Приветствую вас, друзья! Сегодня продолжим наш пистолетный марафон - уж очень мне хочется логически завершить эту французскую эпопею. Но не упомянув о наследнике обоих "тридцатьпятых" это не возможно.
К концу Второй мировой войны французская армия имела на вооружении огромное разнообразие пистолетов и револьверов различных типов и калибров, причем даже больше, чем в 1918 году. Тут было все: немецкие P.08 и Р-38, американские Colt М1911 и М1911A1, отечественные Mle1935A и немного Mle1935S и даже экзотические японские "Намбу". Все это дополнялось пестрой компанией револьверов своего, американского и британского производства. Требовалось по меньшей мере одиннадцать различных типов патронов (не считая 8-мм патронов Nambu). Ситуация с запасными частями и ремонтом, должно быть, была просто кошмаром тыловых служб. В очередной раз нужно было привести весь этот разнобой к общему знаменателю.
30 октября 1946 года Генеральный штаб французской армии издал директиву, положившей начало программе разработки нового типа полуавтоматического пистолета. Это должно было привести к двум желаемым результатам -
французские войска получили бы современное и эффективное ручное оружие и
была бы достигнута унификация в оснащении им различных родов войск и силовых структур. С калибром и типом патрона на этот раз определились сразу и однозначно - 9х19 Parabellum. Помимо этого, требовалась масса без патронов не более 650 граммов и емкость магазина не менее девяти патронов. Помимо того был и еще ряд требований: наличие затворной задержки, ударно-спусковой механизм куркового типа с открытым расположением курка, обязательное наличие индикатора заряженного патронника, наличие ручного предохранителя, удобную форму и наклон рукояти, простота сборки-разборки в полевых условиях. И последнее, как бы намекающее - целик должен был быть выполнен в виде выемки на затворе, а мушка - в виде лезвия. Уж написали бы сразу: переделайте нам Mle.1935S по 9-мм патрон и будут вам правительственные контракты, бюджетные деньги и счастье!
Именно поэтому решили не заморачиваться с открытым конкурсом с большим количеством участников, использовавшимся тринадцать лет назад для
принятия моделей 1935A и 1935S. Вместо этого Генеральный
штаб сам определил оружие, подлежащее испытанию. В начале 1950 года сотрудники Секции военной техники (Section Technique de l' Armee сокращенно STA), которая к тому времени взяла на себя функции Версальской комиссии, получили для испытаний от Управления Дирекции по исследованию и производству вооружения четыре опытные модели пистолетов под патрон калибра 9х19 мм Parabellum. Два были изготовлены компанией MAS, один был представлен SACM, а еще один был изготовлен компанией SIG в Швейцарии. Причем утверждается, что SACM изначально не знала об этих испытаниях, но узнав о них, попросил рассмотреть свой образец.
В общем-то испытания были скорее не для выбора, а для сравнения уже выбранного с другими образцами, чтобы удостовериться в собственной правоте - к тому времени ответственные офицеры французского Генерального штаба уже выбрали модель, которая легла в основу нового пистолета.
Первым отсеялся образец SACM, который представлял собой несколько увеличенную версию 1935A, для использования более мощного 9-мм патрона. Однако простое масштабирование не помогло - в ходе испытаний модель SACM показала себя не очень хорошо. Точность стрельбы была ниже, чем у других представленных образцов, и и количество задержек при стрельбе составило 6,5% частота сбоев в цикле стрельбы. Все это позволило специалистам STA посчитать пистолет недостаточно проработаной на предмет приемлемой прочности конструкции и точности стрельбы, одновременно выдав SACM ряд рекомендаций относительно необходимых изменений.
Следующим стал "близкий родственник" пистолета Петтера швейцарский SIG, модель SP47/8 (№6557), позже известный как Р-210. Экземпляр был приобретен в Швейцарии частным образом и его испытания проводились без ведома
фирмы-производителя. По оценке экзаменационной комиссии, это был отличный служебный пистолет. Его превосходная точность и надежность в работе явно превосходили два других испытуемых образца. Процент неисправностей составил 0,48%. Но - это был не французский пистолет! А потому, увы и ах, но 210-й фанерой пролетел над Парижем.
И вот на арену вышел главный претендент. Из Сент-Этьена. Компания MAS, заранее информированная об октябрьской директиве Генштаба тогда же в 1946 году и начала разработку нового пистолета. Ну не то чтобы прям совсем нового - представленный арсеналом образец представлял собой 9-миллиметровую версию Mle.1935S, основным отличием которой стало упразднение большого выступа на передней части патронника и возврат к запиранию по традиционной кольто-браунинговской схеме с двумя кольцевыми выступами на стволе и стольким же количеством пазов на внутренней стороне кожуха-затвора. Однако дела у фаворита пошли не так хорошо как хотелось бы. У двух протестированных пистолетов MAS, с серийными номерами 14 и 15, сначала пришлось заменить детали из-за дефектов обработки. Затем из-за трещин в затворах обоих пистолетов их пришлось снять с испытаний на
2500 выстрелов и выносливость. Хотя точность, простота приведения оружия в действие и обслуживание были признаны удовлетворительными, управляемость и надежность оказались ниже. Вскоре после этого был получен и протестирован третий прототип MAS с пластмассовыми накладками на рукоятке. Но и у него процент неисправностей составил 2,01%. С самого начала существовала проблема с неправильным сцеплением ствола с затвором, которая по ходу испытаний становилась все более частой. Примерно на 1800 выстреле в затворе было были замечены трещины, которые стали достаточно серьезными, чтобы прекратить стрельбу на 2232 выстреле. Хотя новая рукоятка была признана улучшением, пистолет получил ту же оценку, что и его предшественники.
В заключительном отчете STA пистолеты MAS, как и образец SACM, были отнесены на второе место после швейцарского SIG, и рекомендовалось доработать как их конструкцию, так и технологию производства. Но, несмотря на подобное заключение, пистолет MAS был принят на вооружение французской армии 16 августа 1950 года под обозначением "pistolet automatique de 9 MM modèle 1950" - "автоматический пистолет калибра 9 мм, модель 1950 года". Ну или коротко Mle.1950.
Как и у своего непосредственного предшественника, автоматика Mle.1950 работала за счет использования энергии отдачи при коротком ходе ствола, с запиранием канала ствола за счет сцепления ствола и кожуха-затвора. Пистолет состоял из следующих основных частей: ствола, рамки, кожуха-затвора и ударно-спускового механизма модульного типа.
Ствол серийных пистолетов имеет ступенчатую цилиндрическую форму и канал с шестью нарезами - у прототипов нарезов было четыре. На этот раз французы решили не переизобретать велосипед и вернулись к классической браунинговской схеме запирания - на верхней поверхности располагались два кольцевых выступа, обеспечивающих сцепление с кожухом-затвором. Снижение ствола при выстреле, и его расцепление с затвором, достигалось с помощью качающейся серьги, в казенной части.
Рамка конструктивно была подобна модели 1935S, но имела больший размер и изогнутую заднюю поверхность рукояти. Ударно-спусковой механизм одинарного действия и также модульного типа.
От своего предшественника пистолет также унаследовал и набор предохранителей (ручной и магазинный) и состав и расположение прицельных приспособлений.
Производство нового пистолета было начато на Оружейной мануфактуре Шательро (MAC). Тамошним конструкторам и технологам удалось обеспечить взаимозаменяемость деталей, которая не была полностью достигнута во всех более ранних моделях французского оружия. Первая партия из 100 пистолетов была поставлена 1 июня 1953 года. В дальнейшем производство шло партиями по десять тысяч штук, при этом для каждой присваивался буквенный префикс, начинающийся с "A" и заканчивающийся "W". Общий объем производства MAC составил 221 900 пистолетов.
Начиная с 1961 года, производственно постепенно переводились на MAS, а в 1963 году выпуск пистолетов в Шательро был полностью прекращен. В отличие от MAC, мануфактура в Сент-Этьене производила оружие партиями по 100 000 штук. Маркировка находится в тех же местах, что и на примерах с MAC, только на левой стороне кожуха вместо инициалов арсенала Шательро стоит "MAS". Всего по апрель 1978 года было произведено 120 000 единиц оружия от MAS. В совокупности же выпуск Mle.1950 составил 341 900 штук.
Пистолет оснащался стандартной кобурой сначала модели 1948 GT.Изначально она была разработана как универсальная для ношения нескольких различных пистолетов. В 1950 году она была модифицирована и стала обозначаться - Model 48/50. Единственное их существенное отличие в конструкции - вертикальная планка жесткости с внутренней стороны, застегивающаяся на три заклепки, которые видны сзади. Большинство экземпляров выполнены из коричневой кожи, хотя в жандармерии и ВВС используются и кобуры черного цвета.Существовали также кобуры из белой кожи, которые использовалась как парадные, а также военной полицией и некоторыми подразделениями жандармерии.
Еще одна стандартная кобура, обозначенная как T.A.P., была изготовлена из зеленого холста (а позднее из нейлона),сшитого в два слоя. На конце закрывающей планки и на прорези в клапане или на закрывающей скобе имеются металлические накладки. Проволока застежка прикреплена к верхней задней части петли для ремня. Нижняя часть выполнена из плотного полотна с металлическим отверстием для слива в центре.
Чтобы не потерять оружия к нижней части рукояти крепился кожаный шнур-темляк. Как правило он использовался жандармерией и CRS (специальным полицейским подразделением). В Алжире, Чаде, Ливане и Заире использовалась металлическая цепь с мелкими звеньями, которая, в последствие использовалась и в полках Иностранного легиона и на уровне полков.
Мle.1950 показал себя как прекрасное боевое оружие, получившее высокую оценку солдат, которые использовали его в бою. С 1953 года он заменил в Вооруженных силах Франции револьвер Model 92, 7,65-мм пистолеты Mle.1935A и Mle.1935S, а также трофейные немецкие "Вальтер" P.38 в специальных отрядах полиции CRS. Пистолет применялся во всех военных конфликтах, где участвовала французская армия, начиная с первой войны в Индокитае, а также Алжирской кампании и Суэцкого кризиса, а также в целом ряде войн на африканском континенте. Во время войны во Вьетнаме доставшиеся в качестве трофеев французские пистолеты применялись против американцев. Несмотря на поступление в войска более нового PA MAS G1 - французской версии Beretta 92, в ходе операции "Буря в пустыне" в 1991 году французские войска были вооружены "Моделью 1950", оказавшейся более надежной. Только в 2000 году Мle. 1950 начал выводиться на "пенсию" и заменяться PA MAS G1, а с 2020 года на Glock 17 пятого поколения. Тем не менее пистолет еще в ходу. Последнее по времени его применение зафиксировано во время интервенции в Ливию в 2011 году и последовавшей за ней Гражданской войне, которая толком не завершилась до сих пор.
Помимо армии пистолет состоял на вооружении национальной полиции Франции, таможенной службы, инкассаторов и охраны Банка Франции и национального лесного бюро до конца 1980-х годов, когда как и в армии началась его замена на лицензионную Беретту-92. Поначалу, когда новый MAS G1 стал поступать на вооружение, многие Mle.1950 были сданы на хранение. Однако с новыми с пистолетами возникли проблемы. И тогда около 50 000 единиц были изъяты из резервов и выданы, в основном жандармам. Таким образом пистолет оказался довольно долгоиграющим, отслужив более шести десятков лет. Хотя до своего "дедушки" Кольта М1911 ему еще далеко.
Ну и по традиции о роли в "важнейшем из искусств". Кинокарьеру Mle.1950 начал в 1965 году и отметился в целом ряде весьма известных фильмов. Например таких как "Золотой глаз" с Пирсом Броснаном, где на Бонда в его исполнении наставляют пистолет французские силовики, не дав по незнанию британскому агенту предотвратить угон злодеями нового супер-пупер вертолета
Полицейском боевике "Поцелуй дракона" с ураганным Джетом Ли и харизматичным Чеки Карио. Там у него более "продвинутые" накладки на рукоятке:
Также его можно увидеть в франко-бельгийской военной драме "15 минут войны" (или "Вмешательство") рассказывающий художественную версию событий произошедших в феврале 1976 года, когда в Джибути на границе с Сомали террористами был захвачен школьный автобус. И как французский спецназ GIGN, организовал и провел его штурм. В фильме он появляется в руках как у террористов, так и у спецназовцев, а в конце из него стреляет и героиня Ольги Куриленко.
Резюме будет кратким. Французам пусть и далеко не с первой попытки но удалось создать добротный и надежный армейский пистолет, что подтверждается десятилетиями его службы. В принципе перейти на 9-миллиметровый патрон можно было бы и в тридцатые годы, тогда вполне возможно и Mle.1935A будучи изначально под него создан не потребовал бы себе дублеров и замен. Но, видимо, французам чтобы убедиться в оптимальности парабеллумовского патрона потребовались несколько лет оккупации и испробование немецкого P.38 на собственной шкуре, чтобы здравый смысл возобладал над галльской гордостью. Ну, наверное так тоже бывает!
Источники: Medlin, Eugene and Jean Huon "French Service Handguns 1858—2004","Guide technique pistolet automatique de 9 mm Modele 1950", материалы в открытом доступе в сети Интернет
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх,
оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. Если есть желание - можете поддержать канал,
воспользовавшись кнопкой справа - приятно, когда твой труд оценен. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!
Предыдущие части французской пистолетной саги Вы можете прочитать здесь:
Самозарядный пистолет Mle.1935A: швейцарско-американский "француз"
Самозарядный пистолет Mle.1935S: сент-этьенский потомок "кольта"