Согласно информации из документов автобронетанкового отдела штаба 55-й
армии в одном из боев в начале октября 1941 года в окрестностях села
Усть-Тосно Тосненского района Ленинградской области был безвозвратно потерян танк КВ из 84-го отдельного танкового батальона. Экипаж лейтенанта Клюева при этом погиб в полном составе.
Однако это оказалось не совсем так. Один из танкистов тогда выжил, но попал в плен. И в документах разведывательного отдела штаба 28-го армейского корпуса недавно обнаружилась весьма подробная информация о 84-м отдельном танковом батальоне, которую немцам удалось узнать о него.
Эту запись решил проиллюстрировать фотографими танка КВ-1 производства
ЛКЗ выпуска августа - сентября 1941 года с 90 мм башней, который на
профильной странице сайта учтен под номером 37. Антураж на снимках,
конечно, не совсем соответствует эпизоду, о котором пойдет речь, но по
материальной части вариант хороший.
8 октября 1941 года в сводку разведывательного отдела штаба 28-го
армейского корпуса была внесена информация, которая была получена от
пленного танкиста.
Ниже привожу её полностью:
«84-й танковый батальон (часть армейского подчинения 55-й армии). В результате атаки двух русских 45-тонных танков вдоль южной дороги один танк был подбит и один человек взят в плен. Он служил радистом во 2-й танковой роте вышеупомянутого батальона в звании сержанта (Unterfeldwebel). Командир батальона - майор Ушаков, командир роты - старший лейтенант Иванюк. Пленный служил в батальоне с 4 июля 1941 года.
Батальон, состоящий из двух танковых рот и ремонтной роты, стоял в Слуцке, совсем недавно находился в Петербурге и до сих пор не был развернут полностью. Третья имевшаяся танковая рота была разделена из-за нехватки людей и танков.
1-я рота состоит из 6 тяжелых танков типа Т-35, вооруженных 1 орудием калибра 8,6 см и 3 пулеметами, причем 1 пулемет установлен вместе с орудием. Рота находится в Московской Славянке. 2-я рота состояла из 1-го взвода из 3 тяжелых танков под командованием командира роты на юго-восточной окраине Колпино и 2-го взвода в составе 3 тяжелых и 3 легких танков (новейшего типа Т-50) под командованием лейтенанта Клюева (Lt. Kljujew) в 1 км западнее станции Саперная.
Задача 2-го взвода заключалась в том, чтобы легкими танками контролировать район расположения командного пункта 286-й стрелковой дивизии, а тяжелыми танками - южную дорогу.
В 6.10 командир взвода с 2 тяжелыми танками предпринял атаку против
немецкой позиции на южной дороге (Südstraße). Его танк наехал на
немецкие мины. Водителю были сломаны обе ноги, он застрелился (erschoß).
Командир взвода и инженер-офицер, которые также находились в этом
танке, а также артиллерист танка попытались покинуть танк и были
застрелены.
Танки батальона поставлялись с заводов "Ижора" в Колпино и Кировских заводов в Петербурге. Там их и ремонтируют. Иногда ремонт требует, чтобы экипажи оставались на заводах в течение нескольких недель в ожидании его завершения. Согласно заявлениям пленного, в Понтонной должна находиться 1-я танковая дивизия(?)».
Такая вот информация от пленного танкиста. И вполне себе достоверная, за
исключением типа тяжелых танков 1-й роты и калибра их орудий. К сожалению, немцы имели возможность оперативно уточнить эту информацию, так как в тот же день 6 октября в плен к ним попал командир одного из тяжелых танков 1-й роты.
И про 1-ю танковую дивизию, к сожалению, пленный танкист упомянул не зря. В указанном районе действительно находились подразделения 1-го танкового батальона 123-й танковой бригады, которая в середине сентября 1941 года была
сформирована на базе 1-й Краснознаменной танковой дивизии.
Фамилия пленного танкиста в немецком донесении не приводиться. О его дальнейшей судьбе никакой информации также нет.
К сожалению, и в наших документах установить фамилии танкистов из
экипажа лейтенанта Клюева оказалось не просто, так как штаб 84-го
отдельного танкового батальона документы на безвозвратные потери личного
состава в боях сентября - октября 1941 года в соответствующие инстанции
не отправил либо они где-то затерялись.
Но двое танкистов из экипажа Клюева отличились в сентябрьских 1941 года боях в районе Усть-Тосно, в том числе при эвакуации застрявшего в болоте 5 сентября в ходе атаки в районе Усть-Тосно и несколько суток затем обороняемого экипажем танка КВ младшего лейтенанта Стешенко.
Позже о танкистах из экипажа Стешенко напишут в газете, однако о танкистах
экипажа Клюева, которые собственно и эвакуировали танк Стешенко,
упоминаний в этой заметке нет, так как, видимо, на момент публикации эти танкисты уже числились погибшими. В очень подробных наградных листах на старшего лейтенанта Иванюка и лейтенанта Ермилова эпизод со спасением
танка Стешенко вообще отсутствует.
Зато подробное описание спасения застрявшего танка Стешенко присутствует
в наградном листе на механика водителя старшего танка КВ лейтенанта
Клюева старшину Демина Андрея Степановича, который собственно 9 сентября 1941 года своим танком по бревенчатому настилу и вытащил застрявший танк Стешенко.
И особенно отличился при эвакуации танка Стешенко радиотелеграфист танка лейтенанта Клюева старший сержант Царев Петр Константинович, который в течении трех ночей носил пищу экипажу Стешенко и «...подбадривал их скорой эвакуацией».
В одной из таких вылазок старший сержант Царев столкнулся с двумя
немцами. Одного из них он уничтожил гранатой и захватил немецкий
автомат, в второй, «...почувствовав смелость младшего командира тов. Царева», сбежал.
После успешной эвакуации танка младшего лейтенанта Стешенко, «...экипаж осажденного танка горячо благодарил старшего сержанта Царева за оказанную им дружественную выручку».
За вышеупомянутые сентябрьские бои командир 84-го отдельного танкового
батальона представил старшину Демина и старшего сержанта Царева к
награждению орденами Красного Знамени и Красной Звезды соответственно.
Однако приказ о их награждении правительственными наградами на ступень
ниже запрошенных вышел уже в ноябре 1941 года.
Однако вернемся к событиям 6 октября 1941 года. Об обстоятельствах боя в полосе 268-й стрелковой дивизии в Журнале боевых действий
автобронетанковых войск 55-й армии была сделана запись следующего
содержания:
«Два КВ приданные 268 СД вели бой в направлении Кирп. севернее Покровское. Боем танки достигли рубежа 600 метров западнее отметки 13,3, прочесывая огнем направление. Танк КВ лейтенанта Клюева наскочил на фугас и сгорел- экипаж погиб. В машине погиб проводник - НИС 947/268 сд.
Высылаемая разведка от полка с задачей установить состояние и возможность буксировки с поля боя подбитого танка, не привела к положительным результатам. Танк остался на территории противника. Во время разведки был ранен начальник связи 84-го отб лейтенант тов. Лебедев, который в течении ночи пролежал на поле боя и к утру приполз в расположение наших частей, через 947 СП отправлен в госпиталь.
За время боя батальон потерял: 1 КВ безвозвратно и 1 КВ требующий среднего ремонта. Ранено: начальствующего состава - 1, рядового состава - 1. В составе экипажа Клюева погибло 5 человек».
На вышеприведенной карте отметил район отметки 13,3. Однако, возможно, место подрыва на фугасе танка лейтенанта Клюева находилось в 600 метрах не западнее этой отметки, а восточнее. Примерно в этом месте находился вражеский опорный пункт, оборонявшегося в районе Südstraße по рубежу противотанкового рва, одного из батальонов 409-го пехотного полка 122-й пехотной дивизии (Retromap).
Собственно для борьбы с этим опорным пунктом и были вызваны еще 4
октября 1941 года в полосу 947-го стрелкового полка 268-й стрелковой
дивизии два танка КВ под командованием лейтенанта Клюева.
Согласно
информации из Журнала боевых действий автобронетанковых войск 55-й
армии, 5 октября 1941 года эти два танка в районе отметки 13,3 «...уничтожили
три противотанковых орудия, одну крупнокалиберную пушку, подавили
несколько пулеметов и минометов противника, огнем выбили автоматчиков
противника из противотанкового рва. Ров заняла наша пехота».
Однако по сведениям из документов 947-го стрелкового полка 268-й стрелковой дивизии, события этого для в районе отметки 13,3 развивались совсем по другому.
В своем донесении командир полка лейтенант Курасов пишет, что в этот день пять вражеских огневых точек мешали продвижению 2-го стрелкового батальона его полка. Для их подавления прибыли два танка КВ - «...вышедшие два танка на поддержку пехоте в район отметке 13,3 по дороге вдоль
высоковольтной линии, которые, остановившись, один около отметки 13,3, а второй в 200 - 250 метрах сзади за ним на дороге открыли огонь из пушки
и пулеметов вдоль дороги.
...Танки обстреливали дорогу от отметки 13,3 на восток в том районе где не было противника.
Мною были посланы два бойца к командиру танка, чтобы прекратил бесцельную стрельбу и вызвали его на НП, куда последний и прибыл. Я ему приказал выдвинуться вперед от НП (отм. 13,3) на 100 - 200 метров и дать огонь по противотанковому рву».
Однако танки вперед не стали выдвигаться, вероятно, опасаясь как раз противотанковых мин. Своих и вражеских.
Поэтому на следующий день в танк к лейтенанту Клюеву был посажен начальник инженерной службы 947-го стрелкового полка, он же "офицер-инженер" из показаний пленного танкиста, в качестве сопровождающего для ориентировки танкистов на поле боя. Из-за этого из танка Клюева был высажен
механик-водитель младший, он же заряжающий.
В последующие дни танк КВ лейтенанта Клюева эвакуирован не был. В Книге учета безвозвратных потерь боевых и вспомогательных машин частей 55-й армии приведена информация о том, что 6 октября 1941 года в районе поселка
Песчанка от артиллерийского огня противника был потерян танк КВ-1 с
заводским номером М-5062 из 84-го отдельного танкового батальона. 24 октября 1941 года этот танк был окончательно списан в безвозвратные потери.
Собственно на этом всё. Исправления и дополнения приветствуются. Если данная информация была интересна, то прошу ставить палец вверх для
продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно
подпишитесь. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал: t.me/kniga_pro_kv
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/335738.html).
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Документы автобронетанкового отдела штаба 55-й армии и 84-го отдельного танкового батальона (ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал);
3. Документы 28-го армейского корпуса и 122-й пехотной дивизии (NARA);
4. Аукционы eBay.
Другие записи о танках КВ из 84-го отдельного танкового батальона 55-й армии Ленинградского фронта:
«Батальон тяжелых танков Северного фронта» в первых боях
Танки КВ-1 и Т-50 на снимке из вражеского ДЗОТа. Усть-Тосно, 3 ноября 1941 года.
Бои блокировочных групп под Ленинградом