Найти в Дзене

"Ему дорог был каждый, захолустный уголок своей родины": Коста Хетагуров и осетинский фольклор

15 октября – День рождения Коста Хетагурова, великого осетинского поэта, основоположника осетинской литературы. В честь праздника выкладываем фрагмент из книги «Коста Хетагуров и осетинское народное творчество» Зои Мироновны Салагаевой, советская и российская осетинская литературовед и фольклорист, доктор филологических наук, профессор Северо-Осетинского государственного университета. В тексте о том, как детство и окружение главного осетинского поэта сформировали его творчество. Коста Хетагуров с юных лет погружался в осетинский фольклор, слушая старинные предания и песни от земляков и родственников, а позже сам активно собирал народное творчество, что стало основой для его произведений. Коста Хетагуров родился и провел ранние годы детства в селении Нар Алагирского ущелья Северной Осетии. В Наре прекрасно сохранились старинные обряды и обычаи, легенды, сказания, песни и другие жанры фольклора. Здесь было много памятников старины, овеянных легендами: древние святилища, камень, на которо

15 октября – День рождения Коста Хетагурова, великого осетинского поэта, основоположника осетинской литературы.

В честь праздника выкладываем фрагмент из книги «Коста Хетагуров и осетинское народное творчество» Зои Мироновны Салагаевой, советская и российская осетинская литературовед и фольклорист, доктор филологических наук, профессор Северо-Осетинского государственного университета.

В тексте о том, как детство и окружение главного осетинского поэта сформировали его творчество. Коста Хетагуров с юных лет погружался в осетинский фольклор, слушая старинные предания и песни от земляков и родственников, а позже сам активно собирал народное творчество, что стало основой для его произведений.

Коста Хетагуров родился и провел ранние годы детства в селении Нар Алагирского ущелья Северной Осетии. В Наре прекрасно сохранились старинные обряды и обычаи, легенды, сказания, песни и другие жанры фольклора. Здесь было много памятников старины, овеянных легендами: древние святилища, камень, на котором по преданию остался отпечаток ступни легендарного Хетага. Старики Нара считались лучшими знатоками древних обрядов и обычаев. От них-то Коста и слышал в детстве произведения осетинского фольклора.

Вспоминая свои первые детские впечатления, больной Коста в автобиографии называет те места, которые связаны с именем легендарного Хетага: башню, склеп, около которого Хетаг убил оленя.

Нельзя читать без волнения строчки, в которых поэт описывает свое детство. Маленького Коста, оставшегося без матери, взяла на воспитание родственница, пожилая женщина Туайон (Туаева), которую мальчик нежно называл гыцци (мама). Однажды она показала ему могилу его матери. С тех пор маленький Коста с утра до вечера пропадал на кладбище, плакал и рассказывал немой могиле о своих горестях, о своем сиротстве, и, наконец, уставший, тут же засыпал. Гыцци знала, что его можно найти только на кладбище, приходила за ним сюда и уносила уснувшего ребенка на руках: «Тогда я с утра до вечера причитал у могилы матери, гыцци знала, что я там бываю. Она меня, уснувшего, уносила на руках к Гогго».

Эти скорбные причитания, возможно, и явились первыми произведениями поэта, выразившими его страдания, затаенные мысли и желания.

Тяжело знать и быть носителем скорби своего народа Отец поэта — Леван Елизбарович Хетагуров. В архиве Северо-Осетинского научно-исследовательского института хранится тетрадь с записями Левана Елизбаровича о старинных осетинских обычаях и преданиях. По свидетельству самого поэта, он воспользовался «воспоминаниями и записками» своего отца при написании этнографического очерка «Особа».

Среди близких родственников Коста Хетагурова было несколько даровитых певцов и сказителей. Отец Андукапара Хетагурова, двоюродного брата Коста, играл на фандыре, народном музыкальном инструменте, и знал много произведений устного творчества. Андукапар Хетагуров писал о нем в своих воспоминаниях:

«Недурно играл он осетинские песни и танцы на осетинской двухструнной скрипке и на двенадцатиструнной арфе примитивной работы. Когда дядя его Сида устроил в Джинате грандиозные поминки по погибшим под обвалом родственникам, Лади, как мне рассказывали, перед собравшимися на поминки из разных ущелий импровизировал плачи по погибшим, аккомпанируя себе на арфе, и многих из собравшихся заставил плакать своею импровизацией».

Впоследствии Коста Хетагуров часто посещал родной Нар и другие села Осетии. Родственник Коста — Нико Хетагуров в своих воспоминаниях о поэте пишет:

«...Ему дорог был каждый, захолустный уголок своей родины и для изучения ее, а также нравов и образа жизни обитателей ее, нередко посещал эти уголки».

Почти в каждом селении были одаренные певцы и сказители, и Коста не пропускал случая послушать их. Житель селения Беслан Бубула Нутзаров вспоминает, что Коста, будучи в гостях в одном доме в Беслане, попросил, чтобы пригласили лучших певцов. Пришел Кониаев Хасако (Къониаты Хасахъо), который спел о Таймуразе и некоторые другие песни. Коста его внимательно слушал.

Сказитель Аксо Тогузов рассказывает, что Коста, приезжая в Ардон, бывал на нихасах, где исполняли свои произведения певцы и сказители.

Житель селения Суадаг Гуриев Агубе рассказал нам, что он хорошо помнит, как Коста приезжал в селение Ноткау. Жители этого селения устроили в честь своего любимого поэта кувд? Среди собравшихся были известные певцы — Гуриев Сосланбек, Цкоев Вечир, Хаматов Била. Особенно славился из них Цкоев Вечир. Он не только рассказывал старинные предания и сказания, но и прекрасно играл на фандыре. По просьбе Коста певцы исполнили под аккомпанемент фандыра несколько осетинских песен.

В воспоминаниях Нестора Исакова, записанных С. Косирати, имеются сведения о том, как Коста собирал вокруг себя неграмотных крестьян, расспрашивал о сказках, песнях и с интересом слушал их.

В воспоминаниях о Коста, несомненно, могут встретиться фактические неточности и сведения легендарного характера. Но здесь важна народная точка зрения на отношение Коста к осетинскому фольклору. Поэт и сам не раз говорит в своих произведениях и письмах о том, что он знакомился с фольклором непосредственно через самих создателей устных произведений.

Преданье я черпал из тысячей уст,
А памятник цел и поныне.
Священная роща иль «Хетагов куст»
Стоит в Куртатинской долине,— писал Коста в начатой им на русском языке поэме «Хетаг».

Будучи тяжело больным в Пятигорске, Коста писал Андукапару Хетагурову 20 июля 1897 года: «Хотелось бы кого-нибудь из родственников вызвать, чтобы был всегда около меня, да стесняюсь — теперь самая рабочая пора. Есть один малоспособный к работе, но зато очень хороший рассказчик и «фандырдзагъдаг», но как, под каким предлогом его вызвать».

Интересно, что этот факт биографии Коста какой-то отголосок получил и в воспоминаниях о нем, тесно переплетенных с легендами. Так, в материалах С. Косирати, переданных в архив СОНИИ, обнаружено воспоминание Джиоевой Елены, в котором говорится, что Коста в письме к своему дяде из Ставропольской больницы просил прислать к нему осетинского народного певца, чтобы он его развеселил своими песнями. И певец, играющий на фандыре, был послан к поэту.

Как к лучшему знатоку и ценителю осетинского фольклора, к Коста Хетагурову обращались композиторы, люди, интересующиеся осетинской народной песней и музыкой.

Известный грузинский композитор Д. Аракишвили пишет в своих воспоминаниях:

«В 1902 г., после длительного путешествия по Грузии, я заехал в свой родной Владикавказ, где хотел записать осетинские народные песни. Мне удалось побывать с одним моим другом у Коста Хетагурова. Невысокого роста, худой, одетый в черкеску, Коста встретил нас приветливо и очень удивился, когда узнал о цели моего прихода.
— Я рад, — сказал он, — что вы заинтересовались осетинскими песнями.
— Да, — ответил я, — осетинские народные песни представляют большой интерес.
После этого я зафонографировал семь осетинских народных песен и повез их в Москву. Коста Хетагуров хотел присутствовать при записи песен, но по болезни не смог».

Известно, что Коста Хетагуров напевал осетинские народные песни музыкально одаренному юноше П. Мамулову, впоследствии ставшему видным осетинским композитором. При поступлении в Петербургскую консерваторию П. Мамулов сыграл на рояле мелодии песен, услышанных им от Коста Хетагурова.

Поэт приветствовал всякое начинание по популяризации народных произведений. Об этом имеются интересные воспоминания:

«В летние каникулы 1902 г. группа учащихся старших классов Владикавказской гимназии во главе со студентом Петербургской консерватории Павлом Богдановичем Мамуловым составили хоровой кружок...
Хотелось очень включить в программу и осетинскую песню. Собранный Мамуловым материал надо было проверить. За содействием обратились к проживавшему в то время во Владикавказе после царской ссылки Коста Хетагурову. Восторг, вызванный у Коста нашей просьбой, поразил всех нас своей искренностью.
Как горячо любил Коста народ. До сих пор не можем забыть его вдохновенного лица, когда он напевал мотивы осетинских песен. Записанные П. Б. Мамуловым и им же переложенные на четыре голоса песни мы быстро осваивали, а Коста Хетагуров часто приходил на наши репетиции и давал нам ценные указания.
Вскоре хор был готов к концерту, и летом 1902 года осетинская народная песня впервые зазвучала с концертной эстрады... Так помог Коста Хетагуров культивировать осетинскую народную песню».
Фольклор
7714 интересуются