Когда в 1953 году на экраны вышел фильм «Римские каникулы», никто не ожидал, что эта лёгкая романтическая, ни на что не претендующая история о принцессе и репортёре, станет не просто хитом - вехой в истории кино, культовой картиной на все времена и одним из символов Вечного города.
Сценарий, от которого отказались уже несколько крупных режиссеров, и что без особо энтузиазма был подобран Уильям Уайлер. Идея вести съёмки в Европе, ради экономии средств. Главная роль для Грегори Пека, который попросту хотел отдохнуть на лёгкой романтической ленте от тяжеловесного статуса секс-символа десятилетия и героя маскулинных вестернов.
Но по итогу все эти незатейливые обстоятельства сложились в один из самых романтичных и чистых фильмов за всю историю кинематографа, которому суждено было вынести на гребень волны хрупкую и прекрасную Одри Хепберн, ставшую одной из киноикон XX века.
Кинопроба, ставшая легендой
Одри Хепберн попала в фильм случайно. Она была совершенно никому неизвестна в американской киноиндустрии и режиссер Уильям Уайлер, взявшись за сценарий, даже не знал о ее существовании. Хепберн была тогда молодой актрисой, что только начала свой путь в профессии, хватаясь за любой подходящий проект, будь то реклама мыла или музыкальный спектакль.
Уайлер увидел пробу актрисы на роль и был очарован её естественностью. Это именно то, что он и искал. Образ хрупкой, робкой, невинной европейской девушки. Такой непохожий на тот кинотип, что был в моде в Голливуде той поры.
Пригласив Хепберн на кинопробы, маститый режиссёр пошел на хитрость. Была предложена мизансцена из самого начала фильма, где принцесса Анна готовится ко сну и по-королевски капризничает с членами собственной свиты. Уайлер продолжил снимать сцену даже после команды "Стоп!" и именно в этот момент перед ним предстала подлинная принцесса Анна, когда Одри Хепберн совершенно непринужденно и естественно вела себя перед камерой, ничего не играя, а оставаясь сама собой.
Эта проба и стала ее путевкой в жизнь, а интуиция Уильям Уайлер ему не изменила - через год Одри Хепберн будет отмечена "Оскаром" за лучшую женскую роль.
Джентльменский жест Грегори Пека
Грегори Пек в тот момент был уже голливудским гигантом. Он снялся в дюжине вестернов и был настоящим секс-символом десятилетия. По контракту его имя должно было стоять одно над названием фильма, ведь именно он был его главной звездой.
Но по ходу съемочного процесса у Пека и Хепберн сложились исключительно теплые и дружеские взаимоотношения, которые они, кстати, пронесут всю оставшуюся жизнь. Да и чутьё режиссёра подсказывало, что молодая актриса настолько хороша, что ее нужно выдвинуть каким-либо образом на передний план и обратить на нее внимание публики уже с самых-самых первых секунд фильма. Ее имя каким-либо образом должно было быть на афишах.
Выход из ситуации предложил сам Грегори Пек. С его благородной подачи была придумана универсальная и удовлетворяющая всех формулировка: "Парамаунт Пикчерз представляет Грегори Пека и знакомит с Одри Хепберн в фильме Уильяма Уайлера "Римские каникулы". Именно ее сейчас можно и увидеть на первой минуте ленты.
Сценарий из подполья
Фильм создавался в годы начала жесткого противостояния политических систем того времени. Неожиданно, но "Римские каникулы" тоже попали под этот каток.
Маккартизм - общественно-политическое движение в США, которое по сути было политикой репрессий ко всем, кто хоть как-то был замечен в симпатиях к коммунистическим идеям и левым объединениям. Автор сценария фильма - Далтон Трамбо - по этой причине находился в "чёрных списках" Голливуда, поэтому его работу подписал друг Иэн Хантер, а имя истинного автора даже не попало в титры. По итогу "Оскара" за лучший сценарий получил Хантер, а Трамбо оставался за скобками несколько десятилетий. Справедливость восторжествовала только в 1993 году, а в 2011-м Академия официально признала Далтона Трамбо истинным автором оригинального сценария "Римских каникул".
Королевские предосторожности
Поскольку героиня фильма была европейской принцессой неназванного государства, это давало почву для сплетен - кого именно имели ввиду авторы, рассказывая историю королевской особы, вырвавшейся из-за душных и безжизненных дворцовых стен. Студия Paramount вынуждена была вести настоящие дипломатические переговоры с Великобританией. Причина проста — в те годы весь мир следил за романом родной сестры правящей королевы Елизаветы II - принцессы Маргарет - с офицером Питером Таунсендом, и студия боялась обвинений в пародии. Уильям Уайлер даже вырезал одну сцену, чтобы избежать любых ассоциаций. Хотя параллели всё равно проводились довольно легко - романтическая связь девушки королевских кровей и рядового офицера ВВС, которого королевская семья "сослала" подальше, лишь бы разлучить влюбленных и прервать связь, которую неподобало иметь родной сестре королевы.
Сцена, снятая одним дублем
Один из самых ярких моментов фильма - сцена у «Уст истины» - стал чуть ли не визитной карточкой ленты, хотя его даже не было в первоначальном сценарии. Грегори Пек решил подшутить над Одри, спрятав руку в рукаве и сделав вид, будто каменное лицо откусило ему кисть. Уайлер знал о задумке, но не предупредил актрису. Поэтому реакция Хепберн и вся сцена целиком, ставшая легендарной для кинематографа - истинные и неподдельные эмоции Одри Хепберн, а не принцессы Анны, которую она играла.
Настоящий испуг переходящий в смех и завершающийся самыми искренними объятьями героев - сцена, снятая с одного дубля без повторов. Она и вошла в историю как один из символов искренности кино 1950-х.
Голливуд под солнцем Италии
"Римские каникулы" стали первым американским фильмом, полностью снятым на натуре в Италии. Студия пыталась уговорить Уайлера ограничиться павильоном в Калифорнии, но он настоял: только Рим может быть настоящим фоном для этой истории.
Жара была изнуряющей, съёмки шли при температуре под сорок градусов, а толпы туристов превращали каждую сцену в событие. Бюджет сократили, и фильм пришлось снимать на чёрно-белую плётку, но именно это придало ленте неповторимую документальную красоту.
Оскаровские приключения
На церемонии 1954 года Хепберн не только выиграла свой первый "Оскар", но и… потеряла его. После победы она оставила статуэтку в дамской комнате и только потом вернулась, чтобы позировать с наградой. Кадр, где актриса целует заветную золотую статуэтку тоже стала культовой и ее цитировали все газеты.
Наследие
«Римские каникулы» остаются редким примером кино, где сошлось абсолютно всё: люди, эпоха, история, настроение. И всё это в грандиозных декорациях самого великого города на Земле.
Уайлер, Пек и Трамбо доказали, что великое кино рождается не из бюджетов, а из человеческой честности, таланта и любви к истории, которую ты рассказываешь. Хепберн получила не просто «Оскар» — она обрела вечность.
Фильм продолжает жить, хотя никого из его участников уже нет в живых. Он живёт в сувенирных календарях, в культовых кадрах, в той очереди, что ежедневно выстраивается к одной из церквей Рима, чтобы еще и еще раз вложить руку в "Уста истины".
Продолжение фильма обсуждалось не раз, но Уайлер отказался. "Некоторые истории нужно рассказать только один раз", - сказал он.
Да, это фильм не о том, как "они жили долго и счастливо". У этой истории нет и не будет счастливого конца. Но он о свободе, что длится всего день, но остаётся с тобой навсегда. О настоящей радости и чистоте. О счастье, которое прячется в шарике мороженого, а вовсе не в бриллиантовом блеске королевских регалий.
Самые нетривиальные экскурсии по Риму с доктором наук
Александр Буйо
iloveroma.ru