Найти в Дзене

Особенный ребенок с редким умением искренне сочувствовать и сопереживать

Оглавление

И вообще, такого жалостливого человека давно не встречали ни я, ни мои дорогие коллеги-педагоги, которые работают со мной в специализированном учреждении для детей с особенностями развития.

Одновременно со мной удивлялись и воспитатели, работающие в стационаре, где лежал этот мальчик, и педагоги-специалисты, которые вели у него коррекционные занятия, и мы - педагоги-кружководы (к нам в кабинет он ходил на творческие занятия… впрочем, как и все остальные ребята).

И, каждый раз сталкиваясь с некоторыми "проявлениями" этого ребенка, окружающие и умилялись, и вздыхали, и качали головами. А некоторые - даже по-доброму (или не очень) посмеивались. Но все как один задумывались: откуда это у него?

Ну, правда!

Сейчас и так редко встретишь человека, способного сопереживать и сочувствовать, даже среди обычных взрослых людей. А слово "сострадание" - так вообще, наверное, стало архаизмом.

Ну а в детском обществе (в школах и садах) - боюсь, над такими чуткими "лапочками" сейчас просто смеются и прикалываются, а добрых и жалостливых детей принимают за слабаков и слюнтяев. Жаль, но, глядя на большинство детей и подростков, которые окружают меня (на улице, в магазинах, в транспорте или еще где-нибудь), невольно делаю для себя такие выводы.

Но, по приятному стечению обстоятельств, такой ребенок попал на трехнедельный курс к нам в учреждение и "приправил нашу чугунную повседневность цветочными эмоциями"!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мальчик С.

Ребенок из стационара, 9 лет, ментальные нарушения.

Миленький, худенький, бледненький, изящный и прямо "кисейный" мальчишечка!

Отлично разговаривает, всё-всё понимает, а любое начатое дело - старается сделать до конца и качественно!

Но не без достоинства и собственного мнения! Например, если он не хочет выполнять какое-то задание на занятии или чью-то просьбу, он честно и вежливо скажет:

- Извините, но я пока не хочу. Можно я пока не буду?

И мы, конечно же, разрешаем. Потому что точно знаем, что в следующий раз мальчик С. всё сделает как надо и даже больше.

А потом еще и спросит, а не обиделся ли никто на него за прошлый раз. Точно не обиделись? Правда не обиделись? А я же хороший? А надо еще раз просить прощения или меня уже простили?

А вот с учебными навыками - беда

Читает - очень плохо, по слогам. Да и сами слоги меняет или пропускает. И пишет плохо, "зеркалит", путает похожие буквы.

И с математикой - тоже всё печально. Не может совершать самых простых арифметических действий даже в пределах десятка.

В школе учится, но состоит на домашнем обучении.

Со слов мамы...

Да, в отделении он лежал с мамой, несмотря на довольно солидный возраст и на то, что он вполне может сам себя обслуживать. Мама - просто очень тревожный человек и сильно за него беспокоится.

Вдруг его кто-то оскорбит, обидит, а рядом не будет человека, который его поддержит? А он - такой весь тонкий-звонкий-прозрачный, не сможет себя сам защитить.

Или он постесняется сообщить чужим людям о какой-нибудь проблеме которая его беспокоит, он же такой стеснительный... Он даже однажды, когда еще был в садике, постеснялся сказать воспитательнице о том, что у него болела голова и тошнило! А потом ему стало совсем плохо и - только тогда вызвали маму. И только тогда выяснилось, что у него был сильный жар и всякие "характерные симптомы".

В общем, мама - она и есть мама! Со всеми её чувствами и переживаниями!

Мальчик С. в игровой комнате

Играет - практически только с малышами. Хотя, может быть, просто вынужден был, т.к. в смене попались в основном дети 2-6 лет и трое подростков, которые его к себе не звали, а он - и не навязывался.

Но "мелкие" его принимали с радостью, и ему было приятно.

И однажды, один из его маленьких дружков, гоняясь по комнате, зацепился ногой за ковер и… гулко шлёпнулся. И зареве-е-ел!

Мама малыша - оказалась очень строгой. Она не стала его поднимать и сюсюкать, а наоборот, сказала ему:

- А ну вставай! Сам! Не реви, ты же мужик!

Но зато к нему на помощь бросился наш мальчик С.! И поднял, и обнял, и стал уговаривать его не плакать… А ребенок - вжался лицом в него и заревел еще сильнее! (ну, правильно, вполне ожидаемый ответ на проявленное внимание)

Мама - цыкала, качала головой и говорила:

- Эээ, как тебе не стыдно, нюня!

А ей мальчик С. ответил:

- Он же ваш маленький! И ему больно! Почему вам не жалко?

Маме конечно жалко, что её сынок упал и испугался. Но, такие у неё методы воспитания "мужика", которые, между прочим, не лишены смысла! (смысла, которого нашему мальчику С. пока не понять).

Мальчик С. в столовой

Кушает хорошо, аккуратно. Но иногда не хочет доедать котлету или вылавливает из супа или из бигуса кусочки мяса.

А потом говорит:

- Мам, мам, ты пакетик взяла? Я вот этот кусочек сам съем, а тот - в пакетик положим. А когда пойдем гулять - собачке отдадим, да?

А мама - из чувства солидарности, тоже откладывает что-нибудь для собачки. И ведь на самом деле они потом во время прогулки угощают нашу местную Жульку.

Воспитатель, конечно, говорила ему, что Жулька не голодает, что многие ей приносят угощения, но мальчик С. настаивал:

- Нет, она не домашняя, пусть покушает и порадуется.

Мальчик С. у меня на занятии

Проводила я ПЛАНОВОЕ групповое познавательное занятие, посвященное животным (с использованием компьютера).

И был там такой блок заданий: в центре экрана - какое-нибудь животное (дикое или домашнее), а вокруг него - разные виды еды: орешки, яблоки, косточка, рыбка и т.д.

Например, если в центре экрана барашек - то надо кликать картинку с сеном. И, если правильно ответил, картинка пропадает (ну, т.е., барашек съел сено). А если кликнуть на рыбу - ничего не изменится. Значит, ответ неверный.

Ребята по очереди выполняли задания, каждому доставался свой зверь, "наудачу".

А мальчику С. досталась... ЛИСА!

А среди "картиночек с едой" оказался единственный правильный ответ - ЗАЯЦ (ну, лисица ведь не будет лакомиться цветочками, пшеном и бананами).

Но мальчик С. - смотрит на экран грустными глазами, молчит и вовсе не спешит кликать на правильный ответ.

А другие ребята (постарше) - думают, что он просто не знает ответ, подталкивают, подсказывают:

- Эй, давай зайца, не тупи!

И мальчик С. - наклонился, заплакал и, всхлипывая, сказал:

- Нет, не надо зайку съедать! Пожа-а-алуйста!

Не стал он отдавать зайку на съедение лисе, а я - быстренько перевела на другую картинку. И хорошо, что там была белка, а не какой-нибудь волк.

И в тот момент мне почему-то вспомнился герой детского рассказа Зощенко, который плакал, когда пели песенку о сереньком козлике, которого съели и оставили рожки на ножки…

Аааа, вот откуда ноги растут!

Не "рожки да ножки", а те милые черты мальчика С. (Но это не точно)…

Короче, это было совсем-совсем недавно!

Сидим с мальчиком С. на индивидуальном занятии, никого не трогаем, делаем из бумаги собачку-оригами, и тут… о ужас!

Вижу на нашем оконном стекле… осу! Осенью! Да, понимаю, еще относительно тепло, но ведь не лето! Даже отопление дали! Правда, в кабинете настолько жарко, что приходится окна открывать.

Ахтыж, незадача: дырочка маленькая в москитке! Точно, дело в ней!

И у меня точно не глюки, ведь мальчик С. - тоже её видит, осу эту! Спасибо, что она (оса) была не очень "прыткой и вёрткой", какими обычно они бывают.

А я - ооочень боюсь ос! (я об этом уже писала давно-давно)

И, как назло, моя соседка по кабинету, которая не боится ос, уехала в тот день на выездное мероприятие. Ыыыы!

Мальчик С. - вроде как не испугался осы, но… риск велик! В общем, уже наученная неприятным опытом, аккуратненько поднимаюсь из-за стола. А потом - хватаю мальчика С. за руку, и мы вместе убегаем из кабинета.

А в коридоре - мама мальчика С.

На этот раз, мальчик С. - сам маме рассказал, почему мы "резко вышли" ДО окончания занятия.

А мама мне:

- А чего её бояться? Она же маленькая и безобидная. Ну, пойдемте, покажите мне её!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Заходим… Оса - всё сидит! Попой своей жалоносной тихонько помахивает.

Мама - подходит к окну, сама берёт с батареи чистую сухую тряпочку (ветошь).

Спрашиваю:

- ЗадАвите её прямо тряпкой? Или могу туфлю дать...

А мама - глаза округлила:

- Да вы что? Разве так можно?! Нет-нет, ни в коем случае!

Аккуратненько ловит осу в тряпку - и складывает уголки будто бы "мешочком". А потом говорит:

- Мммм, нет, не получится в эту дырочку в сетке выпустить… Пойду-ка я её на улицу выпущу, с крылечка. А вы - как раз спокойно дозанимаетесь, хорошо?

Да просто замечательно! Спасибо доброму человеку за спасение!

И мне стало понятно, в кого наш мальчик С. такой миролюбивый и жалостливый!

И пусть кому-то со стороны это кажется странным качеством, однако проявлять его в "умеренном режиме" - было бы хорошо каждому!

А Вам, дорогие читатели, тоже мира и добра.

Буду рада поддержке верными визитами, добрыми лайками и новыми подписками