Найти в Дзене

Жауме Кабре «Я исповедуюсь», или как я не дочитала его в первый раз

Библиотека – место столкновения трех эфемерных пластов времени: прошлого, настоящего и будущего. Меня хлебом не корми, а дай побродить среди полок, заставленных книгами: свежеотпечатанными и поистрепанными, популярными и безызвестными. Находясь в Москве (я много путешествую), я предпочитаю их физические версии электронным. Так, одним солнечным весенним днем, проводя ревизию произведений испанских писателей, я наткнулась на одно, запылившееся в моем списке «К прочтению», и решила: я исповедуюсь. Точнее, не я, а каталонский писатель Жáуме Кабрé. А если быть еще точнее, исповедуется главный герой его романа с одноименным названием. Жауме Кабре «Я исповедуюсь». За последние пару лет эта работа попадалась мне во всевозможных книжных рейтингах и группах в запрещенных соц. сетях, а теперь – и на библиотечной полке. Множество положительных отзывов еще раз убедили меня в необходимости внести ее в мой must-read список. Уже на первой странице я натыкаюсь на строчки, приковывающие мое внимание и с

Библиотека – место столкновения трех эфемерных пластов времени: прошлого, настоящего и будущего. Меня хлебом не корми, а дай побродить среди полок, заставленных книгами: свежеотпечатанными и поистрепанными, популярными и безызвестными. Находясь в Москве (я много путешествую), я предпочитаю их физические версии электронным. Так, одним солнечным весенним днем, проводя ревизию произведений испанских писателей, я наткнулась на одно, запылившееся в моем списке «К прочтению», и решила: я исповедуюсь. Точнее, не я, а каталонский писатель Жáуме Кабрé. А если быть еще точнее, исповедуется главный герой его романа с одноименным названием.

Жауме Кабре «Я исповедуюсь». За последние пару лет эта работа попадалась мне во всевозможных книжных рейтингах и группах в запрещенных соц. сетях, а теперь – и на библиотечной полке. Множество положительных отзывов еще раз убедили меня в необходимости внести ее в мой must-read список.

Уже на первой странице я натыкаюсь на строчки, приковывающие мое внимание и сигнализирующие о верном выборе: «Внезапно мне открылось, что я всегда был одинок, что никогда не мог рассчитывать ни на родителей, ни на Бога, чтобы переложить на их плечи ответственность за свои проблемы.» Мы одиноки. Мы родились одинокими и такими же уйдем. Еще несколько лет назад на подобную мысль я наткнулась в другой книге, название которой, увы, не всплывает в памяти. Но до сих пор я помню, как эта простая истина перевернула мою жизнь на 180 градусов и последствия обретения которой я ощущаю по сей день. Главному герою потребовалось на это целых 60 лет. Хвала небесам, мне потребовалось вдвое меньше.

«И в этот раз читательская интуиция меня не подводит», – хвалю себя я и бросаюсь поглощать страницу за страницей. С первых строк я чувствую себя уютно, слог писателя (читай − переводчика) окутывает, словно пуховое одеяло. Сюжет разворачивается на улицах моей любимой Барселоны середины 20 века – еще один плюсик в копилку этого произведения. Главный герой – ребенок-вундеркинд, сын продавца антиквариата, который, дожив до старости, решил пересмотреть свою жизнь, а причиной тому – диагностированная болезнь Альцгеймера. «Тема интересная», − скажете вы, и я соглашусь. Читаем дальше. На этом позитивные аспекты заканчиваются. Несмотря на все вышеперечисленное, автором был выбран довольно мудреный способ преподнесения событий: повествование ведется от первого лица, однако главный персонаж – Адриá Ардевóл – иногда говорит о себе в третьем. Ладно, с этим довольно просто разобраться, да и, что греха таить, я сама иногда о себе говорю в третьем лице. Но на этом трудности не заканчиваются. Значительную часть книги занимает история антикварных предметов, появляющихся в доме Адриа. Так, затягивая нас в водоворот разных времен, автор не вставляет даже пустую строку, чтобы отделить события друг от друга и хоть как-то сориентировать читателя. Только через несколько строк становится понятно, что основной сюжет разветвляется и, чтобы докопаться до сути, приходится перечитывать этот фрагмент еще раз. Подобные приемы украшают основную линию, однако в этом шедевре и так 700 с лишним страниц с детальными описаниями и именами второстепенных персонажей, для распознавания которых только и остается что постоянно возвращаться назад. В конце книги автор вставил 5 дополнительных страниц со списком персонажей и кратким описанием их роли. Предполагаю, чтобы читатель не запутался, но, увы, и это не помогло.

Однако и на этом сюрпризы не заканчиваются. Кабре скачет по временной шкале жизни Адриа, словно сейсмограф при тектонической активности подземных плит. Погружаясь в воспоминания о своих сначала детстве, затем отрочестве, он возвращается к актуальным событиям своей жизни, а разделительных строк все нет. Повторюсь, чтобы разобраться, к какому времени относятся те или иные события, требуется постоянно возвращаться к уже прочитанным страницам.

На рассвете моей читательской карьеры, более 15 лет назад, я старалась дочитывать все книги. Овнам (да, я адепт астрологии в известном смысле) присуще не заканчивать начатое, поэтому в воспитательных целях ежики кололись, но продолжали есть кактус. Тем не менее со временем истина все же мне открылась: лучше начать следующую, вероятно, интересную книгу, чем вымучивать безнадежную. Я определила для себя количество страниц, по которым можно судить о перспективности книги. Если по их прочтении «мэтча» не случилось, аривидерчи, малышка. В зависимости от сюжета и объема, такой пробный отрывок составляет примерно 25 процентов или около 100–130 страниц. Кстати, постепенно этот принцип укоренился в повседневной жизни и активно применяется мной не только в отношении чтения, чем я безмерно горжусь, поскольку многие люди не могут отказаться от привычных вещей, уже не приносящих удовольствие.

Итог: прочитано около 200 страниц (из 720).

Мой энтузиазм начал улетучиваться после 100 страницы. Постоянное нытье и инфантилизм Адриа начал раздражать (вы возразите: «Он же всего лишь ребенок!», давайте не забывать, что повествование идет нелинейно), однако я решила не бросать на тот момент и дать книге еще один шанс. Тщетно. Постоянные отвлечения автора, медленное развитие событий и нелинейность повествования лишили эту книгу всякой привлекательности. А прочитав краткое изложение и еще несколько отзывов, судья в моем лице подтвердила свой вердикт.

Оценка 2/10 только за Барселону и красивый переплет.

П.с. В одном из отзывов «Я исповедуюсь» сравнили с «Бременем страстей человеческих» Моэма, который я прочитала лет 10 назад, поскольку он входил обязательную программу по английской классической литературе. Помню только хромающего мальчика – главного героя и сильное горькое послевкусие, после которого сложно было начать новую книгу. В скором времени я ее перечитаю и дам свою рецензию об адекватности такого сравнения.


Дорогие читатели! Если вам нравится наш контент,
подпишитесь, пожалуйста) Я считаю неправильным ограничивать комментирование, однако Дзен считает статистику прочтений исключительно подписчиков. Вам это ничего не стоит, а для нас — большое подспорье к развитию. К тому же благодаря этому наш контент увидит большее количество читателей. Мерси боку!

Подписывайтесь на
мой телеграм-канал и на мою группу в ВК, чтобы не упустить новые публикации.