Тема: Главные члены предложения.
Цели:
1. Познакомиться с гласными членами предложения.
2. Научить находить их в тексте.
Оборудование:
Ход урока:
1. Словарные слова:
кабан каникулы картофель
кабинет капуста кастрюля
калейдоскоп карабкаться катало́г
календарь карандаш катушка
каллиграфия карась кварта́л
калоши карикатура квартира
каморка карман килограмм
канава карниз километр
канал картина кипятить
канарейка картон кипяток
Калейдоскоп — это оптический прибор для рассматривания разноцветных симметричных узоров. В основном используется как игрушка.
Калоши - непромокаемые накладки, которые надевают на обувь, чтобы защитить её от промокания и грязи. Калоши и галоши — разные варианты одного и то же слова.
Каморка - маленькая тесная комната или чулан.
Карикатура — это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением по мнению некоторых неприятных, ужасных черт.
- Записать слова под диктовку. Разобрать значения некоторых слов.
2. Диктант:
Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча.4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный2порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.
3. Работа над новым материалом.
- Вернёмся к тесту диктанта.
Темнеет, хмурится небо. - О чём говорится в предложении? (О небе) Что? Небо. - это подлежащее.
Небо (что делает?) темнеет, (что ещё делает?) хмурится — это сказуемое.
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает субъект, то есть действующее лицо, предмет или явление, о которых говорит автор фразы. Подлежащее отвечает на вопросы кто7 или что? Обратите внимание, подлежащее всегда выполняет действие само. Этот факт отличает его от других членов предложения, которые могут испытывать действие на себе.
Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или свойство предмета, выраженного подлежащим. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? Или что сделает?
Разберём остальные предложения:
Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения и выражают его главную мысль.
Набежала мрачная туча. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный2 порыв ветра закружилпыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям первые крупные каплидождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они составляют его основу, в которой заключена главная мысль предложения.
Ну а теперь попробуем применить полученные знания на практике:
Упражнение 1
Найдите подлежащее и сказуемое в следующих предложениях:
- Солнце светит ярко.
- Дети играют во дворе.
- Ветер качает деревья.
- Кошка ловит мышь.
- Учитель объясняет правило.
Ответ:
- Солнце светит ярко.
- Дети играют во дворе.
- Ветер качает деревья.
- Кошка ловит мышь.
- Учитель объясняет правило.
Упражнение 2
Составьте предложения, выделив грамматическую основу. Попробуйте составить предложения различные по цели высказывания:
- (кто?) птицы — (что делают?) поют
- (что?) дождь — (что делает?) идёт
- (кто?) ученики — (что делают?) учатся
- (что?) цветы — (каковы?) красивые
Ответ:
В ветвях деревьев поют птицы.(повествовательное)
На улице идёт дождь? (вопросительное)
Ученики учатся прилежно. (повествовательное)
Какие красивые цветы! (восклицательное)
Упражнение 3
- Исправьте ошибки в определении главных членов:
- В саду растут (подлежащее) красные яблоки.
- Сыплет черёмуха(сказуемое) снегом.
- Ворона видит сыр (подлежащее)
Ответ:
В саду растут красные яблоки (подлежащее)Сыплет (сказуемое) черёмуха снегом.
Ворона (подлежащее) видит сыр.Подлежащее и сказуемое взаимно связаны между собой. Можно поставить вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.Упражнение 4
Спишите предложения, подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое — двумя:
Весной природа пробуждается от сна.
Маленькие котята играют с клубком.
Старый дуб стоит в лесу.
Ответ:
Упражнение 5
Подчеркни подлежащее в предложениях, укажи чем оно выражено
1. Двое ребятишек носились вокруг стоящего в центре круглого стола
2. Кто звонил вам?
3. А на берегу вовсю льет дождь и стучит по крову шатра.
4. Я поднялся на верх и положил рыбу на траву.
5. Три книги лежали на полке.
6. К месту сбора шло много народу
7. Несколько женщин ходили по площадке.
8.Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало.
9. Глупца ничто не научит
Ответ:
1. Двое ребятишек носились вокруг стоящего в центре круглого стола
2. Кто звонил вам?
3. А на берегу вовсю льет дождь и стучит по крову шатра.
4. Я поднялся на верх и положил рыбу на траву.
5. Три книги лежали на полке.
6. К месту сбора шло много народу
7. Несколько женщин ходили по площадке.
8.Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало.
9. Глупца ничто не научит.
Итог:
- Что такое главные члены предложения?
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.
Ответ:
1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.
Задание 2
Составь предложение, в котором подлежащим является словосочетание:
1. Ряд домов,
2. Несколько женщин.
Ответ:
Вдалеке виднелся ряд домов.
Несколько женщин стояли у обочины.
Видео урок можно посмотреть по ссылке: