За 29 лет работы проводницей я проехала Россию вдоль и поперёк. Видела что творится в купе когда двери закрыты — люди думают я не слышу, но слышу всё. Знаю разницу между плацкартом и СВ — это не про деньги, а про людей.
Находила в вагонах после рейса вещи, от которых волосы дыбом. Видела как меняются пассажиры за 29 лет — и поняла, что страна меняется, а люди нет. Ночью в поезде происходят вещи, о которых не говорят при свете дня.
Недавно мне написала подписчица Татьяна. 52 года, из них 29 она работает проводницей на поездах дальнего следования. За это время она провела в пути больше времени, чем дома. Видела тысячи людей, их истории, драмы и радости.
То, чем она поделилась — это взгляд изнутри на жизнь в поезде.
Публикую с её разрешения.
Слово Татьяне:
Я стала проводницей в 23 года. Романтика путешествий, новые города, интересная работа. Прошло 29 лет.
Романтика давно закончилась. Но я всё ещё здесь. Потому что за эти годы я увидела столько, что поезд стал моим вторым домом.
Что творится в купе когда двери закрыты
Люди думают что в купе они одни. Закрыли дверь — и приватность. Но стены в поезде тонкие. И я слышу всё.
Слышу как ругаются супруги. Как изменяют в соседнем купе. Как обсуждают дела которые лучше не обсуждать вслух. Люди забывают что проводник ходит по коридору, стоит рядом с дверью, всё слышит.
Был случай. Купе, двое мужчин. Говорят громко, обсуждают какой-то бизнес. Слова такие — "подставим конкурента", "оформим на него", "пусть сидит". Я не юрист, но поняла — затевают что-то криминальное. Проходила мимо, делала вид что не слышу. Но слышала каждое слово.
Или другая ситуация. Женщина в купе, одна. Звонит кому-то по телефону. Плачет, говорит:
— Я не могу больше с ним. Он меня бьёт. Еду к маме, он не знает. Боюсь что найдёт.
Я стояла в коридоре, слушала. Мне стало страшно за неё. На следующей станции подошла, спросила — всё хорошо? Она кивнула, вытерла слёзы. Сошла на конечной. Больше не видела. Но запомнила.
Разные вагоны — разные миры
За 29 лет я работала во всех типах вагонов. Плацкарт, купе, СВ. И поняла — это три разных мира.
Плацкарт — это простые люди. Рабочие, пенсионеры, студенты. Денег мало, едут экономя. Но там самая душевная атмосфера. Люди общаются, делятся едой, помогают друг другу. Шумно, тесно, но живо.
Помню как ехала бабушка с внуком. Денег у неё было мало, видно. Купила билеты в плацкарт. Ехали трое суток. Соседи видели — кормили мальчика, давали фрукты, печенье. Бабушка плакала от благодарности. Говорила — добрые люди ещё есть.
Купе — средний класс. Семьи, командировочные, туристы. Более закрыты, но всё ещё адекватные. Проблемы бывают редко.
СВ (спальный вагон) — богатые. И там самые капризные пассажиры. Они считают что раз заплатили больше, то могут требовать всё. Хамят, придираются, жалуются.
Был мужик в СВ. Всю дорогу жаловался. То постель неудобная, то чай не такой, то шумно. Я всё терпела, улыбалась, извинялась. На конечной он не оставил даже спасибо. Просто вышел.
А в плацкарте дедушка ехал. Скромный, тихий. На конечной подошёл, поблагодарил, дал 100 рублей на чай. Сказал:
— Спасибо за заботу. Вы хорошо работаете.
Вот и вся разница.
Ночные драмы в поезде
Ночью в поезде особая атмосфера. Все спят, тихо, только стук колёс. Но именно ночью происходят самые странные вещи.
Ночью люди не спят — встают, ходят по коридору, курят в тамбуре (хотя нельзя), разговаривают шёпотом. И именно ночью развязываются языки.
Был случай. Ночь, иду по вагону. Слышу — в купе кто-то плачет. Тихо, но слышно. Стучусь — всё хорошо? Открывает женщина, лет тридцати. Глаза красные.
— Всё нормально, — говорит.
Но видно что нет. Спрашиваю — может чай? Она кивает. Принесла чай, села рядом. Она рассказала — едет хоронить мать. Не успела попрощаться. Мать три дня назад ушла, а она узнала только вчера. Не общались давно, поссорились. Теперь поздно.
Сидели мы с ней до утра. Я молчала, она плакала. Иногда людям просто нужно чтобы кто-то был рядом.
Или другая история. Ночь, тамбур. Стоит мужик, курит (нельзя, но закрываю глаза). Подхожу — напоминаю что курить запрещено. Он кивает, тушит. Говорит:
— Извините. Нервы. Еду домой после двух лет. Семью не видел. Боюсь что жена не ждала.
Он рассказал — работал вахтой на севере. Два года не был дома. Связь плохая, созванивались редко. Теперь едет — и страшно. Вдруг она его разлюбила? Вдруг другой есть?
Я говорю:
— Не накручивайте. Приедете — всё узнаете.
Он кивнул. Больше не курил. На конечной сошёл. Не знаю чем закончилось. Но запомнила.
Что находят в вагонах после рейса
После каждого рейса убираем вагон. И находим столько всего, что не поверите.
Телефоны, документы, кошельки — это обычное. Забыли, потеряли. Храним в камере хранения, ждём когда владелец объявится.
Но бывает находим странное. Однажды нашли чемодан. Большой, тяжёлый. Открыли — там деньги. Много. В пачках. Мы испугались, сдали полиции. Оказалось — криминальные деньги. Кто-то вёз, испугался проверки, бросил и сбежал.
Или находили украшения. Дорогие, золотые. Кто-то забыл или специально оставил — не знаю. Сдали в камеру хранения. Никто не пришёл.
А один раз нашли письмо. Написано от руки, адресовано "Любимому". Прочитали (да, читаем иногда) — письмо о любви, о том что женщина уходит от мужа, едет к любовнику. Начинается новая жизнь. Письмо осталось в вагоне. Не знаю — забыла или передумала отправлять.
Как изменились люди за 29 лет
Я видела три поколения пассажиров. 90-е, нулевые, сейчас. И заметила — люди изменились.
В 90-е ехали все скромно. Денег ни у кого не было. Везли челноки товар, мешки с вещами. Ехали выживать. Но люди были проще, добрее. Помогали друг другу.
В нулевые начали ездить бизнесмены, богатые люди. СВ стал популярен. Появилось хамство. Люди возомнили что раз заплатили — могут всё.
Сейчас все в телефонах. Едут молча, смотрят в экраны. Не общаются, не знакомятся. Каждый сам по себе.
Раньше в плацкарте играли в карты, пели песни, разговаривали до утра. Сейчас все в наушниках.
Грустно видеть. Но такое время.
Зарплата и условия
Проводник получает 40-50 тысяч в месяц. Зависит от рейсов.
График — рейс 3-5 дней, потом отдых 2-3 дня. Фактически живёшь в поезде больше, чем дома.
Работа тяжёлая. Носишь постельное бельё, убираешь вагон, обслуживаешь пассажиров. Не спишь ночами — нужно следить чтобы всё было в порядке.
Хамство от пассажиров. Жалобы. Претензии.
Но это работа. Моя работа 29 лет.
Почему продолжаю
Люди спрашивают — зачем? Можно найти работу где дома будешь каждый день.
Но я не могу. Поезд — это моя жизнь. Я привыкла к дороге, к стуку колёс, к смене пейзажей за окном.
Есть моменты когда понимаешь — всё не зря. Когда пассажир благодарит от души. Когда помогаешь кому-то в трудную минуту. Когда видишь счастливые лица.
Буду работать, пока могу. Потому что это моё.
Вот такая история от Татьяны. 29 лет на рельсах, тысячи километров и тысячи людей. Она показала жизнь в поезде изнутри.
Если у вас есть похожие истории или вы работаете на транспорте — делитесь в комментариях. Если материал задел — подписывайтесь на канал, здесь регулярно выходят честные истории про обычных людей. И лайк поставьте — это помогает делать больше контента.