы ещё раз убедиться, что их охраняет полиция, и что плохие люди её испугались.
И вот теперь дети вместе с мамами решили угостить полицейских нашим фирменным яблочным пирогом. Милая мамско-детская колонна всю дорогу привлекала к себе внимание туристов. Ну, ещё бы: впереди большая тётя с такой же большой коробкой, а следом за ней малепусики, щебечущие на разных языках. Замыкали всё это действо мамочки, время от времени вылавливавшие кого-то из отстававших.
Сказать, что полицейские удивились - не сказать ничего. Здесь уже привыкли, что появление директрисы из Русского центра влечёт за собой очередное не самое приятное разбирательство. А тут дети, дамы, приятные во всех отношениях, пирог, улыбки, аплодисменты. Но полиция - всегда полиция, и они быстро сориентировались.
Дети были в полном восторге. Они познакомились с настоящими полицейскими, им показали отдел, рассказали о том, как именно надо бороться с плохими людьми. Дети на всё это очень живо реагировали, а наша бойкая маленькая блондинка даже попыталась применить наручники в действии. Посмотрите на фотографии, там всё так ясно отражено.
На этом в истории можно было бы поставить точку, но она не получилась. Сегодня мы опять сдирали с двери Центра пакостную наклейку. Кстати, профессионально сделанную самоклейку. Демонстрировать не буду - не терплю мат ни на одном из языков.
Октябрь 2022 года
Ещё немного о том, как мы жили тогда:
И как себя ощущали: