Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Церковь 1960-х годов с московским иконостасом 18 века среди узбекских махаллей? Да, и такое бывает!

Станция Бухара находится не в самой Бухаре, а в посёлке Каган километров за 12 от древнего города. Другое его название - Новая Бухара: основанный в 1888 году с постройкой железной дороги, исторически он был русским спутником эмирской столицы. Об этом напоминает Никольская церковь, хотя от станции и "русского" центра она находится от последнего довольно далеко, так как построена была не на историческом месте: И главное - когда построена: в 1968-69 годах. О том, что Средняя Азия - форменный "заповедник" православного зодчества советских времён, я писал не раз, а Никольская церковь в Кагане относится к "исключениям из исключений" - ведь 9/10 немногочисленных советских церквей строились в послевоенную религиозную оттепель, и если при позднем Сталине по всей Необъятной появилось несколько десятков храмов, то вот в "эпоху застоя" их построены буквально единицы (причём самый яркий пример - и вовсе буддийский Иволгинский дацан в Бурятии). Так что на эту маленькую скромную церквушку, затерянную

Станция Бухара находится не в самой Бухаре, а в посёлке Каган километров за 12 от древнего города. Другое его название - Новая Бухара: основанный в 1888 году с постройкой железной дороги, исторически он был русским спутником эмирской столицы. Об этом напоминает Никольская церковь, хотя от станции и "русского" центра она находится от последнего довольно далеко, так как построена была не на историческом месте:

И главное - когда построена: в 1968-69 годах. О том, что Средняя Азия - форменный "заповедник" православного зодчества советских времён, я писал не раз, а Никольская церковь в Кагане относится к "исключениям из исключений" - ведь 9/10 немногочисленных советских церквей строились в послевоенную религиозную оттепель, и если при позднем Сталине по всей Необъятной появилось несколько десятков храмов, то вот в "эпоху застоя" их построены буквально единицы (причём самый яркий пример - и вовсе буддийский Иволгинский дацан в Бурятии). Так что на эту маленькую скромную церквушку, затерянную в глубине пыльных махаллей, взглянуть действительно стоило:

-2

В храме я, само собой, встретил русских людей. В Средней Азии во многих городах их легче всего встретить именно в церквях и на кладбищах, так как в других местах они растворяются в толпе. Русских в Кагане ныне осталось мало, но существенно больше, чем в среднем по узбекской провинции, заметна даже молодёжь, хотя большинство прихожан Никольской церкви всё равно оказались людьми пожилыми:

-3

Но самое интересное в каганской церкви - её иконостас, слишком изысканный для новодела в маленькой бедной общине. Местные сказали, что его передали из Храма Христа Спасителя, и якобы их было два - большой отправили в Баку, а малый вот сюда. На самом деле не совпадают ни масштаб, ни время, но иконостас действительно был привезён из разрушенного московского храма - Преображенского в Преображенской слободе (1763-68), ныне воссозданного в статусе главного храма сухопутных войск Российской Федерации. То есть перед нами - уникальный для этих краёв памятник русского православия 18 века, возможно старейший русский иконостас в зарубежной Азии.

-4

Как местной общине всё это удалось? Дело в том, что за каганским храмом стояла Личность - отец Павел (Адельгейм). Имя его, возможно, многим знакомо - в 2013 году все СМИ облетела новость о том, что в своём собственном доме он был убит сатанистом.

Происходивший из обрусевших в прошлом поколении немцев, родившийся в 1938 году в Ростове-на-Дону и выучившийся в Kиево-Печерской Лавре, в 1959 году Адельгейм был исключён "по политическим мотивам" из Лиевской семинарии небезызвестным Филаретом (Денисенко), тогда её ректором, а ныне предстоятелем "национального" Kиевского патриархата. Из Kиева Павел отправился в Ташкент, где стал дьяконом, в 1964 таки закончил семинарию (на этот раз Московскую) и был назначен священником в Каган, где и умудрился собрать пожертвования и построить нынешнюю церковь, да ещё как-то выбить для неё избежавший уничтожения московский иконостас.

В тот же год он был арестован, причём найденный у него самиздат Ахматовой, Мандельштама и Волошина узбекский суд счёл фальсификацией - якобы, сам написал и под видом классиком распространял. Тем не менее, в тюрьму священника упекли на три года, и вышел он оттуда инвалидом, лишившись ноги во время тюремного бунта. Ещё несколько лет служил в Средней Азии, а в 1976 году был переведён во Псков, где стал настоятелем храма Жён-Мироносиц.

Последний его конфликт с властями произошёл аж в 2008 году, когда он открыто критиковал ряд вопросов внутрицерковной жизни, в первую очередь готовящийся устав церковного суда, за что псковский митрополит Евсевий (к тому времени уже "прославившийся" преследованиями священника-иконописца Зинона с уничтожением его икон) отстранил отца Павла от настоятельства. Ну а пять лет спустя, на исходе антиклерикальной истерии в прогрессивных кругах - нож сатаниста в собственном доме...

-5

Крест и "скелет" купола во дворе - судя по всему, остались от разобранной несколько лет назад звонницы над входом, фотографии которой мне попадались в интернете. В каримовском Узбекистане были запрещены звуковые сигналы культовых построек, и под запрет попали как азан (всё это в рамках борьбы с исламизмом), так и колокольный звон.

-6

Выйдя из церкви, по махаллям я направился в сторону центра:

-7