Найти в Дзене
Русская дорога

Терем в Асташово: Россия, которую мы чуть было не потеряли

В комментариях под статьями о поездках в сельскую местность обычно сокрушаются о погибших деревнях: «все уехали в Москву, скоро никого не останется». Игорь Растеряев (в честь песни которого назван наш канал) сокрушается, что вся провинция работает на вахтах.

Фалилево, типичная картина для глухих сел в Нечерноземье
Фалилево, типичная картина для глухих сел в Нечерноземье

Помимо прочего, причина запустения в том, что земля в Нечерноземье не могла прокормить крестьян и раньше — спасались кустарным и отхожим промыслом. Кустарным — значит, мастерили что-то (посуду, картузы, сапоги и т. д.) дома. Отхожим — уходили на работу в крупные города.

жители деревни Асташово на фоне терема о котором пойдет речь. Обратите внимание: только женщины, дети и старики. Мужчины на зароботках фото с сайта терема https://astashovo.com/istoriya/
жители деревни Асташово на фоне терема о котором пойдет речь. Обратите внимание: только женщины, дети и старики. Мужчины на зароботках фото с сайта терема https://astashovo.com/istoriya/

Интересно, что название деревни Асташово скорее всего происходит от слова "осташ" - младший сын который оставался жить со старыми родителями, тогда как старшие братья уходили на отхожий промысел, зачастую не возвращаясь в родную деревню.

Ушел из деревни Асташово Костромской губернии на заработки в Питер и столяр Мартьян Сазонов. Заработал денег. Овдовел. Женился второй раз на молодой. Чтобы порадовать молодую жену, построил в родной деревне сказочный терем.

Мартьян с молодой женой фото с сайта терема https://astashovo.com/istoriya/
Мартьян с молодой женой фото с сайта терема https://astashovo.com/istoriya/

Интересно, что терем построен в русском стиле, но так, как русский стиль понимали в столице — по эскизу загородного дома петербургского архитектора И. П. Ропета, опубликованному в журнале «Мотивы русской архитектуры». Дом поражает своей «узорочестью» — он весь украшен замысловатой резьбой, напоминающей деревянное кружево. Резные наличники, фигурные колонны, стрельчатые кокошники под крышей — все это отсылает к теремам и палатам XVII века, но пропущено через творческую призму архитектора Ропета, который как раз увлекался стилизацией под «допетровскую» Русь. Получился эталон «ропетовского» стиля, но не в усадьбе богатого купца, а посреди скромного северного пейзажа. Этот контраст между столичной эстетикой и деревенским контекстом и создает ту самую сказочность, которая поражает нас сегодня.

современное состояние терема
современное состояние терема

То есть круг замкнулся: именитый архитектор вдохновился русскими традициями, а крестьянин вдохновился работами этого архитектора. Отдаленно ситуация похожа на то, как настоящие бандиты копируют образ бандитов из боевиков.

В любом случае терем стал не просто подарком молодой жене, а символом успеха, достигнутого в столице. Архитектура дома уникальна: это не местная крестьянская традиция в чистом виде, а именно «столичный проект», воплощенный руками талантливого столяра. Сазонов буквально привез новую моду в глухую костромскую деревню: декор, обои, росписи стен — всё было подсмотрено в столице. При этом туалетов Сазонов не предусмотрел: не видел проблемы, живя во дворце площадью 300 метров, ходить по нужде «до ветру».

внутри терема
внутри терема

Зато не поскупился Сазонов на строительство школы в ближйшем селе, за что получил медаль «За полезное».

После революции вдову Сазонову выгнали из терема (Мартьян до революции не дожил), и до 40-х годов он пустовал. Потом в здании размещались то сельсовет, то школа, то клуб, но по мере того, как деревня Асташово вымирала, приходил в упадок и терем. К концу XX века это была руина на грани полного обрушения: выбитые окна, провалившаяся крыша, гниющие стены. Казалось, еще немного, и терем постигнет та же судьба, что и сотни подобных шедевров в глуши.

терем до реставрации фото с сайта терема https://astashovo.com/istoriya/
терем до реставрации фото с сайта терема https://astashovo.com/istoriya/

Однако в 2015 году терем увидел предприниматель Андрей Павличенков, который путешествовал по Костромской глуши. Он был настолько потрясен красотой и обреченностью памятника, что принял, казалось бы, безумное решение — восстановить терем.

Мастерам-реставраторам пришлось по крупицам воссоздавать утраченные элементы: по старым фотографиям, по аналогиям с другими работами Ропета, по сохранившимся фрагментам. Были восстановлены уникальные системы вентиляции и дымоходов, воссоздана историческая планировка и, конечно, то самое «деревянное кружево».

витражи на чердаке терема
витражи на чердаке терема

Интерьеры терема наполнены дореволюционной мебелью. Приезжая в терем, как будто попадаешь в сказку. Сегодня Асташовоский терем — не просто гостиница. Это символ того, что одну историю упадка можно переломить личной инициативой. Это место, где застыла не только история столяра Сазонова, но и история героя нашего времени.

внутри терема
внутри терема

Круг замкнулся: деревенский житель, уехавший на заработки, построил шедевр, который был заброшен, когда деревня опустела. И теперь этот шедевр, восстановленный городским предпринимателем, снова становится точкой притяжения. Причем не только для туристов,но и для жителей окрестных деревень, которые благодаря восстановлению терема получили стабильную работу.

Терем находится в 500 километрах от Москвы, но бронировать надо заранее — свободных номеров практически нет. Самое лучшее время для посещения терема как раз сейчас: ноябрь или март (меньше народу, ниже цены). Плохая погода не станет проблемой, ведь можно, например, сидя в кресле-качалке, любоваться на дождь за окном или неспешно изучать роскошные интерьеры.

ну или лежать на печи, как это сделал я
ну или лежать на печи, как это сделал я

Но о гостиничной составляющей терема (в том числе как до него добраться) я подробнее расскажу в отдельной статье в ближайшее время.