Найти в Дзене
Книжный слушатель

От Волги до Хитровки. Жизнь Гиляровского в картинах и аудиокнигах

Бурлак и юнкер, объездчик лошадей и актёр – кем только не был писатель Владимир Гиляровский (1855-1935), прежде чем стать московским репортером и автором знаменитых очерков об обитателях Хитровского рынка. В 15 лет, после неудачных экзаменов в гимназии, он сбежал из дома в Вологде и отправился в Ярославль, где нанялся бурлаком, чтобы насладиться вольной и самостоятельной жизнью. Спустя полвека, Гиляровский описал приключения своей юности в книге «Мои скитания». Романтика волжских берегов и задонских степей манила вольнолюбивую молодежь, тут Гиляровский был не одинок. Многие художники-современники ходили теми же тропами, увлеченно рисуя бескрайние просторы и народные типы. Картины, которые близки по настроению и сюжетам к прозе Гиляровского, составили замечательную выставку к 170-летию писателя в Музее русского импрессионизма в Москве. «Свой человек. Владимир Гиляровский» – такое название у новой выставки. Общительный и увлекающийся, Владимир Алексеевич был своим среди самых разных л

Бурлак и юнкер, объездчик лошадей и актёр – кем только не был писатель Владимир Гиляровский (1855-1935), прежде чем стать московским репортером и автором знаменитых очерков об обитателях Хитровского рынка. В 15 лет, после неудачных экзаменов в гимназии, он сбежал из дома в Вологде и отправился в Ярославль, где нанялся бурлаком, чтобы насладиться вольной и самостоятельной жизнью. Спустя полвека, Гиляровский описал приключения своей юности в книге «Мои скитания».

Алексей Корин, "Бурлаки" (1897)
Алексей Корин, "Бурлаки" (1897)

Романтика волжских берегов и задонских степей манила вольнолюбивую молодежь, тут Гиляровский был не одинок. Многие художники-современники ходили теми же тропами, увлеченно рисуя бескрайние просторы и народные типы. Картины, которые близки по настроению и сюжетам к прозе Гиляровского, составили замечательную выставку к 170-летию писателя в Музее русского импрессионизма в Москве.

Павел Ковалевский, "Конская ярмарка" (конец XIX века)
Павел Ковалевский, "Конская ярмарка" (конец XIX века)

«Свой человек. Владимир Гиляровский» – такое название у новой выставки. Общительный и увлекающийся, Владимир Алексеевич был своим среди самых разных людей, он легко завоевывал симпатии и имел много друзей. Бывало, что он вел задушевные разговоры на берегу Волги (как на картине «Бурлаки» Алексея Корина) и азартно обсуждал достоинства лошадей с коннозаводчиками («Конская ярмарка», Павел Ковалевский), подобных эпизодов немало в «Моих скитаниях».

Николай Харитонов, "Портрет Федора Шаляпина"(1916)
Николай Харитонов, "Портрет Федора Шаляпина"(1916)

А уж когда Гиляровский стал газетным репортером и бегал по Москве с утра до вечера, то перезнакомился и подружился со многими коллегами и знаменитостями; их портреты занимают целую стену на выставке, тут Федор Шаляпин, Антон Чехов, Александр Куприн, Влас Дорошевич…

Михаил Чемоданов, набросок с бегущим репортером для юмористического журнала "Будильник"
Михаил Чемоданов, набросок с бегущим репортером для юмористического журнала "Будильник"

Выставка разместилась на трех этажах: один посвящен судьбе писателя, другой знакомит с техноновинками времен Гиляровского, он охотно осваивал достижения прогресса, будь то велосипед или фотоаппарат. А самый обширный этаж показывает Москву и москвичей, о жизни которых Гиляровский написал сотни репортажей и очерков, начиная с 1880-х. На картинах – люди, словно сошедшие со страниц книги «Москва и москвичи»: неунывающий мальчишка-разносчик, трактирные завсегдатаи или портной, перешивающий краденое.

Александр Киселёв, "Портной и кошечка"(1890-е)
Александр Киселёв, "Портной и кошечка"(1890-е)

Сборник очерков «Москва и москвичи» – самая известная книга Владимира Гиляровского; я обновила ее в памяти, слушая звуковую версию по дороге на вернисаж. Исполнение актера Александра Бордукова кажется мне наиболее удачным, у него текст звучит как воспоминания о давних временах, но сохранены живые интонации персонажей, от сыщиков до воришек и беспризорников.

Илларион Прянишников, "Иван-Рюмка"(1880-е)
Илларион Прянишников, "Иван-Рюмка"(1880-е)

Совсем о других краях, но тем же живым литературным языком написана книга «Мои скитания» (тоже, кстати, воспоминания по сути). Вологда, Ярославль, Астрахань, Казань – за десятилетие с 1871 по 1881 годы жизнь Гиляровского вместила множество приключений и встреч., вам наверняка будет интересно послушать о них, прежде чем отправиться на выставку. Аудиокнига безупречно озвучена актером Вадимом Максимовым, он точно передал чувства молодого человека, познающего жизнь в самых разных проявлениях, в том числе с изнанки.

Сергей Виноградов, "Рабочие в ожидании парохода на волжской пристани"(1888)
Сергей Виноградов, "Рабочие в ожидании парохода на волжской пристани"(1888)

Когда я слушала «Мои скитания», то часто переживала за молодого героя: не надорвется ли он в бурлаках? Не умрет ли от холеры? Не ранят ли его на войне с турками? Но сложные ситуации всегда оканчивались благополучно, выручали отвага и компанейский характер. Гиляровский с любовью и симпатией относился к окружающим, а они тем же отвечали ему. «Он свой человек не только для современников, но и для нас, его тексты написаны дружески, по-свойски», – так говорят о нем сегодня.

Сергей Малютин, "Портрет Владимира Гиляровского"(1915)
Сергей Малютин, "Портрет Владимира Гиляровского"(1915)

Немало талантливых журналистов писали о социальных язвах в дореволюционной России, но навскидку мы называем именно Владимира Гиляровского. Сгущал ли он краски, придумывал ли ужасные подробности об отмороженных пальцах малолетних попрошаек на Хитровке или о продаже краденого на Сухаревке? Есть разные мнения на этот счет, но репортер безусловно симпатизировал несчастным людям в своих очерках, поэтому его тексты продолжают находить отклик в душе читателей и слушателей.