Найти в Дзене

Кинематографический символ Рима

Когда в 1953 году на экраны вышел фильм «Римские каникулы», никто не ожидал, что эта лёгкая романтическая, ни на что не претендующая история о принцессе и репортёре, станет не просто хитом - вехой в истории кино, культовой картиной на все времена и одним из символов Вечного города. Сценарий, от которого отказались уже несколько крупных режиссеров, и что без особо энтузиазма был подобран Уильям Уайлер. Идея вести съёмки в Европе, ради экономии средств. Главная роль для Грегори Пека, который попросту хотел отдохнуть на лёгкой романтической ленте от тяжеловесного статуса секс-символа десятилетия и героя маскулинных вестернов. Но по итогу все эти незатейливые обстоятельства сложились в один из самых романтичных и чистых фильмов за всю историю кинематографа, которому суждено было вынести на гребень волны хрупкую и прекрасную Одри Хепберн, ставшую одной из киноикон XX века. Одри Хепберн попала в фильм случайно. Она была совершенно никому неизвестна в американской киноиндустрии и режиссер У
Оглавление

Когда в 1953 году на экраны вышел фильм «Римские каникулы», никто не ожидал, что эта лёгкая романтическая, ни на что не претендующая история о принцессе и репортёре, станет не просто хитом - вехой в истории кино, культовой картиной на все времена и одним из символов Вечного города.

Сценарий, от которого отказались уже несколько крупных режиссеров, и что без особо энтузиазма был подобран Уильям Уайлер. Идея вести съёмки в Европе, ради экономии средств. Главная роль для Грегори Пека, который попросту хотел отдохнуть на лёгкой романтической ленте от тяжеловесного статуса секс-символа десятилетия и героя маскулинных вестернов.

Но по итогу все эти незатейливые обстоятельства сложились в один из самых романтичных и чистых фильмов за всю историю кинематографа, которому суждено было вынести на гребень волны хрупкую и прекрасную Одри Хепберн, ставшую одной из киноикон XX века.

Главные роли прочили Элизабет Тейлор и Кери Гранту. Случись оно так, у фильма была бы совсем иная судьба.
Главные роли прочили Элизабет Тейлор и Кери Гранту. Случись оно так, у фильма была бы совсем иная судьба.

Кинопроба, ставшая легендой

Одри Хепберн попала в фильм случайно. Она была совершенно никому неизвестна в американской киноиндустрии и режиссер Уильям Уайлер, взявшись за сценарий, даже не знал о ее существовании. Хепберн была тогда молодой актрисой, что только начала свой путь в профессии, хватаясь за любой подходящий проект, будь то реклама мыла или музыкальный спектакль.

Уайлер увидел пробу актрисы на роль и был очарован её естественностью. Это именно то, что он и искал. Образ хрупкой, робкой, невинной европейской девушки. Такой непохожий на тот кинотип, что был в моде в Голливуде той поры.

Пригласив Хепберн на кинопробы, маститый режиссёр пошел на хитрость. Была предложена мизансцена из самого начала фильма, где принцесса Анна готовится ко сну и по-королевски капризничает с членами собственной свиты. Уайлер продолжил снимать сцену даже после команды "Стоп!" и именно в этот момент перед ним предстала подлинная принцесса Анна, когда Одри Хепберн совершенно непринужденно и естественно вела себя перед камерой, ничего не играя, а оставаясь сама собой.
Эта проба и стала ее путевкой в жизнь, а интуиция Уильям Уайлер ему не изменила - через год Одри Хепберн будет отмечена "Оскаром" за лучшую женскую роль.

Из фотоархива съемок "Римских каникул": Эдди Альбер - фотограф Ирвин Радович, Одри Хепбёрн - принцесса Анна и Грегори Пек	- корреспондент «American News Service» Джо Брэдли
Из фотоархива съемок "Римских каникул": Эдди Альбер - фотограф Ирвин Радович, Одри Хепбёрн - принцесса Анна и Грегори Пек - корреспондент «American News Service» Джо Брэдли

Джентльменский жест Грегори Пека

Грегори Пек в тот момент был уже голливудским гигантом. Он снялся в дюжине вестернов и был настоящим секс-символом десятилетия. По контракту его имя должно было стоять одно над названием фильма, ведь именно он был его главной звездой.

Но по ходу съемочного процесса у Пека и Хепберн сложились исключительно теплые и дружеские взаимоотношения, которые они, кстати, пронесут всю оставшуюся жизнь. Да и чутьё режиссёра подсказывало, что молодая актриса настолько хороша, что ее нужно выдвинуть каким-либо образом на передний план и обратить на нее внимание публики уже с самых-самых первых секунд фильма. Ее имя каким-либо образом должно было быть на афишах.

Выход из ситуации предложил сам Грегори Пек. С его благородной подачи была придумана универсальная и удовлетворяющая всех формулировка: "Парамаунт Пикчерз представляет Грегори Пека и знакомит с Одри Хепберн в фильме Уильяма Уайлера "Римские каникулы". Именно ее сейчас можно и увидеть на первой минуте ленты.

Имя автора сценария Далтона Трамбо было реабилитировано Голливудом лишь в 2011 году
Имя автора сценария Далтона Трамбо было реабилитировано Голливудом лишь в 2011 году

Сценарий из подполья

Фильм создавался в годы начала жесткого противостояния политических систем того времени. Неожиданно, но "Римские каникулы" тоже попали под этот каток.

Маккартизм - общественно-политическое движение в США, которое по сути было политикой репрессий ко всем, кто хоть как-то был замечен в симпатиях к коммунистическим идеям и левым объединениям. Автор сценария фильма - Далтон Трамбо - по этой причине находился в "чёрных списках" Голливуда, поэтому его работу подписал друг Иэн Хантер, а имя истинного автора даже не попало в титры. По итогу "Оскара" за лучший сценарий получил Хантер, а Трамбо оставался за скобками несколько десятилетий. Справедливость восторжествовала только в 1993 году, а в 2011-м Академия официально признала Далтона Трамбо истинным автором оригинального сценария "Римских каникул".

Наследница престола, которая чуть этот престол не оставила навсегда. Цитата устами принцессы Анна: "Если бы я целиком и полностью не осознавала свой долг перед моей семьей и страной, я бы не вернулась сегодня вечером. ...Никогда бы не вернулась..."
Наследница престола, которая чуть этот престол не оставила навсегда. Цитата устами принцессы Анна: "Если бы я целиком и полностью не осознавала свой долг перед моей семьей и страной, я бы не вернулась сегодня вечером. ...Никогда бы не вернулась..."

Королевские предосторожности

Поскольку героиня фильма была европейской принцессой неназванного государства, это давало почву для сплетен - кого именно имели ввиду авторы, рассказывая историю королевской особы, вырвавшейся из-за душных и безжизненных дворцовых стен. Студия Paramount вынуждена была вести настоящие дипломатические переговоры с Великобританией. Причина проста — в те годы весь мир следил за романом родной сестры правящей королевы Елизаветы II - принцессы Маргарет - с офицером Питером Таунсендом, и студия боялась обвинений в пародии. Уильям Уайлер даже вырезал одну сцену, чтобы избежать любых ассоциаций. Хотя параллели всё равно проводились довольно легко - романтическая связь девушки королевских кровей и рядового офицера ВВС, которого королевская семья "сослала" подальше, лишь бы разлучить влюбленных и прервать связь, которую неподобало иметь родной сестре королевы.

Знаменитые кадры - полная импровизация Грегори Пека и хитрость режиссера Уильяма Уайлера.
Знаменитые кадры - полная импровизация Грегори Пека и хитрость режиссера Уильяма Уайлера.

Сцена, снятая одним дублем

Один из самых ярких моментов фильма - сцена у «Уст истины» - стал чуть ли не визитной карточкой ленты, хотя его даже не было в первоначальном сценарии. Грегори Пек решил подшутить над Одри, спрятав руку в рукаве и сделав вид, будто каменное лицо откусило ему кисть. Уайлер знал о задумке, но не предупредил актрису. Поэтому реакция Хепберн и вся сцена целиком, ставшая легендарной для кинематографа - истинные и неподдельные эмоции Одри Хепберн, а не принцессы Анны, которую она играла.

Настоящий испуг переходящий в смех и завершающийся самыми искренними объятьями героев - сцена, снятая с одного дубля без повторов. Она и вошла в историю как один из символов искренности кино 1950-х.

Романтическая история на фоне одного из самых богатейших историей городов мира стало прекрасной рекламной кампанией и в Рим после фильма хлынули толпы туристов из США
Романтическая история на фоне одного из самых богатейших историей городов мира стало прекрасной рекламной кампанией и в Рим после фильма хлынули толпы туристов из США

Голливуд под солнцем Италии

"Римские каникулы" стали первым американским фильмом, полностью снятым на натуре в Италии. Студия пыталась уговорить Уайлера ограничиться павильоном в Калифорнии, но он настоял: только Рим может быть настоящим фоном для этой истории.

Жара была изнуряющей, съёмки шли при температуре под сорок градусов, а толпы туристов превращали каждую сцену в событие. Бюджет сократили, и фильм пришлось снимать на чёрно-белую плётку, но именно это придало ленте неповторимую документальную красоту.

Первая роль сразу же оказалась звездной. Хепберн сразу вошла в "золотой состав" Голливуда.
Первая роль сразу же оказалась звездной. Хепберн сразу вошла в "золотой состав" Голливуда.

Оскаровские приключения

На церемонии 1954 года Хепберн не только выиграла свой первый "Оскар", но и… потеряла его. После победы она оставила статуэтку в дамской комнате и только потом вернулась, чтобы позировать с наградой. Кадр, где актриса целует заветную золотую статуэтку тоже стала культовой и ее цитировали все газеты.

Повстречавшись первый раз на съемках фильма, Хепберн и Пек оставались друзьями на протяжении всей жизни
Повстречавшись первый раз на съемках фильма, Хепберн и Пек оставались друзьями на протяжении всей жизни

Наследие

«Римские каникулы» остаются редким примером кино, где сошлось абсолютно всё: люди, эпоха, история, настроение. И всё это в грандиозных декорациях самого великого города на Земле.

Уайлер, Пек и Трамбо доказали, что великое кино рождается не из бюджетов, а из человеческой честности, таланта и любви к истории, которую ты рассказываешь. Хепберн получила не просто «Оскар» — она обрела вечность.

Фильм продолжает жить, хотя никого из его участников уже нет в живых. Он живёт в сувенирных календарях, в культовых кадрах, в той очереди, что ежедневно выстраивается к одной из церквей Рима, чтобы еще и еще раз вложить руку в "Уста истины".

Продолжение фильма обсуждалось не раз, но Уайлер отказался. "Некоторые истории нужно рассказать только один раз", - сказал он.

Анне и Джо суждено навсегда было стать киносимволами Вечного города. И даже спустя 70 лет после выхода фильма, они словно продолжают жить в Риме, гуляя по его колоритным улицам и площадям
Анне и Джо суждено навсегда было стать киносимволами Вечного города. И даже спустя 70 лет после выхода фильма, они словно продолжают жить в Риме, гуляя по его колоритным улицам и площадям

Да, это фильм не о том, как "они жили долго и счастливо". У этой истории нет и не будет счастливого конца. Но он о свободе, что длится всего день, но остаётся с тобой навсегда. О настоящей радости и чистоте. О счастье, которое прячется в шарике мороженого, а вовсе не в бриллиантовом блеске королевских регалий.

Самые нетривиальные экскурсии по Риму с доктором наук
Александр Буйо
iloveroma.ru