Найти в Дзене
ॐ ВЕДА-ВИТ ॐ

БГ 4.7. Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты.

Оглавление

Объяснив природу Своего появления, Господь объясняет причину Своего пришествия: Он приходит, чтобы восстановить принципы дхармы. Затем Кришна объясняет как Он это делает: возвышая святых и уничтожая злодеев.

1. Дхарма предназначена для того, чтобы постепенно очистить живые существа от духа наслаждения. Когда цель дхармы забыта или методы ее достижения извращены, Господь приходит Сам или посылает Своего представителя, чтобы исправить положение.

2. Господь защищает дхарму, возвышая ее приверженцев, благочестивых людей (паритраная садхунам) и уничтожая ее разрушителей, нечестивцев (винашая ча душкритам).

Однако главной причиной личного явления Господа является то, что Он хочет доставить удовольствие Своим преданным (садху). Уничтожение злодеев второстепенно, ибо это не требует Его личных усилий, так как Кришна может с легкостью уничтожить их с помощью Своей материальной энергии.

====================================================

Бг. 4.7

यदा यदा हि धर्मस्य ग्लानिर्भवति भारत ।
अभ्युत्थानमधर्मस्य तदात्मानं सृजाम्यहम् ॥ ७ ॥

йада̄ йада̄ хи дхармасйа
гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйуттха̄нам адхармасйа
тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам

Пословный перевод

йада̄ йада̄ — когда и где бы то ни было; хи — безусловно; дхармасйа — религии; гла̄них̣ — упадок; бхавати — проявляется; бха̄рата — о потомок Бхараты; абхйуттха̄нам — преобладание; адхармасйа — безбожия; тада̄ — тогда; а̄тма̄нам — Себя; ср̣джа̄ми — являю; ахам — Я.

Перевод

Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты.

Комментарий Прабхупады

Особого внимания в этом стихе заслуживает слово ср̣джа̄ми.
Оно не может означать сотворение, поскольку, как явствует из
предыдущего стиха, тело Господа никогда не было сотворено: все Его
образы существуют вечно. Поэтому слово
ср̣джа̄ми указывает на
то, что Господь являет Свой истинный образ. Хотя Господь нисходит в
материальный мир в определенное время (один раз в день Брахмы, в конце
Двапара-юги двадцать восьмой эпохи правления седьмого Ману), Он не
обязан строго придерживаться этих сроков, ибо волен поступать так, как
Сам того желает. Он приходит в материальный мир по Своей воле всякий
раз, когда попирается истинная религия и начинает торжествовать
безбожие. Заповеди религии изложены в Ведах, и, нарушая их, люди
превращаются в безбожников. В «Бхагаватам» сказано, что законы религии —
это законы Бога и установить их может только Сам Бог. Как известно,
Веды первоначально были даны Самим Господом, который рассказал их
Брахме, находясь у него в сердце. Таким образом, законы
дхармы, религии, являются прямыми указаниями Верховной Личности Бога (дхармам̇ ту са̄кша̄д бхагават-пран̣ӣтам). Все они предельно ясно изложены в «Бхагавад-гите».

Назначение
Вед — утвердить законы религии в соответствии с волей Верховного
Господа. В конце «Гиты» Господь прямо говорит, что высший закон религии
заключается в том, чтобы предаться Ему и отказаться от всего прочего.
Предписания Вед побуждают человека безраздельно предаться Господу, и,
когда демоны нарушают их, Господь Сам приходит в материальный мир. Из
«Бхагаватам» мы узнаём, что Господь Будда, одно из воплощений Кришны,
появился на земле в пору засилья материализма, когда люди оправдывали
свои грехи, ссылаясь на предписания Вед. Хотя Веды строго ограничивают
принесение в жертву животных, в то время люди с демоническим складом ума
совершали жертвоприношения животных, не считаясь с указаниями Вед.
Господь Будда пришел на землю, чтобы прекратить этот произвол и
утвердить ведический принцип ненасилия. Каждая
аватара (воплощение Господа) нисходит в материальный мир с определенной миссией, и все эти аватары описаны в шастрах. Соответственно, того, кто не упомянут в шастрах, нельзя считать аватарой.

Не
следует думать, будто Господь появляется только на земле Индии. Он
может явиться всюду, где пожелает, и когда Ему угодно. Каждое воплощение
Господа говорит людям о религии ровно столько, сколько они способны
принять в соответствии с уровнем своего развития и условиями жизни. Но
цель у всех
аватар одна: побудить людей следовать заповедям
религии и помочь им развить сознание Бога. Иногда Господь приходит в
материальный мир Сам, иногда посылает Своих представителей в образе
Своего сына или слуги, а иногда появляется как скрытое воплощение.

Господь
поведал «Бхагавад-гиту» Арджуне, а вместе с ним и другим возвышенным
душам, поскольку Арджуна по уровню своего развития значительно
превосходил обыкновенных людей, жителей других частей света. Два плюс
два равно четырем — как в начальной школе, так и в высшем учебном
заведении. Но помимо арифметики существует еще и высшая математика.
Подобно этому, все воплощения Господа учат одним и тем же заповедям и
законам, однако в зависимости от обстоятельств эти заповеди могут внешне
отличаться друг от друга. Высшая религия начинается с разделения
общества на четыре
варны и четыре ашрама, о чем будет
сказано в последующих стихах. Цель прихода всех воплощений Господа —
распространить в мире сознание Кришны. Это сознание иногда проявлено в
обществе, а иногда нет, в зависимости от обстоятельств.

====================================================

Объяснение Чайтанйа чарана прабху.

В этом стихе Кришна говорит о том, что Он проявляется в материальном мире, когда люди отклоняются от пути дхармы (религиозной истины). В последующих стихах (4.8 и 4.9) Кришна объясняет причины Своего явления, а в данном стихе акцент делается на обстоятельствах, при которых Он проявляется.

Выражение «йада йада» можно понимать двояко. Это может быть поэтическим украшением — стилистическим повтором для усиления смысла. Либо его можно понимать буквально как «когда бы ни» и «где бы ни». Таким образом, фраза «йада йада хи дхармасйа» означает: «Когда бы ни происходил упадок дхармы, Я проявляюсь».

Этот стих подчёркивает одну из определяющих и отличительных характеристик Санатана-дхармы — её универсальность. Определяющая характеристика — это то, что является центральным, важным и неотъемлемым, что делает вещь тем, чем она является. Отличительная характеристика — то, что выделяет что-то среди прочего. Этот стих иллюстрирует обе эти стороны Санатана-дхармы, особенно её актуальность во все времена и во всех местах.

Многие религии мира ориентированы на историю, то есть они коренятся в конкретном историческом событии. Определённый момент истории считается примечательным и основополагающим — событие, которое запускает цепочку событий. Именно это единичное явление делает возможным рождение конкретной религии и определённого способа приближения к Богу.

Например, среди религий, ориентированных на историю, можно выделить три авраамические веры: иудаизм, христианство и ислам. Каждая из этих традиций уходит корнями в определяющее историческое событие — будь то исход избранного народа из Египта в Иерусалим, явление Иисуса или откровение, полученное пророком Мухаммедом.

Если бы Иисус не пришёл или если бы не явился Мухаммед, у этих религий не было бы основания — они немыслимы без этих исторических личностей. Основная идея в таких традициях заключается в том, что божественное откровение произошло в определённый момент истории и ограничивается только этим моментом. Хотя считается, что люди после этого времени всё ещё могут быть спасены благодаря милосердию, дарованному этим историческим событием, возникает несколько вопросов.

Если Иисус — единственный спаситель мира, то как были спасены люди, жившие до Его явления? И как быть с теми, кто никогда не узнал о Нём — с теми, кто родился в отдалённых уголках мира, где никогда не слышали Евангелие?

Религии, ориентированные на историю, склонны ограничивать вечное историческим — сводить вечное к конкретному моменту истории. В отличие от этого, «Бхагавад-гита» не накладывает таких ограничений. Она провозглашает, что вечный, трансцендентный Господь проявляется снова и снова. «Когда бы ни происходил упадок дхармы», Господь является. Это означает, что Его явление не ограничивается конкретным временем, местом или обстоятельствами. Оно ничем не ограничено по сути.

Вот почему мы видим бесчисленное множество воплощений Господа. Фактически «Бхагавата-пурана» утверждает, что воплощения столь же бесчисленны, как волны в океане. И как волны безграничны, так же безграничны и Его явления.

Почему существует бесконечное число воплощений Бога? Потому что Его любовь к нам безгранична. И из этой безграничной любви Он проявляется снова и снова.

Эта универсальность — что Кришна есть Сам Бог (кришнас ту бхагаван свайам) — безусловно, верна.

---------------------------------------------------------------------------------

Анализ стиха БГ 4.7 и концепция дхармы

Контекст стиха раскрывает важную философскую концепцию о причинах появления Верховной Личности Бога в материальном мире.

Основная причина появления Господа — это постоянная борьба между дхармой (праведностью) и адхармой (неправедностью), которая происходит как внутри каждого живого существа, так и во внешнем мире в форме противостояния добра и зла.

Понятие дхармы имеет три основных значения:

  • Духовная природа — любовь к Кришне (вечная дхарма)
  • Материальная дхарма — система варн и ашрамов, помогающая поддерживать гармонию с окружающим миром
  • Свадхарма — индивидуальная дхарма, обусловленная конкретными обстоятельствами

Важный аспект — различие между садхана-бхакти (практическим служением) как переходным состоянием и бхакти как вечной духовной природой.

Проявление Господа происходит по Его собственной воле для установления дхармы и защиты преданных. При этом формы Его появления могут различаться в зависимости от обстоятельств и потребностей времени.

Толерантный подход к различным религиозным традициям основан на понимании:

  • Внешняя форма (экзотерика) может различаться
  • Внутренняя суть (эзотерика) остаётся единой
  • Все пути ведут к одной цели — возвращению к Богу

Ключевая цель всех аватар и воплощений Господа — пробуждение сознания Кришны (или Бога) в живых существах. Это сознание уже присутствует внутри каждого, его нужно лишь пробудить.

Универсальность учения подтверждается тем, что Господь может являться в разных формах и через разных представителей, адаптируя своё послание под конкретные исторические и культурные условия, не ограничиваясь какими-то определёнными рамками или формами.

---------------------------------------------------------------------------------------

Благослови меня встать на твою сторону в восстановлении дхармы (4.07)

24 мая 2025 | Глава 04, Текст 07, Молитва – Глава 4, Молитвы

Бхагавад-гита 4.7

йада йада хи дхармасйа
гланир бхавати бхарата
абхйуттханам адхармасйа
тадатманам сриджами ахам

«Когда праведность угасает,
И неправедные силы власть берут,
Тогда, о Бхарата, я воплощаюсь вновь,
Чтоб справедливость на земле вернуть».

Мой дорогой Господь, ты устроил этот мир так, что твоя божественность нелегко воспринимается. Однако это не означает, что тебя нет. Это просто значит, что ты позволяешь людям играть главную роль на видимом уровне и хочешь, чтобы мы взяли на себя ответственность за то, чтобы мир развивался в соответствии с твоим замыслом.

Но когда всё становится чрезмерно нарушенным, особенно когда разрушительные элементы бессовестно захватывают власть, ты, мой Господь, не колеблясь, вмешиваешься.

И всё же ты лично спускаешься, чтобы исправить то, что худшие из нас испортили, и когда лучшие из нас не способны это исправить. Благослови меня, мой Господь, чтобы я всегда выбирал встать в ряды тех, кто пытается помочь тебе восстановить дхарму, и никогда не присоединялся к тем, кто её разрушает. Своим божественным нисхождением ты показываешь, что ты на моей стороне. Пожалуйста, о Господь, своей готовностью служить и помогать в твоём плане помоги мне показать, что я на твоей стороне.

4.07 Всякий раз и везде, где происходит упадок религиозной практики, о потомок Бхараты, и преобладает рост нерелигиозности — в это время я сам нисхожу.

===================================================

Кришна нисходит, чтобы определить, продемонстрировать и распространить дхарму

25 мая 2014 | Глава 04, Текст 07

Кришна нисходит, чтобы определить, продемонстрировать и распространить дхарму

«Бог нисходит, чтобы установить дхарму» — эта истина хорошо известна тем, кто знаком с «Бхагавад-гитой», и некоторые даже могут процитировать соответствующие стихи из «Бхагавад-гиты» (4.7–4.8).

Тщательное изучение «Гиты» расширяет это понимание, показывая, как Кришна служит делу дхармы разными способами, включая определение, демонстрацию и распространение.

  1. Определение. Кришна излагает «Гиту», отвечая на вопрос Арджуны (2.7) о дхарме. И его определение дхармы — это не единичное событие. «Гита» (4.1) указывает, как Кришна на заре творения просветил бога солнца, владыку света, и через него установил линию царственных мудрецов, которые продолжили традицию определения. И когда эта традиция была утрачена со временем (4.2), Кришна взял на себя ответственность вновь определить её для Арджуны (4.3).
  2. Демонстрация. Поскольку действия говорят громче слов, а действия лидеров — громче всего для граждан (3.21), Кришна, будучи правителем, демонстрировал дхармическое поведение, тщательно выполняя свои обязанности (3.22–3.24).
  3. Распространение. Чтобы эффективно распространить дхарму в обществе, Кришна организовал назначение лидеров, ориентированных на принципы, которые использовали бы ресурсы государства, чтобы помочь людям жить праведно. Фактически Кришна хотел, чтобы Арджуна сражался в битве на Курукшетре, чтобы заменить порочного Дурьодхану добродетельным Юдхиштхирой. Он не только привлекал своих воинов-преданных к такому дхарма-йуддха, но и сам много раз сражался, чтобы избавить мир от нерелигиозных выскочек.

Неудивительно, что «Вишну-сахасранама» прославляет Кришну более чем десятком имён, связанных с дхармой, таких как:

  • дхармадхьякша (надзиратель за дхармой);
  • дхарма (воплощение дхармы);
  • дхармавидуттамах (лучший знаток дхармы);
  • дхармагупа (защитник дхармы);
  • дхармакрита (проповедник дхармы);
  • дхарми (пример дхармы);
  • сатья-дхарма-паракрамах (защитник истинной дхармы);
  • сатья-дхарма (оплот истинной дхармы);
  • сатья-дхарма-парайанах (прибежище истинных последователей дхармы);
  • дхарма-йупа (основа дхармы).

======================================================

Вишванатх

Анвая

бха̄рата – потомок Бхараты; хи – конечно; йада̄ йада̄ – когда бы ни; бхавати – бывало; гла̄ниx – отклонение; дхармасйа – дхармы; (и) абхйуттха̄нам – возрастала; адхармасйа – адхарма; тада̄ – тогда; ахам – Я; ср̣джа̄ми – проявляю; а̄тма̄нам– Сам Себя.

Перевод

О Бхарата! Когда в этом мире дхарма приходит в упадок и возрастает влияние адхармы, Я появляюсь здесь в Своём вечно совершенном облике.

комм.

Когда же Бхагаван приходит в этот мир? Отвечая на этот вопрос, Он произносит шлоку, что начинается словом йада̄: "Не в силах стерпеть вырождение дхармы и рост адхармы, Я прихожу, чтобы поправить положение или вовсе его изменить". Согласно объяснениям Шрипада Мадхусуданы Сарасвати, слова а̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй означают "создаю тело". "С помощью йогамайи Я проявляю Свою нитья-сиддха-деху, Мой вечно совершенный образ, так, будто он создан материальной энергией".

=================================================

комментарий Баладевы Видьябхушаны.

Стих 7:

йада̄ йада̄ хи дхармасйа гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйуттха̄нам адхармасйа тада̄тма̄нан̮ ср̣джа̄мй ахам

Перевод:
О
потомок Бхараты, всякий раз, когда наступает упадок дхармы и
преобладает адхарма, Я нисхожу, проявляя Свою вечную форму (атманам
сриджами).

Комментарий Баладевы Видьябхушаны:
(Он объясняет, что) когда приходит в упадок
дхарма, предписанная Ведами, и возникает адхарма — то, что противоречит дхарме, Я проявляю Себя (атманам сриджами). Выражение атманам сриджами
не может означать «Я создаю Свое тело», так как вечная природа Его тела
уже была установлена. Таким образом, у Моего появления нет
фиксированного периода (например, раз в тысячу лет).

================================================

перевод и пояснение этого комментария Рамануджи к стиху 4.7 Бхагавад-гиты.

Перевод комментария Рамануджи

(В этом стихе Господь) говорит о времени Своего рождения:

«Для Моего появления (на Земле) нет строгой предопределенности во времени.
Ибо всякий раз, когда происходит упадок дхармы – той самой дхармы,
которая провозглашена в Ведах и утверждена в виде системы четырех варн
(социальных укладов) и четырех ашрамов (стадий жизни), и которую
надлежит исполнять; и всякий раз, когда, напротив, торжествует
беззаконие (адхарма), – именно тогда Я лично, по Своей собственной воле,
проявляю Себя в указанном виде (форме).»

Пояснение к переводу

  • janmakālam āha – Это вводная фраза самого Рамануджи, означающая "Он (Господь Кришна) говорит о времени Своего рождения".
  • na kālaniyamo 'smatsaṃbhavasya
    – Ключевая мысль: появление Бога не подчинено безличным законам времени
    и кармы, как рождение смертного существа. Оно абсолютно свободно и
    зависит только от Его воли.
  • yadā yadā hi dharmasya...
    – Рамануджа подробно раскрывает, что понимается под «дхармой». Это не
    просто абстрактная "праведность", а очень конкретная система:
    vedoditasya – провозглашенная в Ведах (имеющая божественное откровение).
    cāturvarṇyacāturāśramyavyavasthayā avasthitasya
    – утвержденная в виде системы четырех варн (брахманы, кшатрии, вайшьи,
    шудры) и четырех ашрамов (брахмачарья, грихастха, ванапрастха,
    санньяса).
    kartavyayasya – которую надлежит исполнять (она состоит из предписанных обязанностей).
  • glānir bhavati... abhyutthānam
    – Причина нисхождения Бога – упадок этой упорядоченной дхармы и
    возвышение ее противоположности – адхармы (беззакония, невежества).
  • tadāham eva svasaṅkalpena – Важнейший акцент теистической веданты Рамануджи: Господь нисходит Самостоятельно (aham eva) и по Своей собственной свободной воле (svasaṅkalpena), движимый состраданием к праведным и желанием восстановить миропорядок.

Таким
образом, Рамануджа подчеркивает, что явление Бога – это не кармическая
необходимость, а милостивое, личностное и целенаправленное действие
Верховной Личности.

=============================================

Перевод комментария Шридхара Свами

"На возможный вопрос: «Когда же Ты появляешься?» – Он говорит: «Йада̄ йада̄...» («Всякий раз, когда...»).

«Гла̄ниḥ» означает «уменьшение», «ослабление».
«Абхьюттха̄нам» означает «возрастание», «преобладание»."

Пояснение к переводу и суть комментария

Шридхар Свами дает здесь краткий лингвистический и смысловой анализ ключевых слов стиха 4.7.

  1. kadā sambhavasīty apekṣāyām āha yadā yadeti – Эта фраза объясняет структуру речи Кришны. Шридхар Свами предполагает, что стих является ответом на невысказанный вопрос преданного или самого Арджуны: "Когда (kadā) Ты нисходишь?" Кришна отвечает не конкретной датой, а формулой, описывающей условие: "Всякий раз, когда (yadā yadā)..."
  2. glānir hāniḥ – Шридхар Свами прямо определяет значение слова glāniḥ. Оно означает убыль, упадок, ослабление, истощение. То есть, дхарма не просто исчезает мгновенно, а постепенно слабеет, приходит в упадок.
  3. abhyutthānam ādhikyam – Здесь он так же четко определяет значение слова abhyutthānam. Оно означает превосходство, избыток, возрастание, преобладание. Адхарма не просто существует, а активно поднимается, усиливается и начинает доминировать.

Итог: Комментарий Шридхара Свами очень лаконичен и точен. Он проясняет:

  • Логику стиха (ответ на вопрос "когда?").
  • Интенсивность процессов: дхарма не просто "есть" или "её нет", а она ослабевает, а адхарма не просто "появляется", а возрастает и преобладает.

Этот анализ помогает понять, что нисхождение Бога происходит в момент критического дисбаланса в мире, а не просто при случайном нарушении правил.

==================================================

Комментарий Шри Кешавы Кашмири из Кумара-сампрадаи:

Итак,
принято, что Господь Кришна не имеет начала и неизменен, и что Он
наставлял Вишвавану, полубога Солнца, тысячелетия назад в Своём прошлом
воплощении. Но может возникнуть вопрос относительно множественных
рождений:
когда все эти
явления происходили? Господь Кришна проясняет этот момент, начиная со
слов «йада̄ йада̄», что означает «всякий раз, когда» и «где бы то ни
было». Это указывает на то, что в любое время и в любом месте, когда
становится очевиден упадок праведности, враждебной и противостоящей
божественности, в то время Верховный Господь проявляет Себя.

Здесь
слово «дхарма», означающее праведность, подразумевает не обычную
праведность, относящуюся к мирским взаимодействиям в системе варнашрамы
или к положениям и этапам жизни. Здесь «дхарма» относится к
ухудшению бхакти-йоги – науки о соединении индивидуального сознания с конечным Сознанием с помощью любящего преданного служения.

Когда
происходит упадок бхакти-йоги, и путь преданности Богу подвергается
нападкам со стороны неправедных правителей, которые в невежестве своем
враждебны к любви к Богу, тогда в такое время Господь Кришна лично
проявляет Себя.

Таким
образом, Бхуми, богиня Земли, заявляет в «Брахма-вайварта-пуране»:
«Земля не в силах вынести бремя тех великих грешников, кто враждебен к
преданности Господу Кришне и кто хулит преданных Господа Кришны».

Господь
Кришна объяснил в «Шримад-Бхагаватам», что когда саттва-гуна, или гуна
благости, увеличивается, то люди естественным образом будут
пропорционально возрастать в праведности и преданности Ему. Человек,
проживающий свою жизнь без какой-либо преданности Богу, потратил своё
человеческое существование впустую, а тот, кто не находит радости в
слушании о возвышенных духовных играх Верховного Господа Кришны, которые
приносят благо всем живым существам, прожил свою жизнь напрасно.

===========================================