Найти в Дзене
Полезные Интересности

Такое никто из нас не видел: радиоконструктор -катушечный магнитофон

Вспоминая свою юность часто отмечаю тот момент, что промышленность выпускало огромное количество радиоприемников конструкторов. Это не только знания в радиотехнике и опыт, но и существенная экономия кошелька: конструктор обходился в 2-3 раза дешевле даже самых дешевых заводских радиоприемников.

Вот в области магнитной записи был полный игнор интересов подрастающего поколения: радиоконструкторов –магнитофонов не выпускали совсем. Ну бог с ним, с элетронной частью: как-нибудь уж наскребли бы деталек и спаяли бы сами. Нам бы тогда хватило и чисто лентопротяжный механизм для счастья…. Увы, наши молитвы не дошли до высоких кабинетов. В 1982 году начали выпускать набор электронных узлов для катушечного магнитофона, а вот ЛПМ хоть из полена вытачивайте как Буратино.

Совсем недавно, пролистывая журнал наборов для самостоятельной сборки, обратил внимание на катушечный магнитофон. Меня удивила передняя панель: ни кнопок огромных, ни поворотной ручки управления ЛПМ. Стало весьма любопытно устройство этого магнитофона.

После долгих поисков удалось найти экземпляр в весьма приличной сохранности:

-2

Только тут обратил внимание, что катушечник то СТЕРЕО! Для 1966 года вообще шикарный радиоконструктор однако. Удивляемся дальше:

-3

Управление ЛПМ на соленоидах! Никаких Вам громоздких рычагов и тяг, огромных клавишей с лошадиным усилием..

-4

Заглянем внутрь корпуса. Тут аж целых три мотора. "Скромный" конструктор однако.... Интересные съемные клеммы на планках.

-5

-6

Обратите внимание на конструкцию модуля кнопок управления. Нечто среднее между П2К и ползунковыми переключателями.

-7

Разъемы на задней стенке

-8
-9

Блок головок. Не "хухры-мухры", а полноценный сквозной канал.

-10

Вот такой шикарный радиоконструктор и явно не для юного пионера.

Разгадку нашел в рекламном проспекте тех лет: "Получи стерео магнитофон стоимостью 570$, всего то за "жалкие" 400$

-11

Это радиоконструтор на базе серийного магнитофона "MAGNECORD 1020". Вот почему у него такая приличная цена.

Удалось раскопать воспоминания некого Лоуренса Гровера, который разработал электронную часть этого магнитофона.

Вот его рассказ:

«На своей первой работе после окончания колледжа я трудился в TI, в отделе разработок на транзисторах. . Там мы получили запрос на микрофонный усилитель от Midwestern Instruments. Мне поручили разработать усилитель. В качестве демонстрационного проекта я спроектировал полностью транзисторный комплект электроники для записи и воспроизведения, который должен был быть представлен на выставке потребительской электроники в Нью-Йорке в 1959 или 1960 году». Я договорился со своим начальником, что куплю проигрыватель (Viking), если потом смогу получить всю установку целиком. Полагаю, это была первая общедоступная схема полностью транзисторного устройства для воспроизведения записей. В других транзисторных схемах не было транзисторного генератора. Примерно через год я узнал, что Midwestern Instruments ищет инженера-конструктора для подразделения Magnecord.
Пол Банкер отвечал за продажи Magnecord. Он знал о появлении транзисторного аудио оборудования и решил, что пришло время разработать магнитофон на транзисторах. Первым делом нужно было решить, использовать германиевые или кремниевые транзисторы. Кремниевые транзисторы были доступны, но стоили значительно дороже и предназначались для использования в военной сфере и в высокотехнологичных устройствах (компьютерах). Поскольку кремниевые транзисторы не превосходили германиевые по характеристикам (при условии температурно-стабильного смещения), мы выбрали германиевые. Оглядываясь назад, можно сказать, что мы могли бы использовать кремний, поскольку цена на кремниевые устройства начала снижаться по мере их распространения. Позже я разработал электронику для магнитофона ANUNQ7, предназначенного для использования на подводных лодках, с использованием кремния.
Пока инженер-механик работал над механизмом транспортировки ленты, я занялся проектированием электроники. На тот момент у меня был всего двухлетний опыт проектирования, но я уверенно двигался вперёд. В то время мы сравнивали искажения в транзисторных усилителях со спецификациями искажений в ламповых усилителях. Наши усилители считались хорошими, если уровень искажений был не хуже, чем у ламповых усилителей. Позже стало известно, что нелинейность электронных ламп приводит к появлению четных гармоник, которые не так неприятны для нашего слуха, поскольку большинство инструментов воспроизводят ноты с четными гармониками. У транзисторов другая форма передаточной кривой, и они, как правило, воспроизводят нечетные гармоники, которые мы считаем нежелательными в музыке. Кроме того, ламповые усилители имеют более мягкое ограничение при перегрузке по сравнению с транзисторами, что опять же приводит к появлению менее нежелательных гармоник. Если бы я знал об этих фактах в то время, я бы более тщательно подходил к разработке устройств с меньшим уровнем искажений. Окончательные характеристики конструкции, хотя и были сопоставимы с характеристиками ламповых конструкций того времени, не отражали более тонкий характер гармоник искажений. Тот факт, что магнитная лента нелинейна, дал нам дополнительное основание не стремиться к созданию усилителей с более низким уровнем искажений.
Когда макеты схем были готовы и протестированы, мы сделали разводку печатных плат. В то время не было никаких программ, которые могли бы помочь в решении этой задачи, поэтому всё делалось вручную. Я вырезал из бумаги контуры компонентов в масштабе 4:1. На большом куске майлара я разложил схему с помощью чёрной макетной ленты и контактных площадок. Нож Exacto пригодился для обрезки кривых и округлений. Конечно, всё это делалось с одной стороны, чтобы снизить стоимость.
Когда я лучше разобрался в ограничениях аналоговой записи на магнитную ленту, я провёл несколько ограниченных экспериментов. С некоторым успехом мне удалось предварительно исказить записываемый сигнал, чтобы устранить некоторые искажения, возникающие при записи на ленту. Я также экспериментировал с размещением магнитного материала на обратной стороне ленты рядом с записывающей головкой, чтобы уменьшить краевые эффекты. Это позволило немного улучшить запись высокочастотных сигналов. Примерно в это же время мы выиграли тендер и получили контракт на производство магнитофона ANUNQ7 для военно-морского флота, так что у меня не было времени заниматься чем-то ещё.
Первыми магнитными моделями, которые я разработал, были модели серии 1020, за ними последовала серия 2000. Позже я устроился на работу в компанию Heath. Там мы создали версию серии 1020 в виде набора. Версия Heathkit называлась AD-16.

Вот такая интересная история радиоконструктора-магнитофона.

-12

Если статья была интересна, можете угостить автора чашечкой кофе, нажав здесь.

Загляните еще в ОГЛАВЛЕНИЕ канала, там много интересных и полезных статей.

Полная или частичная перепечатка статьи, без письменного разрешения автора, запрещена.