Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Древо души: юбилейная выставка скульптора Льва Серикова – лучшее за 30 лет

Оглавление

Премьера выставки (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Премьера выставки (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Вчера в галерее Виктора Бронштейна в тёплой дружеской атмосфере родных, друзей, единомышленников и коллег по цеху состоялась презентация персональной выставки деревянных скульптур Льва Серикова.

Что я там делала? Пришла в гости по приглашению юбиляра. В этом году Лев Иванович отметил своё 80-летие, и выставка на третьем этаже – это такой подарок иркутянам и гостям города от выдающегося скульптора Сибири.

Селфи с Малевичем и Магриттом
Селфи с Малевичем и Магриттом

Пригласил Лев Иванович меня на премьеру весьма современным образом – оставил сообщение под одной из статей этого блога.

Об этом мастере я уже писала на своём канале, тогда моё внимание привлёк его деревянный Николай Гоголь 👇

И, конечно, я пришла!

 (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
 (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
 (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В экспозицию вошли 30 лучших работ мастера на темы: «Великие художники и писатели», «Античный мир», «Христианские притчи».

Обязательно посмотрим отдельные работы, но сначала посвящу часть статьи их создателю. Думаю, вам будет интересно!

Лев Сибирский и его люди

-6

Сведения из биографии Льва Ивановича я почерпнула во время вчерашнего марафона поздравлений, поэтому напишу как информацию, которую можно почерпнуть в интернете, так и то, что там не найти.

Лев Сериков родился 8 июня 1945 года в шахтёрском городе Черемхово, который расположен на обеих сторонах Транссибирской магистрали.

Скриншот статьи общественно-политической газеты «Областная» (12.10.2015) https://www.ogirk.ru/2015/10/12/60176/?ysclid=mgtex6e7e7732392374
Скриншот статьи общественно-политической газеты «Областная» (12.10.2015) https://www.ogirk.ru/2015/10/12/60176/?ysclid=mgtex6e7e7732392374

После Великой Отечественной войны среди выпускников школ была тенденция поступать в медицинские и строительные техникумы и вузы, чтобы поднимать уровень жизни в стране. В 1962 году Лев Иванович тоже планировал идти в медицинский, но не сложилось. Первым на его пути было Иркутское художественное училище (декоративное отделение). Так будущий мастер деревянной скульптуры начал свой творческий путь, только служба в Советской Армии прервала обучение. Но в 1967 году Лев Сериков вернулся к учёбе и в 1969 году вышел из училища с дипломом художника-оформителя.

На фото Льву Ивановичу 25 лет (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
На фото Льву Ивановичу 25 лет (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В этом же году Лев Иванович начал работать на Ангарском электролизно-химическом комбинате (инженер НОТ). Но уже в 1972 году встал на художественную «дорожку», с которой больше не сворачивал: трудился в художественно-производственных мастерских. С 1981 по 1987 год даже был главным художником города Иркутска.

Первая персональная выставка Льва Серикова прошла в Иркутском художественном музее в 1997 году, а затем его нестандартное творчество покорило столицу России, столицу Франции и другие выставочные площадки.

За плечами скульптора и роль эксперта государственной аттестационной комиссии кафедры монументально-декоративной живописи Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ).

В прошлом году Лев Сериков получил премию в области изобразительного искусства имени выдающего деятеля культуры и искусства Аркадия Вычугжанина.

И вчера министр культуры Иркутской области Олеся Николаевна Полунина зачитала приветственный адрес от имени губернатора Иркутской области Игоря Кобзева.

Министр культуры Иркутской области Олеся Полунина зачитывает юбиляру Льву Серикову поздравление от губернатора Иркутской области Игоря Кобзева (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Министр культуры Иркутской области Олеся Полунина зачитывает юбиляру Льву Серикову поздравление от губернатора Иркутской области Игоря Кобзева (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

По-дружески тепло поздравил юбиляра владелец галереи, почётный гражданин Иркутска Виктор Владимирович Бронштейн. Труд Заслуженного художника России отметила Наталья Сергеевна Сысоева – директор Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва. Не буду пересказывать речи, просто прикреплю видео под фото.

Льва Серикова поздравляют Виктор Бронштейн и Наталья Сысоева (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Льва Серикова поздравляют Виктор Бронштейн и Наталья Сысоева (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Вчера меня особенно тронуло поздравление от друзей мастера. Вот они на встрече 👇

Друзья (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Друзья (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А вот 55 лет назад 👇

Друзья вчера пришли поздравить юбиляра со стартом персональной выставки почти полным составом компании (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Друзья вчера пришли поздравить юбиляра со стартом персональной выставки почти полным составом компании (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Не каждый к своему 80-летию приходит в компании друзей молодости, которые не в чате или соцсетях, а прямо тут – рядом!..

«Большую благодарность» с великолепным текстом вручили Льву Серикову председатель и члены правления иркутского регионального отделения «Союза дизайнеров России»: Елена Берман, Наталья Ремизова, Ольга Железняк, Александр Картопольцев, Андрей Хан 👇

 (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Поздравили мастера друзья из Черемхово и родные. Младшая сестра приехала с дочерью из Алматы и посвятила таланту брата стихотворение собственного сочинения.

Родственники у скульптора весьма талантливы. Лев Сериков приглашает всех желающих полюбоваться живописными работами своего тестя! 22 октября 2025 года в 16:00 в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева (ул. Ленина, 5) состоится открытие выставки «Андрей Рубцов. К 100-летию художника», вход свободный. 
И это ещё не все, кто участвовал в марафоне поздравлений!  (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
И это ещё не все, кто участвовал в марафоне поздравлений! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Я так прониклась дружеской атмосферой встречи, что попросила запечатлеть себя рядом с уже несколько уставшим от восторгов окружающих скульптором. И оставила в книге отзывов короткое письмо Льву Ивановичу (хотелось написать больше и прочувствованнее, но там очередь).

Это единственный на моей памяти мастер, который разрешает детям прикасаться к его деревянным скульптурам прямо в музеях! Я, конечно, не ребёнок, да и совсем не привыкла трогать руками произведения искусства, зато позволила себе прикоснуться к самому мастеру, как к некому тотему! Даже загадала желание ☺️
Это единственный на моей памяти мастер, который разрешает детям прикасаться к его деревянным скульптурам прямо в музеях! Я, конечно, не ребёнок, да и совсем не привыкла трогать руками произведения искусства, зато позволила себе прикоснуться к самому мастеру, как к некому тотему! Даже загадала желание ☺️

После официальной части переходим к самим скульптурам.

Дерево как язык мастера

Когда посмотрела на работы Льва Серикова в интернете, мне пришла в голову мысль, что человек, который создаёт работы, вызывающие улыбку, наверно и в жизни оптимист с чувством юмора. Гипотезу свою проверила вчера. И да! Мастер не прочь пошутить, я вчера улыбалась до ушей)) Мне кажется, что в студенческие годы Лев Иванович точно мог бы участвовать в «КВН» и выступать на сцене! Он чувствует аудиторию, импровизирует, у него острый пытливый ум. Всё это выражается и в его творчестве.

-16

Как вам «Шагал» (2011)? Это художник Марк Шагал 👇

В начале своей творческой карьеры художник был настолько беден, что его знаменитая работа 1912 года «Скрипач» с изображением музыканта, танцующего и играющего на крыше, – была написана на обычной скатерти. В то время, живя в Париже, Шагал был еврейским иммигрантом. У него было так мало денег, что покупал холсты для своих работ на блошиных рынках, писал на любом, который удалось добыть. Иногда в ход шли даже простыни, ночные рубашки и скатерти. Хорошенько присмотревшись, можно увидеть клетчатый рисунок скатерти, особенно в тех частях картины, где слой краски наиболее тонкий. К слову, это открытие было сделано исследователями, которые пять лет изучали большую коллекцию работ Шагала в Амстердамском музее. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310120/45341/?ysclid=mgu4swwfxj87997392  (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
В начале своей творческой карьеры художник был настолько беден, что его знаменитая работа 1912 года «Скрипач» с изображением музыканта, танцующего и играющего на крыше, – была написана на обычной скатерти. В то время, живя в Париже, Шагал был еврейским иммигрантом. У него было так мало денег, что покупал холсты для своих работ на блошиных рынках, писал на любом, который удалось добыть. Иногда в ход шли даже простыни, ночные рубашки и скатерти. Хорошенько присмотревшись, можно увидеть клетчатый рисунок скатерти, особенно в тех частях картины, где слой краски наиболее тонкий. К слову, это открытие было сделано исследователями, которые пять лет изучали большую коллекцию работ Шагала в Амстердамском музее. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310120/45341/?ysclid=mgu4swwfxj87997392 (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Вот четыре работы Марка Шагала, на которых мы видим скрипку (на самом деле таких больше) 👇

Примеры работ Марка Шагала. Для еврейского народа скрипка — особый инструмент, который они слышали с детства. Скрипачей приглашали при рождении детей, они играли на свадьбах или похоронах, ведь звуки скрипки способны наполнить людей самыми яркими эмоциями — от печали до безудержной радости (картины из интернета)
Примеры работ Марка Шагала. Для еврейского народа скрипка — особый инструмент, который они слышали с детства. Скрипачей приглашали при рождении детей, они играли на свадьбах или похоронах, ведь звуки скрипки способны наполнить людей самыми яркими эмоциями — от печали до безудержной радости (картины из интернета)

Поэтому мечтательный «Шагал» Серикова парит в воздухе со скрипкой.

Вот ещё скульптуры из цикла работ, посвящённых великим художникам 👇

«Рене Магритт» (2019) и «Казимир Малевич» (2019)  (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Рене Магритт» (2019) и «Казимир Малевич» (2019) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Рене Магритт – бельгийский художник-сюрреалист. Его творчество, отмеченное тонким юмором, философской глубиной и иронией, оказало значительное влияние на искусство XX века. 

Картины «Это не трубка» и «Сын человеческий» вместе с образом самого художника – это то, что мы найдём в скульптуре Льва Серикова.
Картины «Это не трубка» и «Сын человеческий» вместе с образом самого художника – это то, что мы найдём в скульптуре Льва Серикова.

Казимир Малевич – русский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ.

Автопортрет (1933) Малевича и его знаменитый «Чёрный супрематический квадрат» (1915) узнаем в «Казимире Малевиче» Льва Серикова
Автопортрет (1933) Малевича и его знаменитый «Чёрный супрематический квадрат» (1915) узнаем в «Казимире Малевиче» Льва Серикова

А как вам «Сальвадор Дали» (2011)?

 (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
 (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В скульптуре Дали в лавровом венке (художника в 1968 году в имитации венка сфотографировал фотохудожник Пол Уитакер) оседлал любимого длинноногого слона. Яйцо, которое видим в руке – это один из любимых символов в творчестве Дали.

«Геополитический ребёнок, наблюдающий за рождением нового человека» (1943), «Слон-жираф» (1965), Сальвадор Дали
«Геополитический ребёнок, наблюдающий за рождением нового человека» (1943), «Слон-жираф» (1965), Сальвадор Дали

И покажу ещё одну работу, посвящённую великим мира сего 👇

«Телега жизни» (2025) – работа этого года (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Телега жизни» (2025) – работа этого года (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Это наш классик Александр Сергеевич Пушкин на телеге жизни из стихотворения, написанного в 1823 году во времена южной ссылки Пушкина, когда он пребывал в Одессе под надзором генерал-губернатора М. С. Воронцова. Оригинальный текст стихотворения содержит нецензурное выражение, есть ещё правленный вариант (хотя что-то подсказывает, что дети мои статьи не читают, оставлю-ка вариант для взрослых) 👇

***

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл! Еб*на мать!

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И, дремля, едем до ночлега —

А время гонит лошадей. 

(А. С. Пушкин, 1823)

Другого многим известного человека мы узнаем в этой скульптуре – перед нами мифический «Икар» (2019) 👇

Мне очень понравилось, как размещение скульптуры в пространстве и выставленный свет усилили визуальное впечатление от работы мастера (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Мне очень понравилось, как размещение скульптуры в пространстве и выставленный свет усилили визуальное впечатление от работы мастера (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

На коллаже ниже я объединила фото скульптур «Леда» (2011), «Весталка» (2005) и «Диоген» (2007) с его бочкой.

Леда – жена царя Спарты Тиндарея (древнегреческая мифология), олицетворение женственности и материнства. Весталка – древнеримская жрица Весты, богини домашнего очага, давшая обет целомудрия. Диоген Синопский — древнегреческий философ, согласно легенде, жил в бочке (вообще в пифосе — большом глиняном сосуде для хранения вина или зерна). Диоген демонстрировал аскетизм и презрение к общественным условностям и считал, что истинное счастье заключается в независимости от материальных благ и комфорта  (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Леда – жена царя Спарты Тиндарея (древнегреческая мифология), олицетворение женственности и материнства. Весталка – древнеримская жрица Весты, богини домашнего очага, давшая обет целомудрия. Диоген Синопский — древнегреческий философ, согласно легенде, жил в бочке (вообще в пифосе — большом глиняном сосуде для хранения вина или зерна). Диоген демонстрировал аскетизм и презрение к общественным условностям и считал, что истинное счастье заключается в независимости от материальных благ и комфорта (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В этой же части зала галереи найдём скульптуры не менее интересные и «говорящие» 👇

«Звук»  (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Звук» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Очень трогательная скульптура 👇

 (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А это «Лента Мёбиуса» (2009) лично для меня ещё и интересная интерпретация китайского символа «инь-ян»: баланс, взаимодополнение, бесконечность... 👇

 (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Это далеко не все скульптуры, которые мы найдём в левой от входа части зала галереи, но пора посмотреть, что в правой. А там христианские притчи в интерпретации Льва Серикова.

-31

«Христианские притчи» Льва Серикова (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Христианские притчи» Льва Серикова (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Это автобиографическая скульптура мастера, посвящённая празднованию семьёй Пасхи 👇

«Светлый праздник» (2012) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Светлый праздник» (2012) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Вообще троица – композиция из трёх фигур – у мастера встречается часто 👇

«Семья» (2008). Эти поющие верующие мне понравились ушами)) Почему-то именно эта деталь образов сделала для меня эту скульптуру наивной, тёплой, располагающей. Лопоухий отрок, родители, у которых будто по одному уху у каждого, но вместе – голова к голове – они одно целое. Чудесная работа! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Семья» (2008). Эти поющие верующие мне понравились ушами)) Почему-то именно эта деталь образов сделала для меня эту скульптуру наивной, тёплой, располагающей. Лопоухий отрок, родители, у которых будто по одному уху у каждого, но вместе – голова к голове – они одно целое. Чудесная работа! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Вспоминая далёкое детство» (2007) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Вспоминая далёкое детство» (2007) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Волхвы» (2013). Смотрите, как необычно обработано дерево, где одежда! Вот тут я с трудом удержалась, чтобы не попробовать пальцами, какое это дерево на ощупь! Прямо мысленно била себя по рукам (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Волхвы» (2013). Смотрите, как необычно обработано дерево, где одежда! Вот тут я с трудом удержалась, чтобы не попробовать пальцами, какое это дерево на ощупь! Прямо мысленно била себя по рукам (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Голгофа» (2007) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Голгофа» (2007) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Мне кажется, что Лев Сериков, говоря современным языком, взломал «код» дерева. Он чувствует структуру, изучил фактурные, пластические и образные возможности дерева. У 80-летнего мастера уже около 300 работ, которые уникальны: таких больше нет нигде в стране, мире... Во Вселенной!)) Потому что дерево дарит сделанным из него произведениям искусства своё неповторимое «ДНК». Многолетняя главная скелетная ось древесного растения гением Льва Ивановича преобразуется в опредмеченные послания всем нам – в истории, шутки, рассуждения... Мастер говорит на языке дерева.

Работы Льва Ивановича Серикова (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Работы Льва Ивановича Серикова (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Как сказал на встрече владелец галереи Виктор Бронштейн, возможно в будущем такие работы из дерева оцифруют, воссоздадут для потомков в новых материалах, чтобы передать смыслы, вложенные мастером...

А пока у нас до 7 декабря есть возможность увидеть лучшие скульптуры невероятного Льва Серикова прямо на их исторической родине – в Иркутске!